Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Хадисы о мусульманском посте (ураза)

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Каждый день поста ради Аллаха (Бога, Господа) [без какой-либо корысти, а лишь с искренностью пред Ним и желанием стать ближе к Нему, заслужить довольство Бога] удаляет лицо постящегося от огня Ада на расстояние, равное семидесяти годам пути [поднимая ввысь по невообразимо высоким райским степеням]»[1].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, в Раю[2] есть врата под названием ар-Райян. В Судный День [который наступит после Конца Света и всеобщего после него Воскрешения] через них войдут [в Рай] соблюдавшие пост [обязательный пост в месяц Рамадан] и никто иной не войдет. Спросят: «Где соблюдавшие пост?» Они встанут [отделятся от общей массы триллионов людей когда-либо населявших землю] и войдут [в Рай] через них [через эти особые врата]. Когда все [соблюдавшие обязательный пост в земной жизни] пройдут, врата за ними закроются, и никто более не пройдет»[3].

Соблюдение поста в месяц лунного календаря Рамадан, независимо от того, насколько человек обязателен в остальных столпах религиозной практики (главное — он носитель постулатов веры), — это большой шаг вперед и к самому себе, к полноте счастья земного и вечного.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Месяц [Рамадан длится] 29 [дней]. Не начинайте соблюдать пост, пока его [новый полумесяц] не увидите, и не прекращайте пост, пока его [новый полумесяц] не увидите. А если облачно [пасмурно и нового месяца не видно], тогда дополните [соблюдение поста] до 30 [дней]»[4].

В хадисе-кудси передается: «Всякое дело потомка Адама [то есть человека] — для него самого, кроме поста. Воистину, он (пост) — для Меня и Я воздам за соблюдение его [по меркам Божественной щедрости и милости]»[5].

 ﷺ

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Есть три категории людей, мольба которых не будет отвергнута Богом: (1) постящийся, когда разговляется, (2) справедливый имам (предстоятель в молитве, духовный наставник; руководитель, государственный муж) и (3) притесненный [незаслуженно обиженный, униженный]»[6].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, мольба постящегося [обращенная к Богу] во время разговения, не будет отвергнута»[7].

Также имеется хадис о том, что «не отвергаема мольба постящегося на протяжении всего дня поста»[8].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «У постящегося две радости: одна — когда он разговляется, другая — когда предстанет пред Господом [в Судный День] и порадуется за соблюденный им пост»[9].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) во время каждого разговения [в месяц Рамадан] освобождает от адского наказания неопределенное количество людей [соблюдавших пост]»[10].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Совершенное в Рамадан желательное благодеяние засчитывается пред Богом как обязательное, а обязательное — как семьдесят обязательных благодеяний, совершенных в любой другой месяц»[11].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Есть три практики, применение которых придаст человеку сил для соблюдения поста (ему в итоге хватит сил и энергии держать пост): (1) поесть, а потом уже пить [то есть во время еды много не пить, не разбавлять желудочный сок, а попить уже после того, как появится чувство жажды, минут через 40–60 после приема пищи][12], (2) поесть [не только вечером, разговляясь, но и] ранним утром [до азана на утреннюю молитву], (3) поспать днем (вздремнуть) [примерно 20–40 или более минут в промежутке между 13.00 и 16.00]»[13].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Господь освободил путника от соблюдения поста и от совершения половины [обязательной] молитвы [то есть четырехракяатные намазы сокращаются до двух]. Беременных же и кормящих Он освободил [только] от соблюдения поста»[14].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Пост — это защита [от совершения грехов в жизни бренной и огня Ада — в вечной]. Если кто-то из вас постится, то пусть не бранится, не кричит. А если его оскорбят или ударят, скажет: «Воистину, я соблюдаю пост, я соблюдаю пост»[15].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто сдержит гнев [проглотит обиду] тогда, когда он в состоянии ответить [на нее], того в Судный День Господь вызовет пред всем человечеством для выбора желаемого им»[16].

«Посланник Господа был наищедрейшим человеком. И щедрее всего он был в [месяц] Рамадан…»[17]

От ‘Аиши передается: «Пост того, кто не определит его [сердечным намерением] до утренней зари, является недействительным»[18].

Богословы трех из четырех мазхабов говорят о том, что намерение поститься надо проговаривать (вслух или про себя) каждый день[19]. И только маликитские ученые допускают возможность того, что намерение поститься можно проговорить один раз в начале месяца Рамадан[20].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Принимайте пищу перед рассветом [в дни поста]! Воистину, в сухуре (утреннем приеме пищи) — Божья благодать (баракят)!»[21].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Моя умма будет пребывать в достатке до тех пор, пока не начнет откладывать разговение на более позднее время и совершать сухур с ночи [а не под утро, специально вставая до начала времени утренней молитвы]»[22].

