Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Хабашиты (суть и история течения)

Данное довольно молодое для Ислама и мусульманского богословия течение не отличается от тысяч других: люди следуют ученому или группе ученых, которых считают авторитетными для себя. Коран и Сунна — одни для всех, трактовки и подходы могут разниться в зависимости от времени и места, но цель одна — просвещать, побуждать людей к вере в Бога и признанию пророка Мухаммада заключительным Божьим посланником, помогать людям быть счастливыми в жизни земной и заслужить счастья в вечности, после Конца Света и Судного дня. Однако вот с хабашитами есть одна серьезная проблема.

История возникновения течения хабашитов

Хабашиты — последователи учения Абдуллаха аль-Харари аль-Хабаши, эфиопского проповедника. Он родился в городе Харэр, который неофициально считается исламской столицей христианской Эфиопии, и получил там начальное религиозное образование. Затем обучался у некоторых известных учителей, добился определенного веса в своей общине.

В 1940 г. Абдуллах аль-Харари оказался замешанным в гонениях на исламские образовательные центры и мусульманских ученых, многие из которых были подвергнуты арестам, ссылкам, а некоторые вынуждены были эмигрировать в Египет. В 1950 г., настроив против себя всю исламскую элиту Эфиопии, он переехал в Ливан. Здесь аль-Харари начал проповедовать свое собственное направление в Исламе. Пропаганда была основана не только на призыве к классическому пониманию Ислама, традиционному для многих мусульманских течений, но и на активном противодействии радикальным взглядам ваххабитов, занимающих диаметрально противоположные хабашитам позиции в некоторых вопросах вероубеждения. Однако так называемые традиционные взгляды хабашитов (аш‘аритское направление в вопросах акыды и шафиитский мазхаб в религиозной практике) при ближайшем рассмотрении оказались не менее радикальными, чем у их оппонентов.

Именно поэтому они довольно быстро настроили против себя местную мусульманскую общину, а ряд авторитетных богословов предупредили об их серьезных заблуждениях. Тем не менее учение аль-Харари получило некоторый успех у местных жителей, и его последователи решили выйти на политическую арену страны, использовав те же приемы, что в Эфиопии: действовать через местных чиновников, доносить на оппонентов, обвиняя их в экстремизме. Такую же тактику хабашиты в последующем стали применять и на постсоветском пространстве.

Хабашиты в СНГ

История возникновения хабашизма на постсоветском пространстве связана с фигурой Ахмеда Тамима, ливанского эмиссара. В 1976 г. он прибыл на Украину в качестве студента. В 1992 г. после окончания учебы на факультете вычислительной техники Киевского политехнического института Ахмед Тамим начал преподавать азы религии местной общине, а затем организовал Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ). С тех пор хабашиты получили возможность открыто заявлять о своих убеждениях, и Ахмед Тамим начал политическую деятельность, используя административный ресурс так же, как и основатель хабашизма и его последователи в Эфиопии и Ливане: борьба с местной татарской и арабской общинами, доносы на несогласных с ними и обвинение их в неверии и экстремизме.

Из Украины началась экспансия хабашизма и в Россию: Ахмед Тамим, а затем и его брат, Валид, активно посещали различные официальные религиозные организации и налаживали связи с местными муфтиятами, пытались открывать частные курсы и преподавать на дому. В 2000-е годы началась пропаганда хабашитского учения в местных мечетях, вызвавшая большую смуту[1], конфликты и напряжение.

Мнения ученых о хабашитах

Все современные богословы, вне зависимости от своих убеждений и принадлежности к религиозно-правовым школам (мазхабам), прямо пишут о хабашитах как о заблудшей и опасной секте.

Например, после детального богословского исследования и разбора Постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам[2] постановил: «Хабашиты являются заблудшей сектой; недопустимо следовать их убеждениям; нужно сторониться их трактовок аятов и хадисов; следует предостерегать людей от попадания в эту секту».

Юсуф аль-Кардави[3] пишет: «Эти люди представляют собой общину, выступившую против единогласного мнения мусульманских ученых (аль-иджма‘); они объявили кяфирами (безбожниками) большое количество признанных ученых прошлого и настоящего; их богословские мнения (иджтихад) крайне невежественны; степень религиозного невежества идеологов данной секты просто поражает».

