Логотип umma.ru и переход на главную страницуДзен Шамиля Аляутдинова
Дзен Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Аудио статья

Хадисы про джама‘ат (общность)

00:00

00:00

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) доволен тремя вещами, исходящими от вас [побуждает вас к ним и вознаграждает вас за них]. А также три вещи порицает [запрещая их и наказывая за них].

Вызывает довольство Бога вами, (1) когда вы поклоняетесь [только] Ему [Господу миров]; (2) когда никого и ничего не возводите на Его Божественный уровень (не приравниваете к Его Божественной святости) и (3) когда держитесь за вервь[1] Аллаха все вместе и не разделяетесь.

Вызывают Божье недовольство (1) пустословные разговоры [не несущие собою ни земную, ни вечную пользу, а просто заполняющие время, отнимающие силы, энергию], (2) многочисленные вопросы (излишняя вопросительность) [ни о чем либо о том, в чем нет необходимости и нужды], а также (3) потеря богатства (расточительное и неразумное отношение к материальным благам) [трата их на то, что бессмысленно, бесполезно, вредно либо инвестирование в то, что несет неоправданный риск]»[2].

В данном хадисе, как и в аяте с таким же смыслом[3], употреблено слово «хабль», то есть вервь, веревка, канат. Это слово в арабском языке используется обычно в отношении договора, обязательства, надежности. Верующие держатся все вместе за веревку (канат), когда им тяжело, сложно, когда, скажем образно, вокруг неспокойно, бушует шторм и их может выбросить за борт или сбить с ног. Все иное, помимо Божьего каната, может отсоединиться, отпасть, оказаться не столь надежным. Эта часть хадиса призывает находить в Коране и в Сунне то, что нас объединяет. Нас, то есть (1) мусульман, (2) верующих людей и (3) людей в целом. Находить и практиковать те коранические принципы и ценности, которые делают акцент именно на объединении усилий в созидательном, в чем спасение как для каждого индивидуально, так и для общества в целом.

Пророк Мухаммад сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не позволит, чтобы мои последователи объединились в заблуждении. Рука Аллаха (Бога, Господа)[4] — с общностью (джама‘атом) [верующих, с их большинством; с большинством ученых мужей уммы]. А кто отклонится [противопоставит себя и свое мнение всем остальным], тот отклонится в Ад [окажется в итоге в Аду, если не одумается и не исправится]»[5].

Отмечу, что это не отрицает индивидуальность и уникальность каждого пред Богом и обществом, но говорит о том, что недопустимо категоричным образом противопоставлять себя большинству, считая, например, всех верующих заблудшими, кроме себя и своих сторонников. В Исламе приветствуются разные мнения и подходы, практики, если они прямо или косвенно обоснованы Кораном и Сунной, но не допускается заявлять о том, что лишь твое мнение единственно верное.

Пророк Мухаммад сказал: «Поистине, мои последователи [ученые мужи уммы] не объединятся в заблуждении. Если вы [верующие] столкнетесь с разногласиями [которые выйдут за границы ученых дискуссий, перейдут в форму публичных обвинений друг друга в безбожии, заблуждении, лицемерии], тогда будьте с подавляющим большинством [с той частью мусульманских ученых, которые представляют собой созидательное, благонравное и воспитанное в свете Корана и Сунны большинство]!»[6].

Пророк Мухаммад сказал: «Кто желает [бесконечного] простора [комфорта и изобилия] райской обители [в вечности], тот пусть придерживается общности [ученых мужей моей уммы]»[7].

Пророк Мухаммад сказал:

— «Сподвижники мои как звезды: за кем бы из них вы ни последовали, найдете правильный путь»[8];

— «Разногласия моих сподвижников (последователей) [во второстепенных вопросах] — милость [Божья для людей]»[9].

Нет достоверных сведений о том, что оба данных повествования являются именно словами заключительного пророка и Божьего посланника Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Однако слова эти можно встретить в серьезной богословской литературе. Причина в том, что они не являются чем-то неверным по своему смыслу и имеют косвенные подтверждения в достоверной Сунне. Появились в обиходе уже в первые века после смерти Пророка и не были отнесены строгими учеными-хадисоведами, а тем более учеными-проповедниками, к чему-то отвергаемому или опасному. Но среди достоверных хадисов их нет.

Второе высказывание очень часто цитировалось в книгах по мусульманскому богословию, начиная с первых веков его становления. Известный имам Ибн Хаджар говорил: «Это повествование (хадис) обрело значительную популярность на устах (оно часто цитируемо людьми)», а крупный богослов аль-Хаттаби пояснял: «Разногласия (с соответствующими обоснованиями) могут быть только в тех вопросах, которые предполагают различные способы решения (различные подходы, акценты; смыслы, значения), и в этом — милость Творца, проявленная к ученым»[10].

