Cмысл поклонения (Сира 93/186)

Секрет духовного и социального вознесения, которого достигли сподвижники Мухаммада ﷺ, заключается в их прочной правильной связи со Всевышним. В своем поклонении они не испытывали отягощенности, отвержения или нежелания, что могут ощущаться другими.

Человеку свойственны два состояния: восхищение чем-то великим и признание благого, совершенного по отношению к нему. Видя искусное изобретение или живописное полотно, слыша красноречивую речь, человек продолжает ощущать красоту, покуда нутро его не переполнится восхищением тем, кто стоит за этими шедеврами. Поистине, перед глубоким умом и явными умениями головы склоняются в почтении. Так же, когда по отношению к человеку делают нечто хорошее, протягивают руку с материальными благами, ему помнится поступок и тот, от кого он исходил. Чем больше благо, тем щедрее уста источают благодарность, а душа переполнена желанием отблагодарить.

Посланник Аллаха ﷺ пришел с тем, чтобы пробудить эти два чувства по отношению к Тому, Кто более всех их заслуживает.

Разве ты не восхищаешься величием и не испытываешь почтения к его носителю? Разве ты не признаешь блага и не желаешь выразить благодарность за них?

Почему же ты не испытываешь восхищение перед величием Всевышнего Творца? Почему не проявишь почтение к истинному Обладателю и Подателю всех благ? Разве не заслуживает твой Господь, чтобы было признано Его господство и увидено проявление Его могущества?

Взглянув на парящий в небесах самолет, не подивишься ли человеку, который изобрел его?

А разве можно не наполниться почтением перед тем, кто сотворил разум изобретшего этот летательный аппарат? Разве можно не наполниться восхищением перед создателем миллиардов небесных светил, которые вращаются в пространстве, — и не найдешь ты в них изъянов, в их движении не увидишь отклонений.

Если ты познаешь великолепие окружающих тебя творений, ты постесняешься выступить против их Творца или приписать неподобающее Ему.

«[К обладателям разума относятся] те, кто упоминает Всевышнего [не забывает о Нем] в положении стоя, сидя или лежа на боку. Кто размышляет, задумывается над сотворением небес и Земли [молвя]: «Господи, сотворенное Тобою не ложно [не является чем-то пустым и никчемным]. Ты Совершенен [беспредельно далек от того, что не соответствует Тебе]. Защити нас от мучений в Аду» (Св. Коран 3:191).

Если тебе встретится щедрый человек, и ты увидишь, как он открыт и гостеприимен, то непременно запомнишь совершенное по отношению к тебе благо и пожелаешь его отблагодарить, поведать другим о присущих ему достоинствах. Что же говорить о Том, Кто проявляет по отношению к тебе милость от колыбели до могилы. Ты не питаешься, кроме как из удела Аллаха, прибегаешь лишь к Его защите, освобождаешься от бед и трудностей, кроме как с Его дозволения.

Пророк Мухаммад ﷺ связал людей с их Господом, и эта связь проявляется вспышками озарения, что ощущаются как мгновения осо­знания Его могущества и признания благ. Они устремлялись к Нему в покорности и выполняли свои обязательства исходя из внутренних побуждений, а также переполнявшего их желания почтить Великого и воздать за блага Щедрому.

Поклонение не является покорностью принуждения и нежелания, однако же покорностью довольства и любви. Поклонение не есть покорность невежества и беспечности, однако — познания и проницательности ума.

Если издается указ о повышении цен на товары, то торговцы принимают его, будучи вынужденными, иль указ о понижение жалованья, который служащие примут, но негодуя. Если ты укажешь путь безмолвному животному, то оно подчинится тебе и последует приказу, хотя и не знает куда придет — на пастбище или на заклание. Такие формы покорности далеки от поклонения, которое установлено Всевышним для людей, когда уста произносят:

«Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи» (Св. Коран, 1:5).

Истинная покорность является мудростью творения и целью мироздания:

«Джинны и люди сотворены лишь для того, чтобы поклоняться Мне» (Св. Коран, 51:56).

Она связана с познанием и любовью, то есть проистекает из восхищения величием и признания благ.