Разговение желательно начинать с воды и нечетного количества свежих или сушеных фиников. Если фиников нет, то ифтар можно начать с чего-то сладкого или выпить воды. Согласно достоверному хадису, пророк Мухаммад до совершения вечерней молитвы начинал разговение со свежих или сушеных фиников, а если их не было, то — с простой воды[23].

От Ибн ‘Аббаса передается: «Следует различать две разновидности рассвета: рассвет истинный, запрещающий принятие пищи [во время поста] и разрешающий совершение молитвы [с которым наступает время утренней молитвы]; и рассвет ложный, во время которого разрешен прием пищи [в дни поста] и запрещена утренняя молитва [ибо время молитвы еще не настало]»[24].

«Ложный»[25] рассвет наступает приблизительно за час до «истинного». Появляется он в виде вертикальной полосы света, а точнее конуса, основанием располагающегося на земле, а острием устремленного вверх по небу. За «ложным» рассветом вновь следует мрак. При «истинном» же рассвете утреннее зарево равномерно расстилается по горизонту.

В местностях, где нет разделения между днем и ночью (например, полярный день, длящийся на Северном полюсе около 189 суток), ориентируются по времени той ближайшей местности (города), где ночь четко отделяется от дня. То есть ночная темень присутствует. Также некоторые ученые говорили о возможности для таких областей ориентироваться по мекканскому времени начала и завершения поста, то есть поститься по мекканскому расписанию[26].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто нарушил пост по забывчивости, тот не восполняет его, и нет на нем искупления. [То есть вспомнив о соблюдаемом посте, человек прекращает действие, нарушающее пост, и продолжает поститься. Пост его не нарушен]»[27].

Данный хадис касается проглатывания пищи, воды, полового сношения — по забывчивости[28]. Как только человек вспомнит о посте, он обязан прекратить совершаемое им и продолжить пост.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто по забывчивости начал есть или пить, тот завершает пост [в этот день]. Поистине, Всевышний накормил и напоил его [то есть пост не нарушен, а отмечен Господом]»[29].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «У кого непроизвольная рвота, тому восполнять пост не нужно. [Пост не нарушен, и человек может благополучно поститься дальше, если нормально себя чувствует.] Кто же преднамеренно вызывает рвоту [и его на самом деле рвет], тому следует восполнить день поста»[30].

Большинство хадисоведов высказывали мнение о низкой степени достоверности этого хадиса, некоторые сочли его недостоверным[31], а кто-то отнес к достоверным[32].

Например, имам[33] аш-Шавкяни делает вывод: «Хадис указывает на то, что если у человека без какого-либо его участия началась рвота, то она не нарушает поста и ему ничего не следует восполнять. Кто же сам вызвал рвоту, пост того нарушен и он восполнит его в последующем одним днем поста»[34].

Имам ‘Абдуль-халим Махмуд комментирует хадис так: «Непроизвольная рвота не нарушает поста. Если же человек, производя те или иные действия, вызывает ее сам, тогда пост нарушен и необходимо будет восполнить его одним днем поста»[35].

Известный мухаддис (хадисовед) имам ат-Тирмизи сказал: «Все мусульманские богословы следуют на практике именно этому хадису»[36]. Такого же мнения был и имам Ибн Мунзир[37].

«Передается, что Пророка вырвало [однажды], и он прервал пост»[38].

Некоторые считали этот хадис наиболее достоверным по данной теме[39]. Кто-то заявил о недостаточной степени его достоверности и, соглашаясь с возможностью его применения, говорил о необходимости проведения параллели с хадисом, в котором говорится о преднамеренном вызывании рвоты[40].

Изучив эту тему в разных богословских источниках, в которых подробно изложены мнения авторитетных ученых первых поколений формирования мусульманского богословия, я могу сделать вывод: по данной теме нет хадиса, относительно достоверности которого все мухаддисы (хадисоведы) сошлись бы во мнении. Частичная достоверность в любом случае присутствует, тем более что хадисов несколько и они от разных передатчиков (от разных сподвижников).

Подавляющее большинство[41] ученых первых поколений (начиная с периода сподвижников), среди которых имамы Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи‘и и Ахмад ибн Ханбаль, соглашались в том, что «если человек сам вызвал рвоту, его пост нарушается. В последующем он восполнит его один к одному. Если же рвота произошла сама собой (человека тошнило и непроизвольно вырвало), тогда пост не нарушен»[42].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Отсутствие ритуальной чистоты (полного омовения) никак не влияет на соблюдение поста»[43].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) мылся, а также просто обливался водою во время поста, о чем говорится в нескольких достоверных хадисах[44].

Пророк Мухаммад четко сказал одному из сподвижников, что «полоскание рта не нарушает пост»[45].

