Аудиоверсия настоящей статьи:
Пророк Мухаммад сказал: «Верующие подобны [составным частям] здания[1]: укрепляют друг друга [что-то серьезное, заметное и красивое собой представляют, когда вместе, являются опорой друг для друга]»[2].
ﷺ
Пророк Мухаммад сказал: «В дружбе, в проявлении милосердия друг к другу и сочувствия верующие подобны [единому] телу: если какая-то часть его жалуется [на боль и недомогание] (болит), это отражается на самочувствии всего тела, нарушается сон либо начинается жар»[3].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Человек [перенимает] веру своего халиля[4], и пусть каждый из вас посмотрит, кто является его халилем (посмотрит, с кем он водит дружбу)» [5].
ﷺ
Второй праведный халиф ‘Умар (да будет доволен им Всевышний) сказал однажды: «Если кого-то из вас охватило чувство высокой благородной любви к брату по вере [чувство глубокого уважения и почтения], не относитесь к этому чувству легкомысленно, держитесь за него, потому что оно дается очень редко (мало кто его может испытать)»[6].
ﷺ
Сподвижник пророка Мухаммада, ‘Абдулла ибн ‘Умар, произнес более 1400 лет назад слова, которые не потеряли своей актуальности для людей, достигших многого в области технического прогресса, научной мысли, однако продолжающих терять свою духовность: «Клянусь Богом! Если я буду каждый день поститься и ночи напролет молиться, если я раздам самые дорогие мне и моему сердцу вещи ради Всевышнего (на благотворительность) и в то же время, если я умру со всем этим, но в моем сердце не будет места любви (глубокого чувства уважения, почтения) к людям набожным и покорным Богу, а также чувства неприятия к греху, то маловероятно, что эти (многочисленные, совершенные мною на протяжении десятилетий) благие дела мне хоть чем-то помогут (в Судный День)»[7].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Воистину, праведный собеседник [друг, с которым общаешься и к которому прислушиваешься] сравним с продавцом благовоний [прекрасных ароматов]. [Если ты беседуешь с ним и поддерживаешь отношения] он либо подарит тебе благовоние, либо продаст, либо ты ощутишь [исходящий от него] приятный запах [и будешь наслаждаться этим, находясь рядом]. Скверный же собеседник [друг, с которым общаешься и к которому прислушиваешься] схож с кузнецом, который либо сожжет твою одежду, либо ты [находясь рядом с ним] ощутишь неприятный запах [и весь пропитаешься им]»[8].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Души [людей как] мобилизуемые войска [то есть тянутся к себе подобным]: если знакомятся [начинают узнавать и понимать друг друга], тогда соглашаются [с себе подобными по духу, объединяются, дружат, легко находя общий язык], а те из них (душ человеческих), которые вступают в противоречия [с другими, непохожими на них] (игнорируют, не узнают, не одобряют) [чувствуют внутреннее отрицание], расходятся во мнениях [с теми, к кому испытывают такие чувства]»[9].
Знакомясь и общаясь, например, с пессимистами, с агрессивными или радикально настроенными людьми, человек либо перенимает их повадки, взгляды, трактовки и подходы к происходящему, пропитываясь всем этим, наполняясь соответствующими ощущениями и раскрашивая свой внутренний мир в определенные тона и краски, либо отвергает это, стараясь найти родственную душу с более благородным, высоким и правильным пониманием как жизни вообще, так и происходящего в ней в частности. Плохое тянется к плохому, все ближе сходясь с ним, а хорошее — к хорошему. Согласитесь, развивая внутри себя позитивное, благородное, мы начинаем притягивать подобное.
ﷺ
У Пророка спросили: «[Что можно сказать о] человеке, [который] любит (очень уважительно относится) к определенному кругу людей, но еще не достиг их уровня[10]?» Пророк ответил: «Человек с тем, кого он любит (искренне уважает)»[11].
ﷺ
У Пророка спросили: «О посланник Божий, когда наступит Конец Света?» Он ответил: «А что ты для него приготовил [ведь после наступления Конца Света будет Судный День]?! — «Я не приготовил для него [для встречи с ним, Концом Света] множества совершенных мною молитв, многочисленных дней соблюдения поста или много выплаченной милостыни. Однако же я испытываю [искреннее] чувство любви к Богу и Его [заключительному] посланнику». Пророк ответил: «Ты с тем, кого любишь»[12].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если один человек испытывает чувство любви к другому [чувство глубокого уважения и почтения, искренне, пред Богом, без какой-либо личной заинтересованности], то пусть скажет ему об этом [что укрепит их взаимоуважение, дружбу][13]«[14].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «В меру уважай, почитай любимого тобою человека [относись к дружественным, родственным либо партнерским связям ровно и спокойно]. Есть вероятность, что в один [прекрасный] день он станет твоим заклятым врагом [который использует против тебя нечто твое личное, которым ты легкомысленно поделился ранее].
