سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ
أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ
أَسْتَغْفِرُكَ وَ أَتُوبُ إِلَيْكَ
Транскрипция дуа: Субхаанакял-лаахумма ва би хамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукэ ва атуубу иляйкь.
Перевод: «Ты далек от всех недостатков, Господи! Вся хвала — Тебе! Свидетельствую, что нет бога (божества), кроме Тебя. Прошу Тебя о прощении и каюсь пред Тобою».
Согласно изречению пророка Мухаммада, произнесение этой молитвы при покидании какого-либо собрания станет причиной прощения греха, что мог быть совершен во время встречи и общения.
Сам хадис звучит так: «Кто будет на встрече, во время которой немало пошумит, а прежде чем встать, скажет «субхаанакял-лаахумма ва би хамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукэ ва атуубу иляйкь», то все его прегрешения, «собранные» им на этом мероприятии, будут ему прощены»[1].
Нередки случаи, когда люди, оказываясь на каком-либо мероприятии, начинают вести пустословные беседы, постепенно переходящие в сплетни, злословие или шумные ругательства. Если строго следовать тексту хадиса, то в нем упомянуты именно шум и крики (лагатъ), предположительно, как высшая форма неприличия в общественном месте. Концовка же хадиса говорит о грехах вообще.
Так как никто не застрахован от греха языка и недостойного поведения, полезно проговаривать приведенную молитву всякий раз, когда намереваетесь покинуть встречу, собрание, массовое мероприятие.
Каков общий смыл этой дуа?
Смысл в том, что, возвращаясь к Богу[2] упоминанием Его, приходишь в состояние осознания происходящего, поднимаешься над ситуацией и мыслишь шире и дальше в контексте земных и вечных перспектив. Восхваляя Его и подчеркивая Его единственность, становишься ближе к Господу, а потому лишь после этого просишь о прощении греха, если таковой был. Если его не было, то эта молитвенная формула идет в копилку ваших благих дел и упоминаний Всевышнего.
В Коране сказано:
«Не упоминанием ли Аллаха (Бога, Господа) успокаиваются (начинают чувствовать уверенность; ощущать безопасность) сердца?!» (см. Св. Коран, 13:28).
Какие можно сделать выводы из всего вышесказанного?
Лучше если проговаривание данной молитвенной формулы после многократного практикования станет чем-то естественным, подобно дыханию, в момент покидания круга людей, с которыми была встреча, общение. Необязательно проговаривать вслух. Иногда это может быть неуместно, если, например, собеседник или собеседники не относятся к мусульманской культуре либо, относясь к ней этнически, имеют нулевой уровень религиозной практики. Вам решать, что более уместно: вслух или про себя. Главное — осознание и сердечное ощущение набожности, покорности пред Богом и раскаяния. Даже если очевидного греха и не совершили, мы не ангелы, а потому всегда актуально стремиться к большему и лучшему пред Богом, Господом миров.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См. ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 543, № 3433, «сахих».
[2] «Господу [Творцу всего сущего] лучше всех известно о содержимом ваших душ: если вы [изнутри] благонравны [постоянно корректируете себя в лучшую сторону], так ведь Он прощает тех, кто возвращается к Нему [обращен к Нему своими чувствами, состоянием, устремлениями и раскаянием]» (Св. Коран, 17:25).