Аудио версия настоящей статьи:
ﷺ
Пророк Мухаммад сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) доволен тремя вещами, исходящими от вас [побуждает вас к ним и вознаграждает вас за них]. А также три вещи порицает [запрещая их и наказывая за них].
Вызывает довольство Бога вами, (1) когда вы поклоняетесь [только] Ему [Господу миров]; (2) когда никого и ничего не возводите на Его Божественный уровень (не приравниваете к Его Божественной святости) и (3) когда держитесь за вервь[1] Аллаха все вместе и не разделяетесь.
Вызывают Божье недовольство (1) пустословные разговоры [не несущие собою ни земную, ни вечную пользу, а просто заполняющие время, отнимающие силы, энергию], (2) многочисленные вопросы (излишняя вопросительность) [ни о чем либо о том, в чем нет необходимости и нужды], а также (3) потеря богатства (расточительное и неразумное отношение к материальным благам) [трата их на то, что бессмысленно, бесполезно, вредно либо инвестирование в то, что несет неоправданный риск]»[2].
В данном хадисе, как и в аяте с таким же смыслом[3], употреблено слово «хабль», то есть вервь, веревка, канат. Это слово в арабском языке используется обычно в отношении договора, обязательства, надежности. Верующие держатся все вместе за веревку (канат), когда им тяжело, сложно, когда, скажем образно, вокруг неспокойно, бушует шторм и их может выбросить за борт или сбить с ног. Все иное, помимо Божьего каната, может отсоединиться, отпасть, оказаться не столь надежным. Эта часть хадиса призывает находить в Коране и в Сунне то, что нас объединяет. Нас, то есть (1) мусульман, (2) верующих людей и (3) людей в целом. Находить и практиковать те коранические принципы и ценности, которые делают акцент именно на объединении усилий в созидательном, в чем спасение как для каждого индивидуально, так и для общества в целом.
ﷺ
Пророк Мухаммад сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не позволит, чтобы мои последователи объединились в заблуждении. Рука Аллаха (Бога, Господа)[4] — с общностью (джама‘атом) [верующих, с их большинством; с большинством ученых мужей уммы]. А кто отклонится [противопоставит себя и свое мнение всем остальным], тот отклонится в Ад [окажется в итоге в Аду, если не одумается и не исправится]»[5].
Отмечу, что это не отрицает индивидуальность и уникальность каждого пред Богом и обществом, но говорит о том, что недопустимо категоричным образом противопоставлять себя большинству, считая, например, всех верующих заблудшими, кроме себя и своих сторонников. В Исламе приветствуются разные мнения и подходы, практики, если они прямо или косвенно обоснованы Кораном и Сунной, но не допускается заявлять о том, что лишь твое мнение единственно верное.
ﷺ
Пророк Мухаммад сказал: «Поистине, мои последователи [ученые мужи уммы] не объединятся в заблуждении. Если вы [верующие] столкнетесь с разногласиями [которые выйдут за границы ученых дискуссий, перейдут в форму публичных обвинений друг друга в безбожии, заблуждении, лицемерии], тогда будьте с подавляющим большинством [с той частью мусульманских ученых, которые представляют собой созидательное, благонравное и воспитанное в свете Корана и Сунны большинство]!»[6].
ﷺ
Пророк Мухаммад сказал: «Кто желает [бесконечного] простора [комфорта и изобилия] райской обители [в вечности], тот пусть придерживается общности [ученых мужей моей уммы]»[7].
ﷺ
Пророк Мухаммад сказал:
— «Сподвижники мои как звезды: за кем бы из них вы ни последовали, найдете правильный путь»[8];
— «Разногласия моих сподвижников (последователей) [во второстепенных вопросах] — милость [Божья для людей]»[9].
Нет достоверных сведений о том, что оба данных повествования являются именно словами заключительного пророка и Божьего посланника Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Однако слова эти можно встретить в серьезной богословской литературе. Причина в том, что они не являются чем-то неверным по своему смыслу и имеют косвенные подтверждения в достоверной Сунне. Появились в обиходе уже в первые века после смерти Пророка и не были отнесены строгими учеными-хадисоведами, а тем более учеными-проповедниками, к чему-то отвергаемому или опасному. Но среди достоверных хадисов их нет.
Второе высказывание очень часто цитировалось в книгах по мусульманскому богословию, начиная с первых веков его становления. Известный имам Ибн Хаджар говорил: «Это повествование (хадис) обрело значительную популярность на устах (оно часто цитируемо людьми)», а крупный богослов аль-Хаттаби пояснял: «Разногласия (с соответствующими обоснованиями) могут быть только в тех вопросах, которые предполагают различные способы решения (различные подходы, акценты; смыслы, значения), и в этом — милость Творца, проявленная к ученым»[10].
