Аудио версия настоящей статьи:
ﷺ
Пророк Мухаммад часто молил Всевышнего в завершение молитвы-намаза: «О Господи! Поистине, я прошу защиты у Тебя от мучений Ада, мук в загробной жизни, от искушений жизни и смерти и от соблазна Антихриста»[1], оставляя последующим поколениям мольбу-спасение на случай, если человек окажется живущим именно в это смутное время.
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «[Антихрист своим умением творить чудеса, умом и непостижимыми по мирским меркам возможностями будет поначалу убеждать людей в том, что он — новый пророк, а потом — что и сам Бог, потому навеки уясните для себя, что] воистину, Аллах (Бог, Господь) не является одноглазым [не имеет подобных человеческих изъянов]. Знайте же, Антихрист будет кривым на правый[2] глаз (одноглазым). Глаз его будет подобен жухлой[3] виноградине[4]«[5].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «[Еще со времен Ноя][6] каждый из Божьих пророков предостерегал своих последователей от [зла] одноглазого лжеца. Да, он (Антихрист) одноглазый [будет иметь явный физический недостаток, и он будет говорить вам, что он — Господь Бог, но знайте] Бог ваш не может быть таковым! Меж глаз у Даджаля (Антихриста) будут написаны [три арабские буквы] «кяф», «фа», «ра», то есть «безбожник»[7]. Любой мусульманин [любой верующий в Единого Творца, будь то француз, немец, татарин или японец, вне зависимости от языка и образования] сможет прочитать это[8]. [По воле Всевышнего это будет очевидно и заметно для тех верующих, которые все-таки смогут не ослепнуть духовно от его невероятной по мирским меркам мощи и творимых чудес. Проницательность верующего даст точный и однозначный ответ][9]«[10].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал:
— «У Даджаля будет вода и огонь. [Но] огонь его — это [на самом-то деле] прохладная вода, а вода его — огонь. Не погибните же [соблазнившись тем, что погубит вас, разрушит вероятность вашего вечного благополучия в Раю]»;
— «У Антихриста будет подобие Рая и Ада. То, что он будет называть Раем, на самом деле — Ад. [То, что будет считаться счастьем в его империи, обернется для людей горем; а то, чего будут ужасаться и сторониться, — счастьем. Но лицезреть настоящее обличье обстоятельств и истинную цену навязанных ценностей люди смогут лишь по завершении этого глобального для человечества испытания]»[11].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Появится Антихрист в среде последователей моих и пробудет он на земле сорок. [Но] не знаю, сорок ли это дней, месяцев или лет. И ниспошлет Аллах (Бог, Господь) ‘Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии)[12]. Найдет он Антихриста и уничтожит его. После чего люди семь лет будут пребывать в полном мире и благополучии (не будет вражды). Затем Аллах (Бог, Господь) пошлет со стороны Шама холодный [пронизывающий] ветер, который не оставит на земле ни одного человека, имеющего в сердце хотя бы чуточку блага или веры [в Единого Господа миров]. Даже если один из вас постарается спрятаться в глубине горы [самом надежном подземном бункере], ветер[13] настигнет его и там»[14].
Второе пришествие Иисуса является одним из знамений наступления Конца Света. «Он [Иисус] — только раб [Божий], которому Мы даровали милость и сделали его примером для потомков Я‘куба (Иакова) …и он, поистине, — знамение Часа» (см. Св. Коран, 43:59, 61).
ﷺ
Когда у Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) спросили о времени пребывания Антихриста на земле, он ответил: «Сорок дней. День как год, день как месяц и день, подобный пятнице. А остальные дни подобны вашим»[15].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «[Антихрист будет] крупного телосложения, красным [с покрасневшим лицом], курчавым (с кудрявыми, вьющимися волосами)»[16].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Свирепствовать, сеять зло он (Антихрист) будет повсюду»[17].
ﷺ
В своде хадисов имама Муслима приведены слова пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) о том, что «появится Антихрист где-то между Шамом (Сирией) и Ираком»[18].
С учетом некоторых разногласий, мусульманские ученые единодушны в том, что Даджаль (Антихрист) появится на Востоке[19].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Скорость распространения зла Антихриста по земле будет подобна скорости [свинцовых грозовых] туч, причем невероятно великой. Он придет к народу, призовет их уверовать в него [считать его сначала пророком, а затем и самим Господом Богом], они ответят на его призыв, и тогда по его приказу с неба польет обильный дождь, а земля даст хороший урожай. Их стада будут отправляться утром на пастбища и вечером возвращаться сытыми, окрепшими и дающими необычайно много молока.
Затем отправится он к другим. Призовет их [уверовать в него как бога], а они откажутся. Он покинет их, а наутро они лишатся всего [сохранив за собой лишь свою веру в Господа миров].
Проходя мимо руин и развалин, он скажет: «Выведите все сокровища [что таятся в вас; выведите наружу все ценное и драгоценное, что в недрах ваших]!» И последуют эти сокровища за ним подобно пчелиному рою. [Антихрист будет притягивать к себе невероятное количество сокровищ и богатств.]
Подзовет он к себе крепкого юношу и разом разрежет его пополам [на отдельные половинки, что станет явным доказательством его смерти]. Затем обратится к нему, и тот возродится, сияя и смеясь от радости[20].
Так будет продолжаться до тех пор, пока не ниспошлет Господь миров ‘Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии) [что явится вторым пришествием вознесенного ранее на небеса одного из величайших Божьих посланников]. Он опустится на землю к востоку от Дамаска, опираясь на крылья двух ангелов …и убьет ‘Иса (Иисус) Антихриста»[21].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркнул: «В истории человечества, начиная со времен [праотца людей и первого пророка] Адама и заканчивая [моментом наступления] Конца Света, нет ничего более страшного, чем [появление и властвование] Даджаля (Антихриста)»[22].