Время от времени постящийся может полоскать рот, дабы устранить чувство сухости во рту. На действительность поста это никак не влияет.

В своде хадисов имама аль-Бухари приводится хадис от ‘Аиши о том, что «на рассвете [когда уже наступило время соблюдения поста] пророк Мухаммад совершал полное омовение (омытие всего тела) и продолжал соблюдать пост»[46].

Душ, прием ванны, купание не влияют на действительность поста. Причем не важно, есть ли необходимость в приобретении ритуальной чистоты или нет[47].

В сводах хадисов Абу Дауда и Ахмада ибн Ханбаля приводится хадис о том, что «сподвижники видели, как пророк Мухаммад из-за жажды либо из-за жары лил воду себе на голову, при этом он соблюдал пост»[48].

«Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Умар окунал свою одежду в воду и после надевал ее [тем самым облегчая для себя соблюдение поста в жаркую погоду]»[49].

«Аш-Ша‘би[50] посещал хаммам[51] во время соблюдения поста»[52].

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас сказал, что «нет ничего предосудительного в том, чтобы пробовать пищу [в процессе ее приготовления] во время соблюдения поста»[53].

«Аль-Хасан аль-Басри[54] сказал: «Нет ничего предосудительного в полоскании рта во время поста и охлаждении тела [обливанием или купанием в прохладной или холодной воде]»[55].

Сподвижник пророка Мухаммада Анас ибн Малик сказал: «Поистине, у меня есть бассейн, в который я ныряю во время соблюдения поста»[56].

Имам аль-Бухари в своем своде хадисов приводит слова известного мусульманского ученого ‘Аты[57]. Касательно случайного попадания воды в гортань (случайного ее заглатывания) во время полоскания рта и промывания носа при совершении омовения ученый сказал: «Если от человека это не зависело (произошло случайно), тогда ничего страшного в этом нет»[58]. То есть на действительность поста это никак не влияет. Человек благополучно продолжает поститься.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) призывал: «Тщательно промывай нос водой [совершая ритуальное омовение], кроме как в случае, когда соблюдаешь пост»[59].

Омовение (малое или полное) совершается в период поста в обычном порядке с промыванием рта и носа, единственное — важно не перестараться.

Некоторые сподвижники пророка Мухаммада в дни поста намазывали тело различными полезными маслами, чтобы кожа пропитывалась ими. Ибн Мас‘уд даже призывал к этому, о чем упоминает имам аль-Бухари в своде хадисов[60].

Имам аль-‘Аскаляни в своем известном многотомном комментарии к своду хадисов имама аль-Бухари подчеркивает: «Сподвижники и первые два поколения после пророка Мухаммада считали желательным (мустахаб) для соблюдающего пост создание необходимых удобств, украшение себя (чистота, аккуратность, приличный вид), использование (полезных для тела и ароматных) масел»[61].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) очень любил благоухающие масла, настоятельно призывал к чистоте тела и одежды, а также оповестил о том, что приятный запах привлекает ангелов[62].

Достоверно известно, что Пророк пользовался мисваком[63] во время поста[64].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Одним из наилучших действий постящегося является [применение] мисвака»[65].

Во времена заключительного Божьего посланника (да благословит его Всевышний и приветствует) наиболее распространенной гигиенической процедурой по уходу за полостью рта была чистка зубов мисваком, который удаляет остатки пищи и снимает налет.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Мисвак — это чистота полости рта и довольство Всевышнего [вами]»[66].

‘Амир ибн Раби‘а говорил: «Я видел, как пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) постоянно и многократно пользовался мисваком[67] во время поста»[68].

Имам аль-Бухари приводит слова ученых о том, что постящийся, когда чистит зубы мисваком, «может не сплевывать слюну (может глотать ее)»[69]. То есть это не влияет на действительность поста[70].

Имам ат-Тирмизи, приводя хадис, переданный ‘Амиром ибн Раби‘а, пишет: «Мусульманские ученые следуют в повседневной практике смыслу именно этого хадиса и ничего предосудительного в мисваке для постящегося не видят. Лишь некоторые говорили о нежелательности использования свежего мисвака, кто-то высказался о нежелательности использования мисвака в конце дня (ближе ко времени разговения). Имам аш-Шафи‘и не видел чего-либо предосудительного в использовании мисвака (в качестве зубной щетки и пасты) ни в начале дня, ни в конце. Ахмад ибн Ханбаль и Исхак высказывались о нежелательности использования его в конце дня (поста)»[71].

