اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ بِأَنِّي أَشْهَدُ أَنَّكَ أَنْتَ اللَّهُ
لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ الأَحَدُ الصَّمَدُ
الَّذِي لَمْ يَلِدْ وَ لَمْ يُولَدْ
وَ لَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَد
Транскрипция дуа:
Аллахумма инни ас’элюкя бианни ашхаду аннэкя антэ ллах, ля иляхэ илля антэ, аль-ахадус-сомад, аллязи лям ялид ва лям йуляд, ва лям якун ляху куфуван ахад.
Перевод:
«Господи, поистине, я прошу у Тебя, свидетельствуя, что нет бога, кроме Тебя, Единственного, Вечного, не родившего и не рожденного, Кому никто не может быть равен».
Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) услышал, как некий человек обращается к Богу со словами: «Аллахумма инни ас’элюкя бианни ашхаду аннэкя антэ ллах, ля иляхэ илля антэ, аль-ахадус-сомад, аллязи лям ялид ва лям йуляд, ва лям якун ляху куфуван ахад». Тогда Пророк изрек: «Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа! Поистине, он обратился к Господу по Его наивеличайшему имени! Если к Нему взывают этими словами, то Он непременно ответит, если просят — даст»[1].
Всякий раз, когда верующий человек обращается к Аллаху (Богу, Господу) с мольбой на любом языке, это возвращается проявлениями Божьей милости, ведь Он, Господь миров, все слышит и отвечает на мольбу просящего[2].
Человек всегда в чем-то нуждается, всегда у него есть потребности. Не нужно стыдиться просить Бога даже по мелочам. Например, пророк Мухаммад сказал: «Молите Господа по любым проблемам, даже по поводу оборвавшегося на обуви шнурка (ремешка)»[3].
Приведенная в хадисе молитвенная формула является неким ключом, открывающим врата Божьей милости и щедрости: «Если к Нему взывают этими словами, то Он непременно ответит, если просят — даст». Когда вы в чем-то сильно нуждаетесь, воспользуйтесь этим ключом! А когда «откроете сокровищницу», не старайтесь взять все. Всего не унести! Берите то конкретное, в чем чувствуете особую нужду.
Каков общий смысл этой молитвы?
Она есть обращение к Богу с просьбой посредством свидетельства Единобожия: лишь Он Один является Господом всего сущего, наряду с Которым нет и не может быть другого бога или божества. Только Он Один достоин поклонения и только Он Один является самодостаточным. Власть Его безгранична. Все живые существа для удовлетворения своих потребностей нуждаются в Нем. В молитвенной формуле подчеркивается, что Аллах (Бог, Господь) не родил и не был рожден, у Него нет детей. Нет никого подобного Ему по силе и могуществу.
Какова была реакция пророка Мухаммада, когда он услышал эту молитву?
Когда он (да благословит его Всевышний и приветствует) услышал эту молитвенную формулу, то произнес: «Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа!» А такое вступление в хадисе бывает редко. И оно указывает на важность и однозначность того, что последует далее.
О каком наивеличайшем имени Господа идет речь в хадисе?
У богословов есть несколько мнений на этот счет, но ни одно из них не имеет прямого, однозначного достоверного аргумента в свою пользу.
В контексте данного материала рекомендую прочитать на umma.ru материал «Наивеличайшее имя Бога (аль-исм аль-а‘зам)».
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 548, хадис № 3475, «сахих».
Также см.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 178, хадис № 1493, «сахих»; Джанан И. «Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ». Т. 5. С. 533, хадис № 1790.
[2] «Если спросят у тебя [Мухаммад] рабы Мои (люди) обо Мне, то Я [говорит Господь миров, Творец всего сущего], воистину, близок [знанием Своим, осведомленностью, милостью, силой, прощением]. Отвечу на мольбу взывающего, если обратится ко Мне. [Ответ на мольбу — это в первую очередь предоставление возможностей, предпосылок, соответствующих обстоятельств, посредством которых, с благословения Творца, человек может прийти к желанному, прикладывая необходимые усилия.]» (см. Св. Коран, 2:186).
[3] См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 3. С. 148, хадис № 866; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 997, хадис № 3613 (8 и 9).