ﷺ
Заключительный посланник Творца Мухаммад уже более четырнадцати веков назад оговорил несколько важных защитных аспектов для тех, кто попадет в жернова времени правления Антихриста, но будет иметь желание сохранить веру и благополучно преодолеть непростое мирское испытание:
— «Кто прочитает три начальных аята суры «Пещера», тот будет защищен от [ослепляющего] соблазна Антихриста»[23].
— «Кто выучит первые десять аятов суры «Пещера», тот будет защищен от [ослепительного] соблазна Антихриста»[24].
— «Кто прочитает десять последних аятов суры «Пещера», тот будет защищен от [ослепляющего] соблазна Антихриста»[25].
Все эти хадисы достоверны и применимы[26].
Предполагаю, что защита, упомянутая в хадисах, больше касается сакральности слов Писания на языке оригинала, нежели их смысловой нагрузки, но ознакомиться с отдельными гранями смыслов упомянутых аятов представляется полезным и нужным.
ﷺ
Также относительно восемнадцатой суры Корана пророк Мухаммад говорил: «Кто прочитает суру «Пещера» в пятницу[27], последующие семь дней того осветятся небесным светом»[28].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 112, хадис № 7129; Т. 3. С. 403, хадисы № 832 и 833.
Транслитерация мольбы: «Аллаахумма иннии а‘уузу бикя мин ‘азааби джаханнам, ва мин ‘азаабиль-кабр, ва мин фитнатиль-махьяя валь-мамаат, ва мин шарри фитнатиль-мясиихид-даджааль».
[2] В другом достоверном хадисе сказано «на левый глаз». Оба варианта достоверны. См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 60; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 8. С. 3453.
[3] Жухлый — утративший яркость, потускневший.
[4] В своде хадисов имама аль-Бухари — «подобен выпуклой виноградине». См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 8. С. 590, хадис № 3439 и с. 601.
Имам ан-Навави и другие авторитетные мухаддисы отметили достоверность обоих вариантов. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 60.
[5] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1175, хадис № 100–(169); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 59, хадис № 100–(169).
Также см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 112, хадисы № 7123, 7127; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8. С. 3453, 3454, хадис № 5471.
[6] Данное достоверное уточнение приводится в сводах хадисов Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ахмада ибн Ханбаля. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 119; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 646, хадис № 2239, «хасан».
[7] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 113, хадис № 7131; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8. С. 3452, хадис № 5469; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 650, хадис № 2250, «хасан сахих».
[8] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1175, хадис № 103–(2933); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 60, хадис № 103–(2933), а также хадис № 105–(2934).
[9] Подробнее см.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 60, 61; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 124, 125.
[10] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1175, хадисы № 101–(2933), 102–(2933) и 103–(2933); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 59, 60, хадисы № 101–(2933), 102–(2933) и 103–(2933).
[11] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1176, хадис № 106–(2934); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 60, хадис № 106–(2934), а также с. 62, хадисы № 107–(2934, 2935) и 109–(2936); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 113, хадис № 7130; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8. С. 3454, 34555, хадисы № 5472 и 5473.
[12] Это будет вторым и заключительным пришествием Иисуса на землю.
[13] Не исключено, что слово «ветер» имеет эзотерический смысл.
[14] Хадис приводится в св. х. имама Муслима и упомянут в тафсире Ибн Кясира в комментарии к 155–159-м аятам 4-й суры Св. Корана. См.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. В 4 т., 1991. Т. 1. С. 643; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1180, хадис № 116–(2940); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 75, хадис № 116–(2940); аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 12. Ч. 24. С. 86, хадис № 226; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 16. С. 350, хадис № 7353, «сахих».
[15] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1177, хадис № 110–(2937); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 65, хадис № 110–(2937).
[16] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 112, хадис № 7128.
[17] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1177, хадис № 110–(2937); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 65, хадис № 110–(2937).
[18] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 65, хадис № 110–(2937).
[19] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 113; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 15. С. 202, хадис № 6792; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 647, хадис № 2242.
[20] Описание некоторых возможностей Антихриста дано в хадисе доступным и понятным на все времена языком, что является одновременно образным описанием и общим информированием.
Человека можно одеть как в одеяния Средних веков, так и в одежду предполагаемого будущего. Так и здесь: очертания примут облик того времени, в котором волею Всевышнего все это и произойдет.
Также см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 126, хадис № 7132; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 15. С. 211, хадис № 6801, «сахих».
[21] Хадис от Навваса ибн Сам‘ана; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1177, хадис № 110–(2937); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 66–68, хадис № 110–(2937); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 8. С. 3456–3462, хадис № 5475; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 648, хадис № 2245, «хасан сахих».
[22] Св. х. Ахмада и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1184, хадис № 126–(2946); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 8. С. 3452, хадис № 5469; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 480, хадис № 7861, «сахих».
[23] Хадис от Абу Дарды’; св. х. ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 806, хадис № 2891, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 538, хадис № 8931, «сахих».
[24] Хадис от Абу Дарда’; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 316, хадис № 257–(809); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 524, хадис № 8639, «сахих».
[25] Хадис от Абу Дарды’; св. х. Ахмада и Ибн Хиббана. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 2043, хадис № 28066 (27516); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 3. С. 66, хадис № 786, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 538, хадис № 8930, «сахих».
[26] Также см., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 10. С. 225; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т., 1992. Т. 8. С. 3457, 3458; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 215, 216.
[27] Пятница (джума) начинается в четверг с заходом солнца и заканчивается в пятницу с заходом солнца.
[28] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 538, хадис № 8929, «сахих».