Аудио версия настоящей статьи:
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) обязал вас выплачивать закят, чтобы сделать хорошими (улучшить) ваши богатства [ваш капитал]. А также обязал вас распределять имущество покойного между его родственниками в определенных пропорциях [четко прописав это в Коране]. Не сообщить ли вам о наилучшем богатстве (сокровище), которым может обладать человек? Это — благонравная супруга: посмотришь на нее — радуешься, попросишь о чем-то — прислушивается, отсутствуешь — а она оберегает тебя [твой дом, твою честь, и достоинство]»[1].
Закят — обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся; выплачивается также на развитие проектов, способствующих распространению Ислама и истинных знаний о нем (фи сабилил-лях) и т. д. Закят выплачивается ежегодно со всех денежных единиц (валют), золота и серебра. Если все это в сумме равно стоимости 84,8 г золота и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с нее выплачивается 2,5% закята.
В Коране сказано:
«Поистине, милостыня (закят) принадлежит [выплачивается]:
— бедным [не имеющим нисаба[2], то есть не относящимся к тем, кто обязан выплачивать закят];
— нищим [неимущим и обездоленным];
— тем, кто занимается сбором и распространением закята;
— тем, кто близок к вере или еще слаб в своей религиозности[3];
— для выкупа и освобождения рабов[4];
— на уплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними;
— на пути Господа (фи сабилиль-лях)[5];
— путникам [оказавшимся в затруднительном положении].
Это обязательно для вас, Господь Всезнающ и бесконечно Мудр» (Св. Коран, 9:60).
ﷺ
Более 14-ти веков назад пророк Мухаммад, отправляя сподвижника Му‘аза ибн Джабаля в тогда еще немусульманский Йемен, сказал ему: «Призови их засвидетельствовать, что Бог один (ля иляхэ илля-ла) [и нет иных богов и божеств] и что я [Мухаммад] — посланник Божий. Если они покорятся этому (согласятся с этим), тогда сообщи им о том, что Аллах (Бог, Господь) обязал совершать в течение суток пять молитв[-намазов]. Если они покорятся и этому (согласятся с этим), тогда сообщи им о том, что Аллах (Бог, Господь) обязал выплачивать милостыню, которая берется у богачей из их числа и отдается беднякам их [общества]»[6].
Отмечу, что это не какая-то дань, собираемая для обогащения правящей верхушки (что было повсеместно в те времена и в значительной степени сохранилось до наших дней). Нет, местные богачи помогают местным беднякам и обездоленным, помогают им в трудный час выжить и встать на ноги (иметь прожиточный минимум), чтобы начать самостоятельную финансовую жизнь, трудясь, богатея и уже завтра помогая тем, кто окажется в явно затруднительном положении. Это помощь малоимущим, которые должны пред Богом реализовывать имеющиеся у них многочисленные возможности (ум, руки, ноги и т. п.), чтобы стать богачами завтрашнего дня и самим выплачивать обязательную милостыню-закят.
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «[Выплата] милостыни является обязанностью каждого мусульманина». У него спросили: «О Пророк, а если нет [денег, материальных средств]?» — «Тогда пусть делает что-то своими руками, принося пользу себе и давая из этого милостыню другим». — «А если и такой возможности нет?» — «Тогда пусть поможет нуждающемуся, оказавшемуся в беде». — «А если и такой возможности нет?» — «В таком случае пусть совершает общепризнанное благое [благостность чего понятна всякому человеку, соответствует здравому смыслу] и отстраняет (защищает) [себя или кого-то другого] от злого (вредного, грешного, преступного). И это окажется для него (засчитается ему) милостыней»[7].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «С каждого сустава [человеческого тела] ежедневно утром следует[8] [выплачивать] милостыню (садака). [Знайте же] любое прославление Бога (субхаанал-ла) — милостыня; восхваление (благодарение) Бога (аль-хамду лил-ля) — милостыня; слова «ля иляхэ иллял-ла» — милостыня; слова «аллааху акбар» — милостыня; побуждение к благому — милостыня; препятствование скверному — милостыня. А можно совершить два ракяата [молитвы-намаза] во время духа (после восхода солнца и до полудня) [что и станет дневной благодарностью за все суставы тела]»[9].