Великий мухаддис (хадисовед) имам аль-Бухари в своем своде хадисов в главе «Пост» уделил немало внимания мисваку[72], тому, что и Пророк, и сподвижники, и ученые первых поколений пользовались им. Вот несколько выдержек: «Упоминается, что Пророк во время соблюдения поста пользовался мисваком»; «Ибн ‘Умар пользовался мисваком и в начале дня, и в конце, не глотая при этом слюну»; « ‘Ато’ сказал: «Если [во время чистки зубов мисваком постящийся] проглотит слюну, пост не нарушится»; «Ибн Сирин сказал, что можно чистить зубы свежим (влажным) мисваком. У него спросили: «Но он ведь имеет вкус?!» Тот ответил: «И вода имеет вкус, но ты ведь полощешь ею рот во время поста [что никак не влияет на его действительность]»[73].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Запах изо рта постящегося[74] пред Всевышним лучше запаха благовония»[75].

Имам аль-‘Айни отмечает, что «хадис больше адресован к собеседнику постящегося, дабы во время разговора его не отвращал возможный неприятный запах изо рта соблюдающего пост. Что же касается самого постящегося, то хадисы побуждают его сохранять ротовую полость в чистоте на протяжении всего дня поста»[76].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если человек восполняет пропущенный обязательный пост, то ему выбирать: либо в разбивку, либо подряд [все пропущенные дни один за другим]»[77].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если верующий, не относившийся к какой-либо из категорий, освобожденной от соблюдения поста, не соблюдал пост в один из дней месяца Рамадан, [то пусть знает, что] этот день он не сможет восполнить и целым веком поста»[78].

То есть каждый день обязательного поста крайне важен и ценен. Если человек, для которого соблюдение поста обязательно, оставил это без внимания, пренебрег данной формой поклонения Творцу, пропустил день, то ни один из дней земной жизни не сможет возместить эту потерю. Масштабы огромны и исключительны. Конечно же, верующий восполняет пропущенное в последующем, но особой значимости каждого из дней месяца Рамадан ни один иной день года не имеет.

Супруга пророка Мухаммада Умм Саляма передает, что «он целовал ее во время поста»[79].

‘Аиша также говорила, что «Пророк целовал ее и обнимал (ласкал)[80] во время соблюдения поста»[81].

Однажды ‘Умар ибн Абу Саляма спросил у посланника Божьего: «Может ли соблюдающий пост целоваться?» Он ответил: «Спроси об этом у нее (у Умм Салямы)». Он спросил, и та ответила, что «Пророк так делает [то есть целует, и это разрешено]»[82].

Супруга пророка Мухаммада Хафса передает, что «Пророк целовал [своих жен] во время соблюдения поста»[83].

Имам аль-Бухари[84] в своем своде хадисов приводит слова супруги пророка Мухаммада ‘Аиши: «Запретным для него [для постящегося] является [лишь] половой акт»[85].

В месяц Рамадан, в часы поста (от утренней зари и до захода солнца) иметь непосредственно половую близость с женой (мужем) категорически не допускается. А вот начиная с момента захода солнца и до времени начала утренней молитвы супруги могут иметь интимный контакт без каких-либо ограничений.

Если же половая близость имела место быть в часы соблюдения поста, то — пост нарушен. Человек, нарушивший его таким образом, обязан искупить свой грех двухмесячным[86] непрерывным постом[87]. Если по причине физической немощности он не в состоянии поститься два месяца подряд, то должен накормить шестьдесят бедняков[88], выделив на каждого ту сумму, которая в среднем тратится им (нарушившим пост) на суточное пропитание взрослого члена его семьи[89].

Что касается вопроса о том, на кого возлагается данная форма искупления греха — на мужа или жену, то все богословы говорят о муже и многие — о жене[90]. Но богословы-шафииты, например, более склонны считать, что данная форма искупления не касается жены. Ей нужно будет восстановить только один день нарушенного поста[91].

В случае, когда супругами было совершено это по забывчивости или незнанию, искупление греха не предусматривается.

Если такое (преднамеренное) нарушение поста было многократным, то нарушенную святость каждого из дней обязательного поста супруги должны искупить двухмесячным непрерывным постом[92].

‘Аиша, дочь Талхи, гостила у супруги пророка Мухаммада ‘Аиши. К ним зашел муж первой (то есть муж ‘Аиши, дочери Талхи). В тот день он соблюдал пост. Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша с укором сказала ему: «Что мешает тебе подойти к жене, поцеловать ее и приласкать?!» Тот удивленно воскликнул: «Мне, соблюдающему пост, поцеловать ее?!» ‘Аиша сказала: «Да, именно [подойти и поцеловать, приласкать. На соблюдение поста это никак не влияет]»[93].

Безусловно, если муж с женой имеют обоснованные опасения, что поцелуи и объятья могут привести к половому акту, тогда они воздерживаются даже от этого в часы поста. Но в таком случае им следует компенсировать это воздержание от поцелуев и объятий обилием их в ночное время суток.