Вахба аз-Зухайли[4] на вопрос о хабашитах ответил: «Меня часто спрашивают о них. Они сами заблудились и других вводят в заблуждение. Необходимо держаться от них подальше и предостерегать других. Хабашиты — это секта смуты, которая выдает фетвы, следуя своим страстям (желаниям). Они разрешают запретное и запрещают дозволенное. Есть подозрение, что они имеют тесное сотрудничество со странами, проводящими враждебную политику к Исламу и мусульманам».

Главная проблема — в такфире

Главная проблема этого течения — такфир («выведение из Ислама» и обвинение в безбожии-куфре). Они в своем сегодняшнем виде и практике стали одним из такфиритских течений, считая, что:

1) только они правы, достоверные знания только у них;

2) слушать других проповедников и читать их книги — запрещено;

3) нельзя совершать намаз за теми, кто не придерживается их убеждений;

4) если адепт[5] что-то не то подумал, сказал или сделал, то он становится кяфиром, а потому должен в срочном порядке «обновить» веру.

И многое другое, что толкает последователей в пучину сомнений и вызывает неприязнь к инакомыслящим. Это течение особо опасно для людей со слабой психикой и имеющих предрасположенность к психическим заболеваниям. Впитавший хабашитскую идеологию вынужден будет остаток жизни мучиться в сомнениях, мысля в категориях «куфр/некуфр».

Последнее подтверждено моим личным опытом работы имамом московской мечети с 1997 года, общением с теми, кто погрузился в хабашитские трактовки «куфр/некуфр», а после столкнулся с психологическими и психическими проблемами, из которых никак не мог выбраться.

Несколько примеров хабашитской практики в русскоговорящем пространстве:

1. Выражение «Богом забытая страна». Если человек скажет подобное, он становится кяфиром, так как приписал Аллаху (Богу, Господу) забывчивость, что является человеческим качеством и никак не сопоставимо с Господом;

2. Слово «Милосердный» по отношению к Аллаху (Богу, Господу). Если человек припишет это качество Господу, он становится кяфиром, ведь очеловечил Бога, приписав Ему наличие сердца.

3. Если, проговаривая шахаду, человек неверно произнесет букву «ха»[6] при упоминании имени пророка Мухаммада, его шахада недействительна, а потому и мусульманином он не является.

Это поистине абсурдные выводы, но для непосвященных звучат они очень даже логично и убедительно.

И еще. Хабашиты — это прямая противоположность саляфитам в отдельных вопросах акыды. Хабашиты легко такфирят всех ученых-саляфитов прошлого и настоящего.

Следует остерегаться данного течения, как бы безобидно слова и выводы его проповедников поначалу ни выглядели.

Вирус такфира

Вирус такфира в век Интернета поражает многих, независимо от течения, к которому человек себя относит. Это больше следствие юношеского максимализма, личных бытовых или психологических проблем, а также буквальное восприятие отдельных аятов и хадисов (Коран и Сунна) и крайне поверхностное знание мусульманского богословия. Подробнее по этой проблеме современности читайте в отдельном материале книги или здесь на umma.ru.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В Коране сказано: «[Знайте] смута [когда человек ведом больше эмоциями и становится орудием в чужих руках, с криками о справедливости начинает уничтожать и разрушать, чему в истории множество примеров] хуже (пагубнее) [по грешности], чем убийство» (см. Св. Коран, 2:191); «Смута — хуже убийства» (см. Св. Коран, 2:217).

[2] Постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам был учрежден в 1971 году королем Саудовской Аравии Фейсалом ибн Абдуль-Азизом. Является ключевым органом богословских исследований и фетв в Саудовской Аравии. Подготавливает материалы для Совета Верховных муфтиев королевства, консультирующего короля в религиозных вопросах.

[3] Юсуф аль-Кардави (1926–2022 гг.) — современный исламский богослов. Родом из Египта. Многие годы был президентом Международного союза мусульманских ученых. Считается одним из очень влиятельных религиозных деятелей последних ста лет. Автор более 120 книг. За свой вклад в развитие исламской теологии награжден восемью международными премиями.

[4] Вахба аз-Зухайли (1932–2015 гг.) — авторитетный на международном уровне сирийский богослов. Автор более 50 книг, среди которых два важных многотомных богословских труда: «Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух» [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. (1997), а также «Ат-тафсир аль-мунир» [Освещающий тафсир]. В 17 т. (2003).

[5] Адепт — последователь, обычно ревностный приверженец какого-либо учения, идеи, знания.

[6] В арабском языке три буквы «ха», они различаются по мягкости/твердости произношения.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1