Оба повествования упоминаются (например, у имама аль-Байхакы) как одно общее высказывание от Ибн ‘Аббаса.

В шести основных сводах хадисов их нет.

Основной смысл, прослеживающийся во многих книгах, где имеется упоминание приведенных цитат, заключается в том, что назидательное применение двух рассмотренных изречений возможно, но однозначно относить их к достоверной Сунне Пророка — неправомочно.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы непременно последуете путями тех, кто был до вас, пядь за пядью, локоть за локтем [буквально будете копировать их в отдельных религиозных положениях]. Даже если они полезут в нору ящерицы, то вы также [бездумно] полезете [за ними]». Сподвижники спросили: «О посланник Божий, это об иудеях и христианах?» Он ответил: «А о ком же еще?!»[11]

Сторонники запрещать Новый год любят цитировать этот достоверный хадис. Но имеет ли он отношение к празднованию Нового года, проведению его в халяльном семейном формате? Не имеет ни малейшего отношения, так как Новый год не является религиозным праздником. Если вы не молитесь на елочку, не молитесь на Деда Мороза, прося его о том или ином, не употребляете алкоголь и не совершаете очевидно запретных действий, тогда ни о каком запрете (харам) праздничных мероприятий и разговора быть не может. К религиозному празднику в контексте зимних празднеств можно отнести лишь Рождество. Празднуя его, да, мусульманин попадает под смысл упомянутого достоверного хадиса.

Хадис говорит о мусульманской идентичности, строгом следовании постулатам веры (их шесть) и постулатам религиозной практики (их пять). К сожалению, в реалиях современного религиозного невежества и фанатизма под идентичностью подразумеваются внешние атрибуты (длинная борода и стрижка наголо у мужчин и паранджа с прорезью для глаз у женщин).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, я опасаюсь, что среди моих последователей [появятся] имамы [богословы], сводящие с верного пути [притчами, небылицами, домыслами и различными мнениями]. Но до самого Божьего приказа [до Конца Света] будет оставаться группа из моих последователей, придерживающихся верного пути [ученые, следующие Корану и Сунне]. Им не навредят те, кто лишит их поддержки (оставит без помощи) [они окажутся независимыми]». Имам ‘Али ибн Абу Талиб прокомментировал: «Это о тех ученых, кто работает с хадисами [а не с притчами, небылицами, домыслами и мнениями; именно они будут продолжать следовать верному пути до Конца Света — Корану и Сунне]»[12].

В своде хадисов имама Муслима есть похожий хадис: «До самого Божьего приказа [до Конца Света] будет оставаться группа из моих последователей, придерживающихся верного пути. Им не навредят те, кто лишит их поддержки (оставит без помощи)»[13].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, у Аллаха (Бога, Господа) есть люди, которые избраны Им для помощи другим в разрешении их проблем. К ним обращаются, когда есть потребность (необходимость, нужда). Эти [стремящиеся всегда в трудную минуту помочь другим] люди [если на протяжении многих лет и десятилетий будут нести свою миссию пред Богом, ведомые верой в Него, реализуя при этом ее в меру сил и возможностей] защищены от Божьего наказания»[14].

Полагаю, в реалиях современности здесь подразумеваются в первую очередь врачи, учителя, социальные работники, деятели культуры и науки, государственные служащие, работники государственных служб безопасности, которые постоянно работают с людьми (к тому же не всегда благодарными и воспитанными), получая зарплату, на которую не разбогатеешь. Именно верующие в Бога и старающиеся быть бескорыстными в помощи другим делают большое дело, заслуживая из года в год все большую степень защиты от Божьего наказания. Также здесь подразумеваются все те, кто, несмотря на занятость собственными делами и хлопотами, всегда готов помочь другому, даже если это мелочь, не ожидая ничего взамен.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мусульманин является братом мусульманину: не притесняет его и не бросает [в беде][15]. Кто помогает брату своему[16] в решении проблемы [поддерживает в меру сил в случае острой необходимости и нужды], проблемы того разрешит сам Аллах (Бог, Господь) [нерешаемое начнет решаться, непреодолимое — преодолеваться; на горизонте появится выход из безвыходной ситуации[17]].

Кто облегчит (избавит) мусульманина [как и любого хорошего человека] от тоски (печали), тот получит облегчение (избавление) от одной из печалей Судного Дня!

Кто прикроет мусульманина [не преступника и злодея[18], а оступившегося человека, который навредил не кому-то, а лишь самому себе и не хотел бы, чтобы об этом узнали другие], того «прикроет» Аллах (Бог, Господь) в Судный День [то есть при всей публичности и открытости Судного Дня его личные грехи останутся сокрытыми от других, а возможно, и прощенными]»[19].