‘Аиша, супруга пророка Мухаммада, передала: «Однажды Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) приблизился ко мне, чтобы поцеловать. Я [возразила] сказав: «Поистине, я соблюдаю пост». Он ответил: «И я соблюдаю пост». — «Он приблизился ко мне и поцеловал», — завершает свое повествование ‘Аиша[94].

Однажды к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) подошел человек и воскликнул: «Я погиб! [Горе мне!]» Посланник Божий спросил: «Что погубило тебя? [Что случилось?!]» — «Я [преднамеренно][95] вступил в половую связь с женой во время поста в Рамадан». — «Есть ли у тебя раб, которого ты мог бы освободить в искупление греха?»[96] — спросил Пророк. «Нет». — «А сможешь ли ты поститься два месяца подряд?» — «Нет, не в состоянии». — «А есть ли у тебя возможность накормить шестьдесят бедняков?» — «Нет». Он [пришедший со своей бедой] присел [неподалеку]. Пророку принесли корзину с финиками[97]. Он (да благословит его Всевышний и приветствует) обратился к тому человеку: «[Возьми это и] раздай в качестве милостыни [в искупление своего греха]». — «А разве есть кто-то беднее меня, более нуждающийся в этом?!» Пророк широко улыбнулся (засмеялся) и сказал: «[Тогда] иди и накорми этим свою семью[98]«[99].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто [соблюдая пост] не перестает лгать и обманывать (действовать в соответствии со своей ложью), а также продолжает проявлять невоспитанность, тот напрасно лишает себя еды и питья. [То есть его пост пред Богом лишается какого-либо смысла, ведь целью дневных ограничений является пробуждение в человеке чувства набожности[100], а потому поступки его должны становиться более правильными и последовательными]»[101].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Есть немало соблюдающих пост, которые от поста своего получают лишь чувство голода. И немало выстаивающих [дополнительную ночную] молитву[-намаз], которые получают от этого лишь [бесполезное] бодрствование (бессонницу)»[102].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас соблюдает пост, то пусть не сквернословит (не говорит непристойности) и не проявляет невоспитанность [пусть следит за своей речью и своим поведением]. Если кто-то проявит к нему (постящемуся) невоспитанность [в какой-либо форме], то пусть ответит ему: «Поистине, я соблюдаю пост»[103].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) соблюдал и‘тикяф[104] ежегодно в последние десять дней месяца Рамадан, начиная с года его прибытия в Медину и вплоть до смерти[105].

‘Аиша передала, что «посланник Всевышнего в последние десять ночей месяца Рамадан дольше молился (ночь превращал в нечто живое), будил свою семью [для молитвы], становился более строг к себе [совершал много благого]»[106].

Обратите на раздел Пост в меню сайта, где преведены все статьи на тему мусульманского поста.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ахмада и др. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 878, хадис № 2840; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 531, хадис № 8780, «сахих».

[2] Подробнее о Рае читайте в моей книге «О смерти и вечности».

[3] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 564, хадис № 1896; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 445, хадис № 166–(1152); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 139, хадис № 2312, «сахих».

[4] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 264, хадис № 2320, «сахих».

Также см., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 181, хадисы № 1656 и 1657, оба «сахих»; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 238, хадисы № 2133 и 2134, оба «сахих».

[5] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 566, хадис № 1904.

[6] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тимизи и Ибн Маджа. См., например: аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 1. С. 296, хадис № 513; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 213, хадис № 3520, «хасан».

[7] Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. Ибн Маджа, аль-Хакима и др. См., например: аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 296, хадис № 512; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 144, хадис № 2385, «сахих».

[8] Св. х. аль-Барраза. См., например: аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 296.

[9] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 567, хадис № 1904; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 141, хадис № 1904; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 293, хадис № 505.

[10] Хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа; а также от Абу Умамы; св. х. Ахмада, аль-Байхакы и ат-Табарани. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 180, хадис № 1643, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 141, хадис № 2351, «хасан».

[11] См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 93, 100; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 4. С. 1367, хадис № 1965; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1622, 1623.

[12] Смысл в том, что в соответствии с Сунной человек во время, например, вечернего разговения первым делом пьет воду и может съесть несколько фиников. Затем совершает вечернюю молитву-намаз и уже после ест. Первое питье воды после дня поста промывает желудочно-кишечный тракт. Кстати, очень полезно пить натощак теплую воду с разбавленным в ней медом. В хадисе рекомендуется пищу (потребляемую после совершения вечерней молитвы) особо не разбавлять водою. Одновременное обильное питье и потребление еды ведет к затруднению пищеварения (снижается концентрация желудочного сока), несварению, порой к изжоге. В период поста это влечет за собой неудобства, связанные с тем, что вечерняя еда не успевает перевариться, и человек после этого либо не ест ранним утром, так как не испытывает голода, либо ест, но получается «еда на еду», что в еще большей степени затрудняет процесс переваривания пищи и не приносит ожидаемой пользы.