Оба повествования упоминаются (например, у имама аль-Байхакы) как одно общее высказывание от Ибн ‘Аббаса.
В шести основных сводах хадисов их нет.
Основной смысл, прослеживающийся во многих книгах, где имеется упоминание приведенных цитат, заключается в том, что назидательное применение двух рассмотренных изречений возможно, но однозначно относить их к достоверной Сунне Пророка — неправомочно.
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы непременно последуете путями тех, кто был до вас, пядь за пядью, локоть за локтем [буквально будете копировать их в отдельных религиозных положениях]. Даже если они полезут в нору ящерицы, то вы также [бездумно] полезете [за ними]». Сподвижники спросили: «О посланник Божий, это об иудеях и христианах?» Он ответил: «А о ком же еще?!»[11]
Сторонники запрещать Новый год любят цитировать этот достоверный хадис. Но имеет ли он отношение к празднованию Нового года, проведению его в халяльном семейном формате? Не имеет ни малейшего отношения, так как Новый год не является религиозным праздником. Если вы не молитесь на елочку, не молитесь на Деда Мороза, прося его о том или ином, не употребляете алкоголь и не совершаете очевидно запретных действий, тогда ни о каком запрете (харам) праздничных мероприятий и разговора быть не может. К религиозному празднику в контексте зимних празднеств можно отнести лишь Рождество. Празднуя его, да, мусульманин попадает под смысл упомянутого достоверного хадиса.
Хадис говорит о мусульманской идентичности, строгом следовании постулатам веры (их шесть) и постулатам религиозной практики (их пять). К сожалению, в реалиях современного религиозного невежества и фанатизма под идентичностью подразумеваются внешние атрибуты (длинная борода и стрижка наголо у мужчин и паранджа с прорезью для глаз у женщин).
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, я опасаюсь, что среди моих последователей [появятся] имамы [богословы], сводящие с верного пути [притчами, небылицами, домыслами и различными мнениями]. Но до самого Божьего приказа [до Конца Света] будет оставаться группа из моих последователей, придерживающихся верного пути [ученые, следующие Корану и Сунне]. Им не навредят те, кто лишит их поддержки (оставит без помощи) [они окажутся независимыми]». Имам ‘Али ибн Абу Талиб прокомментировал: «Это о тех ученых, кто работает с хадисами [а не с притчами, небылицами, домыслами и мнениями; именно они будут продолжать следовать верному пути до Конца Света — Корану и Сунне]»[12].
В своде хадисов имама Муслима есть похожий хадис: «До самого Божьего приказа [до Конца Света] будет оставаться группа из моих последователей, придерживающихся верного пути. Им не навредят те, кто лишит их поддержки (оставит без помощи)»[13].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, у Аллаха (Бога, Господа) есть люди, которые избраны Им для помощи другим в разрешении их проблем. К ним обращаются, когда есть потребность (необходимость, нужда). Эти [стремящиеся всегда в трудную минуту помочь другим] люди [если на протяжении многих лет и десятилетий будут нести свою миссию пред Богом, ведомые верой в Него, реализуя при этом ее в меру сил и возможностей] защищены от Божьего наказания»[14].
Полагаю, в реалиях современности здесь подразумеваются в первую очередь врачи, учителя, социальные работники, деятели культуры и науки, государственные служащие, работники государственных служб безопасности, которые постоянно работают с людьми (к тому же не всегда благодарными и воспитанными), получая зарплату, на которую не разбогатеешь. Именно верующие в Бога и старающиеся быть бескорыстными в помощи другим делают большое дело, заслуживая из года в год все большую степень защиты от Божьего наказания. Также здесь подразумеваются все те, кто, несмотря на занятость собственными делами и хлопотами, всегда готов помочь другому, даже если это мелочь, не ожидая ничего взамен.
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мусульманин является братом мусульманину: не притесняет его и не бросает [в беде][15]. Кто помогает брату своему[16] в решении проблемы [поддерживает в меру сил в случае острой необходимости и нужды], проблемы того разрешит сам Аллах (Бог, Господь) [нерешаемое начнет решаться, непреодолимое — преодолеваться; на горизонте появится выход из безвыходной ситуации[17]].
Кто облегчит (избавит) мусульманина [как и любого хорошего человека] от тоски (печали), тот получит облегчение (избавление) от одной из печалей Судного Дня!
Кто прикроет мусульманина [не преступника и злодея[18], а оступившегося человека, который навредил не кому-то, а лишь самому себе и не хотел бы, чтобы об этом узнали другие], того «прикроет» Аллах (Бог, Господь) в Судный День [то есть при всей публичности и открытости Судного Дня его личные грехи останутся сокрытыми от других, а возможно, и прощенными]»[19].
