Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Дуа, которому обучал Мухаммад сподвижников наряду с сурами Корана

Этой молитве пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) обучал своих сподвижников наряду с сурами из Корана

 

اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ جَهَنَّمَ 

وَ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ 

وَ أَعُوذُ بِكَ مِنْ فِتْنَةِ الْمَسِيحِ الدَّجَّالِ 

وَ أَعُوذُ بِكَ مِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيَا وَ الْمَمَاتِ

Транскрипция дуа:

Аллаахумма иннии а‘уузу бикя мин ‘азааби джаханнам, ва мин ‘аззаабиль-кабр, ва а‘уузу бикя мин фитнатиль-масихид-даджааль, ва а‘уузу бикя мин фитнатиль-махьяя валь-мамаат.

Перевод:

«Господи, поистине, я прибегаю к Тебе, удаляясь от (1) мучений Ада, (2) мук в могиле, (3) от соблазна Антихриста и от (4) искушений жизни и смерти».

Пояснение к сути молитвы-дуа

Согласно хадису, переданному Ибн ‘Аббасом[1], пророк Мухаммад обучал этой молитве-ду‘а своих сподвижников так же, как обучал их сурам из Корана[2]. Это показывает ее важность и особую значимость.

Пророк Мухаммад наставлял сподвижников молить Аллаха (Бога, Господа) о защите от разного рода зла. Вышеприведенная мольба-ду‘а именно в таком виде присутствует в своде хадисов имама ат-Тирмизи. Также с незначительными отличиями в порядке слов она приведена в сводах хадисов имамов аль-Бухари[3] и Муслима[4]. В своде хадисов имама ат-Тирмизи передатчиком хадиса является ‘Абдулла ибн ‘Аббас, а в двух остальных – Абу Хурайра. В своде хадисов имама Муслима дополнительно упомянуто, что пророк Мухаммад рекомендовал произносить эту мольбу в намазе после последнего ташаххуда и до проговаривания приветствия по обе стороны, которыми завершается молитва-намаз (проговорив приветствие по обе стороны, человек выходит из состояния молитвы)[5].

Каков общий смысл этого дуа?

Живя в земной обители, сложно представить себе весь ужас, ожидающий неверующих и грешников в Аду. Тем более если ты не читал его описания в Коране и хадисах. И вообще не веришь в Бога и жизнь после смерти. Но наказание Преисподней ужасно, а для безбожников окажется нескончаемым: ни жить, ни умереть не смогут (подробней здесь). Следует отметить, что и верующий может оказаться на какое-то время в Аду за грехи свои. А потому молить Бога удалить от мучений в Аду и для верующего всегда актуально.

Мучения в могиле. Они – первая ступень мучений после смерти человека (подробней здесь). Ужас загробного мира для верующего станет смягчением наказания в Судный день. А для безбожника – началом бесконечного мучения и страдания. Моля Бога удалить от мучений в могиле, мы просим Его благословить нас на сторонение греха и дисциплину в благом и обязательном.

Антихрист – это самый сильный соблазн для его современников. Не попасть под влияние этого соблазна будет крайне сложно. Появление данного человека – один из значимых признаков приближения Конца Света, завершения земной жизни как таковой для всего человечества. Антихрист станет по воле Всевышнего значительным и мучительным испытанием.

Он будет иметь огромную власть: оживлять тех, кого незадолго до этого сам же убил, владеть невообразимой по обычным меркам роскошью и достатком, его богатства станут неустанно приумножаться, у него на земле будет свой ад и свой рай, по его приказу будет идти дождь и произрастут хорошие урожаи. Мирское примет в этот период гипнотический блеск и красоту, что многих ослепит в вопросах вечного и вознесет Антихриста в их сознании на уровень Бога во плоти[6]. Ему будет дана временная возможность поменять местами ложь и правду. Правдивое, праведное в его времена станет ложным и греховным, а грех станет формой проявления набожности пред новым «богом», которым Антихрист себя объявит, и все это станет непростым испытанием для человечества в доказательство духовной проницательности и веры пред Единым и Единственным Богом для всех времен и народов, Сотворившим все и вся, в том числе и самого Антихриста.

В конце мольбы-дуа – просьба к Богу защитить от искушений жизни и смерти. Искушения в земном – испытания нас и хорошим, и плохим: как среагируем, как поступим. Искушение совершить грех, тем более когда появляется хорошая возможность «без обязательств». Искушение бедностью и богатством, искушение властью и нескончаемостью проблем. Жизнь – бесконечный поток искушений, правильное отношение к которым открывает нам райские перспективы в вечности, а падение их жертвой – перспективы Ада. А что же смерть? В ней также имеются грани искушений: люди боятся ее, хотя не стоит; люди не готовятся к ней, хотя надо бы; люди растеряны при ее внезапности и могут обо всем важном в контексте перспектив в вечности просто забыть. Важно, как ты прожил жизнь, но еще важнее, как ее завершил[7].

Отмечу, что пророк Мухаммад не зря настойчиво учил сподвижников этой мольбе-дуа: все эти виды испытаний для любого из нас крайне опасны в земной и вечной перспективах. Опасны и сложны, а потому молим Аллаха (Бога, Господа) помочь нам в этом. Защити, помоги, помилуй!

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 551, хадис № 3494, «сахих».

[2] Коран – заключительное Священное Писание от Аллаха (Бога, Господа). Является таковым лишь в арабском оригинале. Первозданный текст сохранен до сих пор и будет сохранен без искажений и изменений до Конца Света, как сказано в самом Коране.

[3] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 409, хадис № 1377.

[4] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 234, хадис № 130–(588).

[5] О том, что такое «ат-ташаххуд» и «заключительное приветствие», читайте в разделе «Религиозная практика» (umma.ru).

[6] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 16. С. 130, 131; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч., [б. г.]. Т. 9. Ч. 18. С. 58, 59.

[7] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, человек может на протяжении долгого периода жизни совершать поступки, свойственные обитателям Рая, но завершить жизнь делами обитателей Ада. [Продолжительность пребывания в Аду после Судного Дня будет зависеть от степени пагубности этих завершивших его жизнь деяний.]

А другой может на протяжении долгого периода совершать поступки, свойственные обитателям Ада [в душе искренне стремясь к вере и благочестию, препятствием чему постоянно будет являться назойливое и пагубное влияние извне (окружение, например)], однако [начав думать собственной головою и все-таки вырвавшись из темницы пагубных зависимостей, он в корне преобразится и] завершит жизнь делами обитателей Рая [где он по Божьей милости после Судного Дня и окажется]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1063; хадис № 11–(2651); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 199, хадис № 11–(2651); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 121, хадис № 1972, «сахих».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1