Аудио версия настоящей статьи:
«Когда пророк Мухаммад вставал на молитву, он, простерев[1], поднимал руки»[2].
Приведу некоторые высказывания ученых по данному хадису:
— аш-Шавкяни: «Нет никакого упоминания относительно его хотя бы частичной недостоверности»;
— ан-Навави: «Нет разногласий между богословами относительно поднятия рук в начале молитвы»;
— аш-Шафи‘и: «Наверное, нет больше положения, которое было бы передано столь значительным количеством сподвижников Пророка»;
— аль-Бухари: «Девятнадцать сподвижников Пророка передали информацию об этом (о поднятии рук в начале молитвы)»;
— аль-Байхакы говорил об около тридцати передавших это сподвижниках пророка Мухаммада;
— аль-Хаким: «Поднятие рук в начале молитвы[-намаза] является бесспорной сунной Пророка. Среди свидетельствовавших есть десять человек, которым уже при жизни Пророком была обещана райская обитель в вечности»;
— аль-‘Иракы: «Около пятидесяти сподвижников Пророка говорили о необходимости поднятия рук в начале молитвы, среди них и десять тех, которым была обещана еще при жизни райская обитель в вечности».
После перечисления всех упомянутых цитат и многого другого, подтверждающего достоверность данной сунны, имам аш-Шавкяни заключает: «Поднятие рук в начале молитвы-намаза является одним из тех положений, относительно которых иджтихад[3] недопустим»[4].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Ибн ‘Абдуль-Барр прокомментировал это как «поднятие рук выше ушей», то есть на уровень ушей.
[2] Хадис от Абу Хурайры; в пяти сводах хадисов, кроме ан-Насаи. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 181, хадис № 666.
[3] То есть данное положение столь достоверно, что сомневаться в необходимости его или трактовать как-то по-иному невозможно и недопустимо.
[4] Подробнее см.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 181–184, пояснение к хадису № 666.