ﷺ
Однажды материально неимущие сподвижники пророка Мухаммада пришли к нему с жалобой: «О посланник Божий, богатые люди забрали [все] вознаграждения (Божьи воздаяния). Они молятся так же, как и мы. Постятся так же, как и мы. [Но при этом еще] и выплачивают милостыню [выделяют материальные средства на благотворительность] из остающегося у них [после личных расходов и затрат. А у нас-то такой возможности нет!]» — «Разве Аллах (Бог, Господь) не дал вам того, что вы могли бы давать в качестве милостыни?! Поистине, каждое прославление Бога (проговаривание слов «субхаанал-ла») — милостыня. Каждое возвеличивание Бога (проговаривание слов «аллааху акбар») — милостыня. Каждое восхваление (благодарение) Бога (проговаривание слов «аль-хамду лил-ля») — милостыня. Каждое подтверждение единственности Бога (проговаривание слов «ля иляхэ иллял-ла») — милостыня. Побуждение к благому — милостыня. Предотвращение злого — милостыня. И [даже] интимные отношения ваши [с супругой] — милостыня», — сказал Пророк. Сподвижники в недоумении спросили: «Человек удовлетворяет свои плотские желания и получает за это вознаграждение [пред Богом]!?» Посланник Господа ответил: «Разве вы не разумеете, что если бы он имел отношения на стороне, то был бы грешен (это засчиталось бы ему грехом)!? А имея халяльные (разрешенные) интимные отношения [с женой], он будет вознагражден [как и жена с мужем, и будет вознаграждена пред Богом. Это запишется благодеянием в личном деле мужчины или женщины и будет на чаше благодеяний в Судный День]!»[10]
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кому Аллах (Бог, Господь) даст материальный достаток, а он не будет выплачивать с него обязательную милостыню (закят), то в Судный День его богатства примут вид страшной ядовитой змеи, которая обовьет его, схватит за края рта [открывая рот своего «хозяина» как можно шире] и будет говорить ему: «[Посмотри на меня] я — твое богатство, твое сокровище [которое ты алчно и ненасытно накапливал в мирской обители. Ты испуган, ты мне не рад? А ведь мы были так неразлучны…]»[11].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «В Судный День богатства обладателя золота и серебра [состоятельного человека], который должным образом не относился к их трате [не выплачивал с них ежегодную обязательную милостыню — закят[12]], примут форму металлических пластин, которыми он будет утюжиться со всех сторон (особенно бока, лоб и спина) после накаливания их на адском огне»[13].
ﷺ
Когда были ниспосланы 34-й и 35-й аяты 9-й суры Корана[14], сподвижники Пророка, поняв их буквально, пребывали в некотором недоумении и замешательстве: «Неужели мы оставим детей без наследства! Как жить без сбережений и накоплений?» ‘Умар решил разрядить обстановку и направился к Пророку для разъяснения. Посланник Господа ответил ему: «Обязательная милостыня (закят) очищает и облагораживает ваши богатства [в результате чего они перестают быть греховными накоплениями]. А что касается остающегося после смерти, то оно распределяется между вашими родными в определенных Кораном пропорциях». И добавил: «А знаешь ли ты, что является лучшим сбережением и накоплением? Благонравная супруга: когда смотришь на нее — радуешься; когда просишь о чем-то — она слушается; когда отсутствуешь — не подводит»[15].
ﷺ
Те, кто имеет собственные предприятия по добыче нефти, золота, алмазов и иных ценных ископаемых и драгоценных металлов, добываемых из-под земли, по мнению большинства ученых, должны платить закят в размере 20% от стоимости получаемой продукции. Данное каноническое утверждение основано на хадисе: «[Закят] с клада — пятая часть»[16]. «В этом случае закят должен выплачиваться в размере 20% от стоимости всего ценного, что добывается из-под земли», — прокомментировали этот хадис исламские богословы, в числе которых Абу Ханифа и Абу ‘Убейда.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Абу Дауда, аль-Хакима и аль-Байхакы. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 196, хадис № 1664; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 111, хадис № 1774, «сахих».
То же касается и женщин: лучшее богатство (наилучший капитал) — благонравный муж, который радует при взгляде на него, который прислушивается к словам жены, стараясь иметь взаимопонимание, и который всегда надежен и верен (никогда не изменяет ей, ни при каких обстоятельствах).
[2] Нисаб — сумма, при наличии которой человек обязан пред Богом выплачивать закят в пользу неимущих.
[3] Закят выплачивается с целью смягчить их сердца, развеять сомнения в истинности и справедливости законов Божьих, укрепить их в вере и исламской добродетели.