Множество коранических аятов указывают на то, что поведение и образ жизни верующих строится согласно этим фундаментальным понятиям. Знакомя человека со своим Создателем, они раскрывают перед ним величественность Его творений и многочисленность милостей, разрывая паутину невежества и отрицания, что соткана беспечностью на глазах.

«Аллах (Бог, Господь) сотворил небеса и землю, низвел с небес воду, которой произрастил многочисленные плоды в качестве удела, пропитания для вас. Он установил такие законы, что вы можете плавать на кораблях по воде (по морям). Он подчинил вам реки. [Всем этим вы пользуетесь бесплатно, все это Господь поставил на службу людям].

Он подчинил вам постоянно и последовательно [сменяющих друг друга] Солнце и Луну, а также — ночь и день. Он (Всевышний) дал вам все, о чем вы Его просили. Дары и блага, предоставленные вам,
бессчетны (если захотите сосчитать их, то сделать этого не сможете) [не хватит сил, и нет таких чисел]!

[Однако же, несмотря на все это] человек, воистину, крайне неблагодарен и упорен в грехе [в том числе в грехе безделья, лени и бесцельного, бессмысленного прожигания свой жизни]» (Св. Коран, 14:32–34).

Человек не сможет сделать что-либо великое, если ведом к этому силой. Поистине, совершенство рождается, когда внутри есть сильное желание, спокойствие и удовлетворение. Если человек своими чувствами и мыслями отдается какому-либо делу или убеждению, то посвящает ему всего себя — буквально грезит им во сне и активен наяву. Достичь высокого уровня в чем-либо можно лишь выполняя свое дело наилучшим образом. Именно поэтому Ислам не придает значения теоретической, поверхностной вере, но принимает ее лишь для того, чтобы она явилась некой ступенью к тому, что выше — вере, связанной с рассудком и чувствами.

Необходимо украшать свой внутренний мир верой. Не является мусульманином тот, кто познает Всевышнего и одновременно испытывает к Нему неприязнь. Как и не несет в себе никакой ценности мусульманин, познавший Аллаха, если внутри себя он не испытывает восхищения и благодарности, а напротив — полон пренебрежения и отрицания. Мусульманином является тот, кто познал Аллаха истинным познанием, признавая всеми фибрами души, всеми клетками своего тела, нейронами своего головного мозга могущество Могущественного и щедрость благ Дарующего.

Именно такая живая ВЕРА позволяет человеку вершить нечто удивительное, создавать шедевры, строить великие цивилизации. Именно такая ВЕРА делает его наслаждающимся обязательствами, возложенными на него, по причине чего он спешит исполнить их с сильным рвением и желанием. Неужто ты думаешь, что посланник Аллаха ﷺ, выстаивая молитвы пока не опухали его ноги, испытывал боль, подобную той, что ощущает ученик, которого заставляют пребывать в положении наказанного? Нет, воистину, ощущение сладости общения со Всевышним и погружение в состояние покорности заглушало чувство боли от продолжительного стояния.

Уместно вспомнить слова правнука Пророка, Зейн аль-‘абидина[1]: «Есть люди, которые поклоняются Аллаху из-за боязни. Поистине, это поклонение рабов. Другие поклоняются Всевышнему, желая награды. Это — поклонение торговцев. Но есть те, которые поклоняются Ему из любви и благодарности. Воистину, это — поклонение избранных и свободных людей»[2].

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Абу аль-Хасан ‘Али ибн Хусейн аль-Курайши, более известен как Зейн аль-‘абидин (37–93 гг. по хиджре) (658–712 гг. по григор.) — сын Хусейна ибн ‘Али, внука пророка Мухаммада, и персидской царевны Шахр Бану. Занимался религиозными науками, был очень набожным человеком, за что его называли Зейном аль-‘абидином («украшение поклоняющихся»).

[2] См.: ас-Саим М. Зейнуль-‘абидин имам аль-хаши‘ин [Зейнуль-‘абидин — имам набожных]. Египет: аль-Мактаба ат-тауфикийя, 2000. С. 35.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1