Хадис призывает к бескорыстной взаимопомощи, без паразитизма и заявлений «ты должен», «вы обязаны». Призывает к тому, чтобы члены семьи или общества вместе брали на себя ответственность за решение материальных и моральных проблем, проявляли солидарность в благом и праведном.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Наступят времена смут (бедствий; соблазнов, заблуждений). В эти периоды лучше сидеть, чем стоять. Лучше стоять, чем идти. Лучше идти, чем бежать. Кто пойдет этим смутам (соблазнам) навстречу, к тому и они устремятся [а кто отвернется, от того и они отвернутся]. Кто может уйти (уберечься) [от смут и соблазнов], тот пусть прибегнет к этому (воспользуется этим)»[20].

В периоды обострения смут и конфликтов, в том числе военных, следует становиться более бдительными и осторожными. Лишний раз подумать, прежде чем что-то сделать. Важно воздержаться от участия в смутах и беспорядках, сколь бы «обоснованным» оно ни казалось[21].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Вервь — льняная, пеньковая крепко витая снасть или веревка.

[2] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 712, хадис № 10–(1715); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 6. Ч. 12. С. 10, хадис № 10–(1715) и пояснение к нему.

[3] Ср.: «И ищите убежище в Божественном [живительном] потоке [веры, Ислама, Корана, религиозности и благочестия, во всем том, что связывает вас с Богом] все вместе [делайте это сообща] и не разъединяйтесь. [Не бегите от суеты жизни, а умейте привносить Божественные заповеди в саму жизнь.] Вспомните о том благе, что было даровано вам: были вы врагами (разобщены), Он же сделал вас близкими (сердечными) друзьями, братьями [по вере]. Вы были на краю пропасти (должны были стать обитателями Ада), Он же спас вас от этого. Таким образом Аллах (Бог, Господь) раскрывает для вас знамения [незаметную или малоприметную суть вещей и преобразований, подводит ближе к осознанию и правильному восприятию], возможно, вы будете следовать верному пути. [Так следуйте же ему!]» (Св. Коран, 3:103).

[4] В Священном Коране есть повествования, где употребляются словосочетания:

(1) «рука (руки) Бога» — 5:64, 36:71, 48:10;

(2) «лик Божий» — 2:115, 272; 30:38, 39; 55:27;

(3) «вознесся над Троном» — 7:54, 10:3, 13:2, 20:5, 25:59, 32:4, 57:4.

(4) «Он (Господь миров) с вами, где бы вы ни были» — 57:4 и др.

На первый взгляд, такие словосочетания ограничивают Господа некими земными представлениями, но мы знаем, что «нет ничего, подобного Ему» (42:11). То, что якобы вносит смысл очеловечивания, донесено и объяснено людям на земном уровне восприятия вещей и с точки зрения смысла несет в себе лишь соответствующее неограниченному ни местом, ни временем, невообразимому человеческим рассудком, трансцендентному Аллаху (Богу), Господу миров.

[5] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 360, хадис № 2167, «сахих».

[6] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 424, хадис № 3950, «да‘иф»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 273.

[7] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 360, хадис № 2165, «сахих».

[8] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Байхакы, ат-Табарани, ад-Дайлями и др. См., например: Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]. В 15 т. Каир: Хаджр, 1992. Т. 5. С. 402 (Ибн Кудама цитирует эти слова как высказывание Пророка); аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 118, хадис № 381; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 553.

[9] Хадис от Ибн ‘Аббаса и других; св. х. аль-Байхакы, ат-Табарани, ад-Дайлями и др. См., например: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 56–58, хадис № 153; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 173; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 24, хадис № 288 (указано, где упоминается, но нет степени достоверности); аль-Муттакы А. Кянз аль-‘уммаль [Кладовая тружеников]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1985. Т. 10. С. 136, хадис № 28686 (достоверной цепочки передатчиков по нему не найдено, относительно иснада — недостоверен).

[10] См.: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 57.

[11] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 1074, хадис № 3456; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 8. С. 613, хадис № 3456 и пояснение к нему.

[12] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 369, хадис № 2229, «сахих».

[13] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 795, хадис № 170–(1920); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 13. С. 65, хадис № 170–(1920) и пояснение к нему.

[14] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 141, хадис № 2350, «хасан». Также см.: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 1. С. 223, хадис № 769.

[15] Это не говорит о том, что можно притеснять и бросать в беде немусульманина. Данный хадис акцентирует внимание на отношениях между мусульманами. Что касается отношений с представителями иных религий или верований, то положения остаются такими же, только здесь уже присутствует общечеловеческое братство, о котором не раз говорится в Священном Писании и предании Пророка.