Некоторые по причине неполной осведомленности говорят о том, что данное положение было якобы отменено вторым халифом ‘Умаром в годы его правления. «Отмененность» они обосновывают достоверным хадисом об обязательной приверженности пути (сунны) и примеру праведных халифов. Необходимо знать, что коранический текст никто отменить не вправе. Исключением может считаться только то, что во времена пророка Мухаммада некоторые канонические положения принимали свою окончательную форму в течение определенного времени, например, как это было с запретом спиртного. С начала первого коранического повествования о пагубности его и до окончательной запретности прошло порядка двух лет. По этой теме в исламском богословии есть целый раздел под названием «Насых-мансух».
За последние сто лет мусульмане часто подвергались и подвергаются различным и в большей степени неоправданным нападкам; попадали и попадают под влияние атеистических, антигуманных и многих других, порой хорошо финансируемых идеологий. Все это привело к тому, что они как сообщество единомышленников в вопросах общечеловеческой морали потеряли (в мировом значении и с точки зрения играемой ими роли) авторитет и лицо, которые были, к примеру, во времена халифа ‘Умара. Сегодня мусульмане не являются носителями той праведности и богобоязненности, что присутствуют в Коране и Сунне. Многое, что связано с Исламом, сегодня закрыто шторами стереотипов и легенд, которые прорабатывались и внедрялись недоброжелателями в сознание людей на протяжении веков.
Упомянутый пункт сегодня актуален, так как призывает смягчить сердца, проникнуться исламской добродетелью.
[4] Мусульманские установления изначально были направлены на постепенное искоренение рабовладельчества, которое было широко распространено во многих странах и у многих народов. Выкуп и освобождение рабов мусульманами, как того требует Священный Коран, способствовали распространению исламского вероучения как религии мира и равенства.
[5] Под словами «на пути Господа» подразумеваются все действия, способствующие распространению Слова Господа и Ислама вообще.
[6] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 415, хадис № 1395; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 4. С. 333, хадис № 1395 и пояснение к нему.
[7] Хадис от Абу Мусы; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 338, хадис № 5464, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 430, хадис № 1445; там же. Т. 4. С. 1904, хадис № 6022; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 4. С. 392, хадис № 1445, а также т. 13. С. 549, хадис № 6022.
[8] Мусульманские богословы относят это к категории лишь желательного. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 121.
[9]Хадис от Абу Зарра; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 284, хадис № 84–(720); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 120, хадис № 2/118; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 68, хадис № 956.
Также см., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийа, 1999. С. 156, хадисы № 1285 и 1286, оба «сахих».
[10] Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 389, хадис № 53–(1006); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 91–93, хадис № 53–(1006) и пояснение к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 121, хадис № 4/120.
[11] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 417, хадис № 1403; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 4. С. 341, хадис № 1403.
[12] Подробнее см., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 418, хадис № 1404; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 345, хадис № 1404.
[13] Хадис от Зейда ибн Асляма. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 344.
[14] «Верующие, [имейте в виду, что] немалое количество ученых мужей и монахов (праведников, носителей внешних атрибутов праведности) поедают имущества людей лживыми способами [они обманом наживаются, используя положение, красноречие, уважение к тому, что увязывается с Богом], ко всему прочему [своим поведением] сводят людей с верного пути (с пути набожности и благочестия). Также [обманом поедают чужое имущество] те [люди], кто накапливает (складирует, закапывает) золото, серебро [и иные материальные ценности, с которых должен выплачиваться ежегодный закят] и не тратит это на Божьем пути [на богоугодные дела]. «Порадуй» их болезненным наказанием.
Придет день, когда все это [незаконно или жадно скопленное в мирской обители богатство примет определенную форму, приобретет соответствующие характеристики и] начнет нагреваться, накаляться в адском огне [до невообразимо высоких температур]. Затем их [греховно запасавшихся богатством] будут прожигать («проглаживать», ставить на их телах клеймо) этими накоплениями [которые примут некое подобие орудия для клеймения скота], их лбы, бока и спины [будут выжигаемы и восстанавливаемы заново, чтобы причинить новые невыносимые боли]. [А сопровождаться душераздирающий процесс будет словами:] «Это то, что вы припасли для самих себя. Вкусите же припасенное (накопленное) вами!» (Св. Коран, 9:34, 35).
[15] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Абу Дауда, аль-Хакима и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 196, хадис № 1664; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 5. С. 543, 544.
[16] Хадис от Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса, Абу Са‘ляба, а также от Джабира и Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа, ат-Табарани и др. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. С. 271, хадис № 2509 и 2510, оба «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 367, хадис № 5926, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фикх аз-закя. Т. 1. С. 434.