[13] Хадис от Анаса; св. х. аль-Барраза. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 206, хадис № 3429, «хасан».

[14] См., например: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 252, хадис № 2315, «хасан»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. C. 1377, хадис № 19256 (19047), «хасан сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 199; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1701.

[15] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 564, хадис № 1894; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 444, хадисы № 160–(1151) и 163– (1151).

[16] Хадис от отца Сахля ибн Му‘аза; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи, «хасан». См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 521, хадис № 4777, «хасан»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 12. С. 111, хадис № 4317; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 3. С. 89, хадис № 5088.

[17] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 566, хадис № 1902; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 117, хадис № 1/1223.

[18] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Байхакы, ад-Дара Кутни. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 542, хадис № 9018, «хасан». Похожий хадис есть от Хафсы в св. х. Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 278, хадис № 2454, «сахих».

[19] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 629, 630; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 126.

[20] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 627.

В крайнем случае можно воспользоваться этим мнением.

[21] Хадис от Анаса, Абу Хурайры и др.; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи и др. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 197, хадис № 3291, «сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 312, хадис № 557; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 631.

[22] Хадис от Абу Зарра; св. х. Ахмада. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 579, хадис № 9771, «сахих».

[23] Хадис от Анаса; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 437, хадис № 7120, «хасан»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 314, хадис № 565, 566; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 632.

[24] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ибн Хузэймы и аль-Хакима, по утверждению которых хадис достоверен, «сахих». См., например: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 263, 264, хадис № 156/19.

[25] В астрономии это явление получило название «зодиакального света».

«При благоприятных атмосферных условиях перед восходом Солнца на востоке или после захода Солнца на западе удается увидеть зодиакальный свет — слабое вытянутое по небу конусообразное свечение, которое иногда можно спутать с зарей… В Северном полушарии наилучшие условия наблюдения зодиакального света приходятся на весну, когда он виден в западной части неба, и на осень, когда он виден на востоке. Для жителей Южного полушария сезоны наблюдения противоположны. Наблюдатели, находящиеся на экваторе, имеют возможность видеть зодиакальный свет круглый год.

Зодиакальный свет возникает вследствие рассеяния солнечного света частицами космической пыли, в основном сосредоточенными в пространстве между орбитой Земли и Солнцем. Частицы пыли, находящиеся «снаружи» земной орбиты, отражают небольшое количество света назад, в направлении Солнца и Земли [то есть это своего рода свечение орбитальной пыли Земли. — Ш. А.]». См.: Данлоп С. Азбука звездного неба. М.: Мир, 1990 / Изучение неба. Зодиакальный свет и противостояние.

[26] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1617.

[27] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 517, хадис № 8495, «сахих».

[28] Подробнее см., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 574.

[29] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574, хадис № 1933.

[30] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 526, хадис № 8673, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 237, хадис № 719, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1676, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 270, хадисы № 2380 и 2381, оба «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 217, хадис № 1642.

[31] Подробнее о степени достоверности см., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 11. С. 50; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 219; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218.

[32] См., например: Ибн Маджа М. Сунан. С. 183, хадис № 1676, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 270, хадисы № 2380 и 2381, оба «сахих».

[33] Считаю уместным пояснить, что «имам» сейчас — это чаще предстоятель в молитве или работник мечети, проводящий намазы, и не факт, что у него имеются серьезный богословский базис, образование и высокий уровень знаний. Что же касается слова «имам», которое я использую в данном тексте, то так называли и называют крупных ученых-богословов.

[34] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218.

[35] См.: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 55.

[36] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 237.

[37] См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 51.

[38] Хадис от Абу Дарда’; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и др. См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 50; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218

[39] Приводятся слова имама ат-Тирмизи на этот счет. См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 50.

[40] Подробнее см.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218.

[41] Некоторые говорили даже о едином мнении мусульманских богословов относительно того, что самостоятельное вызывание рвоты (когда человека именно вырвало в результате этого) нарушает пост. См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 51; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218.

[42] См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 51; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 219; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218.

[43] Аргументы из Сунны (св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и др.) см., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, хадисы № 1930–1932; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 271, хадисы № 2388 и 2389, оба «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 227, хадисы № 1653–1655.

[44] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 571 и 572, хадисы № 1925 и 1926 (от ‘Аиши и Умм Салямы), а также с. 573, хадис № 1930; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 269, хадис № 2365, «сахих».

[45] Хадис от ‘Умара; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 270, хадис № 2385, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224, хадис № 1647 и пояснение к нему.

