Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «[Выплата] милостыни (закят) является обязанностью каждого мусульманина». У него спросили: «О Пророк, а если нет [денег, материальных средств]?» — «Тогда пусть делает что-то своими руками, принося пользу себе и давая из этого милостыню другим». — «А если и такой возможности нет?» — «Тогда пусть поможет нуждающемуся, оказавшемуся в беде». — «А если и такой возможности нет?» — «В таком случае пусть совершает общепризнанное благое [благостность чего понятна всякому человеку, соответствует здравому смыслу] и отстраняет (защищает) [себя или кого-то другого] от злого (вредного, грешного, преступного). И это окажется для него милостыней»[1].
Подсознательно богатые постоянно совершенствуют навыки, ремесло и ищут способы создать что-то новое и ценное. Создаваемые ими изобретения и продукты (в том числе и информационные) направлены на упрощение жизни, облегчение ее и на дополнительные удобства.
А вот подсознательно бедные постоянно ноют, ругают представителей власти и бизнеса, говорят, что им все должны, должны много и бесплатно. Им не понять, сколь глубоко они заблудились и что без труда и строгой самодисциплины им горизонтов власти, богатства, силы, величия не достичь, даже не увидеть, а тем более – не поверить в возможность достижения. Но им и не надо, как они сами говорят. Тогда пусть не ноют и не утверждают, что им кто-то что-то должен.
Жизнь интересна своим разнообразием и возможностями. Сделайте ее чередой проектов-шедевров, над которыми работаете день и ночь. И когда вы предложите рынку результаты очередного проекта, будьте готовы к тому, что те, кто любит спать, есть, смотреть телевизор, сидеть в Интернете и кричать на митингах, а их большинство, будут завидовать вам и говорить «а почему так дорого?!», «а почему не бесплатно?!». Надеюсь, в этот период вы будете также заняты, но уже новыми проектами, а потому возгласы подсознательно бедного большинства пропустите мимо ушей.
Успехов, процветания и сосредоточенности на главном! И научитесь игнорировать нытиков, критиков, они не заслуживают вашего внимания.
Комментарии мусульман в социальных сетях
Ramilya: Кто-то мерит деньгами, а кто-то просто живет и наслаждается жизнью, довольствуясь тем, что имеет. Главное – оставаться людьми, человечными, добрыми и внимательными. Всевышний кого-то испытывает богатством, а кого-то бедностью. Нужно научиться любить и в мольбе всегда просить об этом, так как любящий человек никогда не опустится низко.
Rinal: А кто будет изучать организм человека и предлагать новые методы лечения?! Кто будет изучать экономику, физику, высшую математику? Кто будет строить красивое и комфортное жилье из экологически чистых материалов? Кто будет изучать новые источники энергетики? Кто будет разрабатывать новые и крепкие покрытия для российских дорог? И многое-многое другое, что требует немало труда и затрат. Может, пусть другие развиваются (США, Европа или Япония), а мы так и останемся пассивными наблюдателями на обочине? Никто не спорит, что надо благодарить Всевышнего. Но как вы будете довольствоваться жизнью, если у вас потечет крыша в доме из-за сгнившей кровли или зимой в -30°С отключат отопление из-за тотального износа систем? Нам надо двигаться по жизни: что-то делать лучше, экономичнее, теплее, надежнее и т. д. И быть может, дело даже не в деньгах, а в пользе. Ведь все вокруг меняется.
Ramilya: Очень много вопросов – кто, кто?.. Ответ прост – любящий человек! И при этом помогая, творя, он будет довольствоваться жизнью, благодарить за то, что живет, что умеет любить и приносить пользу себе и другим по мере возможности, а главное – Всевышний позволяет! Пассивные или активные люди – мы все разные по натуре. Хочешь – помоги, не хочешь – помолчи, главное – не убивай, не оскорбляй, не унижай, следи за своей речью, чтобы не навредить себе и окружающим!
Рабика: Да, оставаться человечными, добрыми и внимательными – это главное. Но если ты материально беден, то высока вероятность, что растеряешь эти качества. Ведь бедность может вызвать недовольство, зависть, озлобленность. В этом мире присутствуют и духовность, и материальность. Чтобы сделать что-нибудь от души, порой нужны деньги. Когда мы хотим проявить доброту, хотим помочь кому-нибудь, допустим, родственникам или сиротам тоже нужны деньги. Богатство духовное и материальное помогают развиваться человеку и обществу. Почему надо выбирать что-то одно, лучше стремиться и к тому, и к другому.
Шамиль Аляутдинов: Rinal, у каждого своя подсознательная история и, как результат, – свой личный анализ мира и, например, мусульманских ценностей. Это нормально. Как и нормально, что большинство подсознательно бедны и пассивны. Им так удобнее, комфортнее, так они чувствуют себя защищенными. Ведь если берешь на себя большую ответственность, то придется работать в поте лица на протяжении длительного времени, и в большинстве случаев никто не скажет тебе «спасибо», а воспримет результат труда как должное, а еще хуже – начнет критиковать, оскорблять.
Мне очень нравится ваша позиция. Мусульманскому миру, как и миру вообще, катастрофически не хватает таких людей, кто безграничен в своем мышлении, активен в делах. Новых Божественных благословений вам на новые победы! Всем нам!
«Тем, кто прикладывает усилия (усерден, упорен, целеустремлен), причем делает это в угоду Всевышнему [с мольбой о милости Его и прощении; делает пред Ним, Его могуществом, на пользу веры и духовности, ради торжества Слова Божьего и извечных ценностей… Кто прикладывает усилия пред Богом], тем людям Всевышний откроет благословенные пути [достижения всестороннего успеха в мирском и вечном; предоставит выход из безвыходных ситуаций; выведет из тьмы безысходности к ярко освещенной «трассе» надежды и уверенности в завтрашнем дне]. [Знайте же] нет сомнений в том, что Аллах (Бог, Господь) вместе с теми, кто благороден в делах и поступках (Св. Коран, 29:69).
Каждый из вас по-своему прав. Но как вы, уважаемый читатель, считаете, кто активнее (носители какой подсознательной истории) продвигает науку, культуру, искусство, экономику, юриспруденцию, богословие, образование и, например, производство вперед, к новым горизонтам, рубежам, вершинам?
Если сможете честно сформулировать свое мнение (настоятельно рекомендую подумать об этом на бумаге), то увидите отражение своего подсознательного, которое в подавляющем большинстве случаев управляет нами, направляет нас и дает на выбор именно свои варианты, а не те, что мы можем сознательно выбирать из неограниченного каталога земных возможностей. Это психологически тяжелая процедура (если будете честны с собою), но она очень полезна. Большинство ходят по кругу, не понимая того. Лишь несколько процентов из ста в состоянии сознательно рулить, жать на тормоз или на газ. Таких людей мало, но любой может пополнить их ряды (с лучшими перспективами в земном и вечном), если верно продиагностирует себя, сознательно выберет, выйдет из замкнутого круга и более не остановится в развитии, росте, познании нового и ежедневном кропотливом труде. Божественного благословения таковым!
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Мусы; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 338, хадис № 5464, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 430, хадис № 1445; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 4. С. 392, хадис № 1445, а также т. 13. С. 549, хадис № 6022.