Например, в Коране сказано: «Аллах (Бог, Господь) не запрещает вам [верующие] относиться благородно и справедливо ко всем [невзирая на национальность, убеждения, вероисповедания], кроме тех, кто воюет с вами из-за ваших религиозных убеждений и выгоняет вас из домов ваших. [Будьте же справедливы!] Воистину, Аллах (Бог, Господь) любит справедливых. Он [Господь миров] запрещает вам иметь близкие дружеские отношения именно с теми, кто воюет с вами из-за ваших религиозных убеждений или выгоняет вас из домов ваших, а также с теми, кто помогает им в этом. Кто с такими [притеснителями, деспотами, преступниками] будет иметь близкие дружеские отношения, тот грешен [рано или поздно сам становится таковым, уподобляясь им; именно «близкие, дружеские отношения», просто дружеские, дипломатические, а тем более отношения в форме диалога даже в такой ситуации могут сохраняться и должны быть развиваемы для продолжения мирного сосуществования]» (Св. Коран, 60:8, 9). Подробный богословский перевод этих двух аятов читайте в моем переводе смыслов Корана.

Также пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Муслим [покорный Господу и канонам Его, мусульманин] — это [по жизни] тот, от [вреда] языка и руки которого защищены другие мусульмане. А вот му’мин [тот, чья вера заметна не только во внешних проявлениях покорности Богу, например, в соблюдении молитвы-намаза, но и проникла в сердце проявляет такую степень порядочности и благонравия, что] люди [вне зависимости от того, к какой культуре или религии они относятся] как касательно самих себя, так и относительно своего имущества чувствуют себя в безопасности [находясь рядом с ним. То есть он всей своей сутью, не говоря уже о поступках, излучает надежность и порядочность]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, аль-Хакима и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 743, хадис № 2632, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 551, хадис № 9207, «сахих».

[16] В первую очередь подразумевается кровное братство, а после уже религиозное и общечеловеческое.

[17] В Коране сказано: «Кто набожен пред Аллахом (Богом, Господом) [следует нормам нравственности, переданным через пророков и развитым праведниками; обязателен в меру сил и возможностей в выполнении предписаний; сторонится явно запретного; следует законам и закономерностям, установленным Творцом в этом мироздании], тому Он [Господь миров] непременно предоставит спасение (выход) [из на первый взгляд безвыходной ситуации, неразрешимой проблемы, непреодолимой беды, нестерпимой боли] и обязательно наделит (одарит) его уделом [интеллектуальным, духовным или материальным достатком] оттуда, откуда он его и не ожидает [откуда он даже и не предполагает, не рассчитывает его получить]. Кто полагается на Аллаха (Бога, Господа), тому Его достаточно» (см. Св. Коран, 65:2, 3).

[18] Дабы избежать неверного истолкования, важно напомнить коранический аят: «[Вы, мусульмане (покорные Богу), должны помнить Его наказ:] помогайте друг другу во всем благом и в [сохранении] набожности! И не помогайте друг другу в грехе и вражде! Бойтесь Аллаха (Бога, Господа) [не грешите; не посягайте на честь, имущество и жизнь других; с трепетом пред Богом держите себя от греха подальше]. [Не стоит забывать, что] Его наказание сурово!» (см. Св. Коран, 5:2).

[19] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 732, хадис № 2442; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1040, хадис № 58–(2580); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 203, хадис № 12/235 и пояснение к нему; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 6. С. 122, хадис № 2442 и пояснение к нему.

[20] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2215, хадисы № 7081, 7082; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 37, хадис № 7081 и пояснение к нему.

[21] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 38, 39, пояснение к хадису № 7081.

Хадисы

Джама‘ат

Община

Смотрите также

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Похвали!

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов произносит дуа о благодарности и говорит о прощении грехов. Слушать и скачать можно в статье

    04.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Вода Замзам

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о лучшем источнике на Земле и цитирует хадисы на эту тему. Слушать и скачать можно в статье

    03.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Биометрия

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит об упрощении визового режима. Слушать и скачать можно в статье

    03.12.24

Аят дня

Хадис дня

63:9

Верующие, пусть богатства ваши (достаток, материальное благополучие) и ваши дети не отвлекают вас от упоминания Аллаха (Бога, Господа) [не забывайте, что все это у вас с Его одобрения и благословения; дисциплинируйте себя в важных вопросах, не тратьте время впустую и благоразумно расставляйте приоритеты между земным и вечным]. Кто сделает это [то е

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Похвали!

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов произносит дуа о благодарности и говорит о прощении грехов. Слушать и скачать можно в статье

    04.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Вода Замзам

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о лучшем источнике на Земле и цитирует хадисы на эту тему. Слушать и скачать можно в статье

    03.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Биометрия

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит об упрощении визового режима. Слушать и скачать можно в статье

    03.12.24

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic