Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Дуа (молитва) при покидании встречи или собрания

سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ

أَسْتَغْفِرُكَ وَ أَتُوبُ إِلَيْكَ

Транскрипция дуа: Субхаанакял-лаахумма ва би хамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукэ ва атуубу иляйкь.

Перевод: «Ты далек от всех недостатков, Господи! Вся хвала — Тебе! Свидетельствую, что нет бога (божества), кроме Тебя. Прошу Тебя о прощении и каюсь пред Тобою».

Согласно изречению пророка Мухаммада, произнесение этой молитвы при покидании какого-либо собрания станет причиной прощения греха, что мог быть совершен во время встречи и общения.

Сам хадис звучит так: «Кто будет на встрече, во время которой немало пошумит, а прежде чем встать, скажет «субхаанакял-лаахумма ва би хамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукэ ва атуубу иляйкь», то все его прегрешения, «собранные» им на этом мероприятии, будут ему прощены»[1].

Нередки случаи, когда люди, оказываясь на каком-либо мероприятии, начинают вести пустословные беседы, постепенно переходящие в сплетни, злословие или шумные ругательства. Если строго следовать тексту хадиса, то в нем упомянуты именно шум и крики (лагатъ), предположительно, как высшая форма неприличия в общественном месте. Концовка же хадиса говорит о грехах вообще.

Так как никто не застрахован от греха языка и недостойного поведения, полезно проговаривать приведенную молитву всякий раз, когда намереваетесь покинуть встречу, собрание, массовое мероприятие.

Каков общий смыл этой дуа?

Смысл в том, что, возвращаясь к Богу[2] упоминанием Его, приходишь в состояние осознания происходящего, поднимаешься над ситуацией и мыслишь шире и дальше в контексте земных и вечных перспектив. Восхваляя Его и подчеркивая Его единственность, становишься ближе к Господу, а потому лишь после этого просишь о прощении греха, если таковой был. Если его не было, то эта молитвенная формула идет в копилку ваших благих дел и упоминаний Всевышнего.

В Коране сказано:

«Не упоминанием ли Аллаха (Бога, Господа) успокаиваются (начинают чувствовать уверенность; ощущать безопасность) сердца?!» (см. Св. Коран, 13:28).

Какие можно сделать выводы из всего вышесказанного?

Лучше если проговаривание данной молитвенной формулы после многократного практикования станет чем-то естественным, подобно дыханию, в момент покидания круга людей, с которыми была встреча, общение. Необязательно проговаривать вслух. Иногда это может быть неуместно, если, например, собеседник или собеседники не относятся к мусульманской культуре либо, относясь к ней этнически, имеют нулевой уровень религиозной практики. Вам решать, что более уместно: вслух или про себя. Главное — осознание и сердечное ощущение набожности, покорности пред Богом и раскаяния. Даже если очевидного греха и не совершили, мы не ангелы, а потому всегда актуально стремиться к большему и лучшему пред Богом, Господом миров.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См. ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 543, № 3433, «сахих».

[2] «Господу [Творцу всего сущего] лучше всех известно о содержимом ваших душ: если вы [изнутри] благонравны [постоянно корректируете себя в лучшую сторону], так ведь Он прощает тех, кто возвращается к Нему [обращен к Нему своими чувствами, состоянием, устремлениями и раскаянием]» (Св. Коран, 17:25).

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1