[46] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, хадис № 1930.

[47] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 193.

[48] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 269, хадис № 2365, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224, хадис № 1648 и пояснение к нему.

[49] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, перед хадисом № 1930.

[50] ‘Амир аш-Ша‘би (19–103 гг. жизни по хиджре) является одним из крупнейших богословов-мухаддисов первого поколения после смерти пророка Мухаммада. Родился и жил в Куфе. См.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2015. Т. 2. С. 27.

[51] «Хаммам» в данном случае можно перевести как «баня, ванна, купальня».

[52] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, перед хадисом № 1930.

[53] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, перед хадисом № 1930; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 193.

[54] Аль-Хасан ибн Ясар аль-Басри (21–110 гг. по хиджре; 642–728 гг.) — известный факых, мухаддис, муфассир. Богослов первого поколения после смерти Пророка. Был имамом (духовным руководителем) города Басра; считается ученейшим человеком своего времени. Родился в Медине. Рос под опекой имама ‘Али ибн Абу Талиба. Особенно отличался красноречием, мудростью и мужеством. Умер в Басре. См.: аз-Зирикли Х. Аль-а‘лям. Камус тараджим. В 8 т. Бейрут: аль-‘Ильм лиль-мяляин, 1986. Т. 2. С. 226, 227.

[55] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, перед хадисом № 1930.

[56] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, перед хадисом № 1930.

Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 194; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 18.

[57] ‘Ата’ ибн абу Рабах (умер в 114 г. по хиджре) — один из известнейших ученых первого поколения после смерти пророка Мухаммада. Руководил написанием и выпуском богословских заключений (фетв) в Мекке.

[58] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574, перед хадисом № 1933; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 194 и 195.

[59] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 269, хадис № 2366, «сахих».

[60] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 192, 193.

[61] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 193.

[62] См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 256 и 257.

[63] Мисвак — палочка, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно.

[64] См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329.

[65] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 504, хадис № 8247, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 120, хадис № 126; Ибн Маджа М. Сунан. С. 183, хадис № 1677, «да‘иф»; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 19. Есть мнение, что этот хадис слаб по степени своей достоверности (да‘иф). Но в любом случае смысл его применяется на практике, учитывается при формировании выводов, так как по этой теме имеются похожие достоверные хадисы.

[66] Хадисы от ‘Аиши, Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 297, хадисы № 4832, 4833, оба «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 115, хадис № 118.

[67] Отсутствие конкретизации в хадисе говорит о том, что мисвак может быть и свежим, и сушеным. Так считал аль-Бухари и те, кто согласился с ним в этом. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 199.

[68] Св. х. Ахмада, Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 239, хадис № 724, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 119, хадис № 125.

[69] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 11. С. 20.

[70] См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 28.

[71] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 239.

[72] Три из приведенных выше хадиса (от ‘Аиши, от ‘Амира ибн Раби‘а и от Абу Хурайры) великий мухаддис поставил во вступление к теме «Свежий и сухой мисвак для постящегося». См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574.

[73] Все приведенные цитаты см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, 574; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 192, 194; Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 50.

[74] Уточню, что слово, использованное в хадисе, поясняется как «изменение запаха ротовой полости», то есть запах не нечищеных зубов или скопления огромного количества бактерий на корне языка, а тот, что поднимается из голодного желудка. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 121.

[75] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1880, хадис № 5927; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 121, хадис № 127.

[76] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 19.

[77] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 248, хадис № 1690.

По этому поводу есть несколько хадисов. Степень достоверности у них не высокая, но в общей массе они имеют вес, дают основание именно для такого богословского заключения, а потому большинство ученых (джумхур) были согласны с возможностью выбора в данном вопросе. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 248; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 236.

[78] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 238, хадис № 722; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 272, хадис № 2396; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1672; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 517, хадис № 8492, «хасан»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 308.

[79] Хадис от Умм Салямы; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 120, хадис № 322, а также Т. 2. С. 573, хадис № 1929; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 225, хадис № 1649.

[80] Глагол, употребленный в хадисе, характеризует телесное прикосновение. Канонически во взаимоотношениях мужа и жены во время соблюдения поста дозволено все, кроме полового акта. Последний же возможен лишь после захода солнца и до начала утренней зари, до азана на утреннюю молитву Фаджр. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 187; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 226.

[81] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 572, хадисы № 1927 и 1928; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 427–429, хадисы № 62–72 (1106); Ибн Маджа М. Сунан. С. 184, хадисы № 1683 и 1684, оба «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 225, хадис № 1650.

[82] Св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 429, хадис № 74–(1108); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 225, хадис № 1651.

[83] Хадис от Хафсы; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 429, хадис № 73–(1107).

[84] И не только он. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 187.