[При этом] так же в меру питай ненависть (испытывай вражду) к ненавистному тебе человеку [сведи к возможному для тебя минимуму перехлестывающие через край эмоции или чувства; не иди на поводу у желания отомстить, навредить или злорадствовать]. Есть вероятность, что в один [прекрасный] день он станет твоим близким (закадычным) другом [очень дорогим для тебя и ценным человеком, от которого может зависеть очень многое ожидающее тебя в земной или вечной перспективах]»[15].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Отмечу, очень важным является качество этих частей, каждой в отдельности: фундамент со всеми составными его элементами, кирпич, марка бетона, оконные рамы, отделочные материалы, как внутри, так и снаружи. Важно качество материалов и профессионализм рук, которые все это превращают в здание-шедевр, заставляющее проходящих мимо удивляться красоте, правильности его форм и пропорций, устойчивости и монументальности, а входящих в него — качеству внутренней отделки и великолепию интерьера.
Подробнее об этом на umma.ru в моей проповеди за 1.12.2017 года «Какой из тебя кирпич?!»
[2] Хадис от Абу Мусы; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 733, хадис № 2446; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1041, хадис № 65–(2585); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9143, «сахих».
[3] Хадис от ан-Ну‘мана ибн Башира; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1041, хадис № 66–(2586).
Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1901, хадис № 6011.
[4] Халиль — очень близкий, закадычный друг.
[5] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 276, хадис № 4516, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 681, хадис № 2383, «хасан»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 9. С. 486, хадис № 3447. Также см.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 550, хадисы № 9190, 9191, оба «сахих».
[6] См.: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин. С. 195, 196.
[7] См.: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин. С. 195.
[8] Хадис от Абу Мусы; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 626, хадис № 2101; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1055, хадис № 146–(2628); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 497, хадисы № 8130, 8131, оба «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 285, хадис № 364, «сахих».
[9] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари; от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда, а также от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 183, хадис № 3050, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 1025, хадис № 3336.
[10] Думаю, здесь может подразумеваться самое разное, к чему можно стремиться, — и духовное, и интеллектуальное, и материальное.
[11] Хадис от Абу Мусы. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1943, хадис № 6170. Также см.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 550, хадисы № 9190, 9191, оба «сахих».
[12] Хадис от Анаса. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1943, хадис № 6171.
[13] «Связывая свои мысли, эмоции и стремления с другими людьми, вы вырабатываете окситоцин — гормон удовольствия от приятного общения. Это нейрохимия безопасных связей».
«Исследования в области позитивной психологии показывают, что в жизни существует только один опыт, который может осчастливить человека в долгосрочной перспективе. Это не деньги (если не иметь в виду необходимый для жизни минимум), не здоровье, не брак и не дети. Единственная вещь, которая делает человека счастливым, — качество и количество социальных связей». А теперь задумайтесь, друзья, насколько искренни и глубоки ваши отношения с мужем (женой), с детьми, родителями… Являетесь ли вы с ближайшими вашими родственниками хорошими друзьями? Это очень важно как в контексте нашего с вами земного, так и вечного благополучия.
«В атмосфере качественных социальных связей и безопасной общности мозг буквально расцветает».
Подробнее об этом читайте в моей книге «Стань самым умным и самым богатым 2» (с. 135–139).
[14] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 296, хадис № 9/384, «сахих».
[15] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи и аль-Байхакы; также от Ибн ‘Амра; св. х. ат-Табарани и от имама ‘Али; св. х. аль-Байхакы, аль-Бухари и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 20, хадис № 223, «хасан».
По мнению некоторых мухаддисов у данного высказывания не очень высокая степень достоверности как у слов, проговоренных именно самим Пророком. Вероятность, что эти слова сказал сам пророк Мухаммад, есть, но она не однозначна. Некоторые ученые-мухаддисы приписывают эти слова имаму ‘Али. В любом случае они известны в мусульманском богословии и с их мудростью, а также практической применимостью все соглашаются.