[85] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 572, перед хадисом № 1927; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 187.

[86] Начать он его сможет только по завершении месяца Рамадан и праздника разговения (Ураза-байрам).

[87] Упомянутая здесь форма искупления преднамеренно нарушенного поста касается только месяца Рамадан.

Если вдруг двухмесячный пост будет прерван, то придется начать все сначала. Важно заметить, что два месяца непрерывного поста не должны приходиться на праздники (Ураза-байрам и Курбан-байрам), когда пост запрещен (харам).

Что касается менструации у женщин (если она будет поститься два месяца в искупление нарушенного поста), то данный период не считаются нарушением непрерывности двухмесячного поста. То есть в этот период женщина прерывает пост-искупление, а по завершении — продолжает, с учетом тех дней, которые уже постилась.

Если человек ошибся в счете дней, то возобновлять пост с самого начала не следует.

[88] Богословы ханафитского мазхаба допускали возможность кормления одного нищего на протяжении двух месяцев. Богословы-шафииты считали уместным ограничиться текстом хадиса, где говорится о кормлении «шестидесяти бедняков».

[89] Упомянутая нелегкая форма искупления греха предусмотрена канонами лишь в случае нарушения поста преднамеренным вступлением в половой акт с женой (мужем). См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 229; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 71.

Некоторые ученые говорили о подобном искуплении и в случае нарушения поста преднамеренным приемом пищи и питьем воды. Однако данное богословское суждение не имеет прямого подтверждения в аятах и достоверных хадисах, а потому остается суждением, с которым можно и не согласиться. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1709; аль-Буты Р. Машурат иджтима‘ия [Социальные советы]. Дамаск: аль-Фикр, 2001. С. 39.

[90] Важно упомянуть, что наряду с этими двумя месяцами поста-искупления следует восполнить нарушенный день поста месяца Рамадан одним днем поста. То есть в общей сложности получается два лунных месяца плюс один день.

[91] Такого же мнения придерживается, например, и известный богослов нашего времени ‘Али Джум‘а, опираясь на достоверный хадис, где говорится о муже и ничего не упоминается о жене. См.: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 91.

[92] См. подробнее по этой теме: Св. Коран, 2:187; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 655, 667, 669, 674, 682; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 228–231; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 2. С. 412; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 2. С. 190–194; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 134.

[93] См.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 228, хадис № 648.

[94] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1857, хадис № 25536 (25022).

[95] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 229.

[96] Обращаю внимание читателя на то, что мусульманская культура еще со времен Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) активно способствовала искоренению рабства, которое в те времена было широко распространено в мире. Одним из крупных благодеяний пред Богом, а также одной из форм искупления греха было предоставление свободы тому, кто являлся рабом или стал таковым в результате превратностей судьбы. Отмечу, что с точки зрения Ислама превращение свободного человека в раба — один из самых тяжких грехов.

[97] В одном из достоверных риваятов говорится, что в корзине было пятнадцать са‘ фиников. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 272, хадис № 2393. Подробнее об этом см.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 230.

Са‘ — это мера сыпучих тел, равная 3261,5 г, по мнению ученых ханафитского мазхаба, и — 2172 г, по утверждению остальных мусульманских ученых. Расхождение в данном вопросе появилось в результате того, что в разных местностях использовались различающиеся по объему посудины, посредством которых происходила продажа сыпучих масс. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 270.

[98] В одном из риваятов хадис завершается словами: «Сам поешь и накорми семью. [В искупление греха] постись один день [после месяца Рамадан] и проси у Всевышнего прощения». См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 272, хадис № 2393, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1671, «сахих». В св. х. Ибн Маджа присутствуют только слова «[в искупление греха] постись один день [после месяца Рамадан]».

Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 203; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 231.

[99] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 575, хадис № 1936; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 204, хадис № 1936; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 11. С. 41, хадис № 1936; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 271, хадисы № 2390 и 2392, оба «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 183, хадис № 1671, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 139, хадис № 724, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 228, хадис № 1656.

[100] «О верующие! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете набожными (богобоязненными)» (см. Св. Коран, 2:183).

[101] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 543, хадис № 9024, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 184, хадис № 1689, «сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 315, хадис № 568 и пояснение к нему.

[102] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. С. 184, хадис № 1690, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 270, хадис № 4404, «сахих».

[103] См., например: Ибн Маджа М. Сунан. С. 185, хадис № 1691, «сахих».

[104] И‘тикяф — особое, одухотворенное, направленное на пополнение жизненных и душевных сил пребывание постящегося в мечети с намерением находиться в ней. Обычно к нему прибегают в последние десять дней Рамадана.

[105] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 318, хадисы № 2025, 2026; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1751.

[106] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 117, хадис № 2/1224; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 316, хадис № 2024.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1