Хадис призывает к бескорыстной взаимопомощи, без паразитизма и заявлений «ты должен», «вы обязаны». Призывает к тому, чтобы члены семьи или общества вместе брали на себя ответственность за решение материальных и моральных проблем, проявляли солидарность в благом и праведном.
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Наступят времена смут (бедствий; соблазнов, заблуждений). В эти периоды лучше сидеть, чем стоять. Лучше стоять, чем идти. Лучше идти, чем бежать. Кто пойдет этим смутам (соблазнам) навстречу, к тому и они устремятся [а кто отвернется, от того и они отвернутся]. Кто может уйти (уберечься) [от смут и соблазнов], тот пусть прибегнет к этому (воспользуется этим)»[20].
В периоды обострения смут и конфликтов, в том числе военных, следует становиться более бдительными и осторожными. Лишний раз подумать, прежде чем что-то сделать. Важно воздержаться от участия в смутах и беспорядках, сколь бы «обоснованным» оно ни казалось[21].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Вервь — льняная, пеньковая крепко витая снасть или веревка.
[2] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 712, хадис № 10–(1715); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 6. Ч. 12. С. 10, хадис № 10–(1715) и пояснение к нему.
[3] Ср.: «И ищите убежище в Божественном [живительном] потоке [веры, Ислама, Корана, религиозности и благочестия, во всем том, что связывает вас с Богом] все вместе [делайте это сообща] и не разъединяйтесь. [Не бегите от суеты жизни, а умейте привносить Божественные заповеди в саму жизнь.] Вспомните о том благе, что было даровано вам: были вы врагами (разобщены), Он же сделал вас близкими (сердечными) друзьями, братьями [по вере]. Вы были на краю пропасти (должны были стать обитателями Ада), Он же спас вас от этого. Таким образом Аллах (Бог, Господь) раскрывает для вас знамения [незаметную или малоприметную суть вещей и преобразований, подводит ближе к осознанию и правильному восприятию], возможно, вы будете следовать верному пути. [Так следуйте же ему!]» (Св. Коран, 3:103).
[4] В Священном Коране есть повествования, где употребляются словосочетания:
(1) «рука (руки) Бога» — 5:64, 36:71, 48:10;
(2) «лик Божий» — 2:115, 272; 30:38, 39; 55:27;
(3) «вознесся над Троном» — 7:54, 10:3, 13:2, 20:5, 25:59, 32:4, 57:4.
(4) «Он (Господь миров) с вами, где бы вы ни были» — 57:4 и др.
На первый взгляд, такие словосочетания ограничивают Господа некими земными представлениями, но мы знаем, что «нет ничего, подобного Ему» (42:11). То, что якобы вносит смысл очеловечивания, донесено и объяснено людям на земном уровне восприятия вещей и с точки зрения смысла несет в себе лишь соответствующее неограниченному ни местом, ни временем, невообразимому человеческим рассудком, трансцендентному Аллаху (Богу), Господу миров.
[5] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 360, хадис № 2167, «сахих».
[6] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 424, хадис № 3950, «да‘иф»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 273.
[7] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 360, хадис № 2165, «сахих».
[8] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Байхакы, ат-Табарани, ад-Дайлями и др. См., например: Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]. В 15 т. Каир: Хаджр, 1992. Т. 5. С. 402 (Ибн Кудама цитирует эти слова как высказывание Пророка); аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 118, хадис № 381; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 553.
[9] Хадис от Ибн ‘Аббаса и других; св. х. аль-Байхакы, ат-Табарани, ад-Дайлями и др. См., например: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 56–58, хадис № 153; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 173; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 24, хадис № 288 (указано, где упоминается, но нет степени достоверности); аль-Муттакы А. Кянз аль-‘уммаль [Кладовая тружеников]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1985. Т. 10. С. 136, хадис № 28686 (достоверной цепочки передатчиков по нему не найдено, относительно иснада — недостоверен).
[10] См.: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 57.
[11] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 1074, хадис № 3456; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 8. С. 613, хадис № 3456 и пояснение к нему.
[12] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 369, хадис № 2229, «сахих».
[13] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 795, хадис № 170–(1920); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 13. С. 65, хадис № 170–(1920) и пояснение к нему.
[14] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 141, хадис № 2350, «хасан». Также см.: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 1. С. 223, хадис № 769.
[15] Это не говорит о том, что можно притеснять и бросать в беде немусульманина. Данный хадис акцентирует внимание на отношениях между мусульманами. Что касается отношений с представителями иных религий или верований, то положения остаются такими же, только здесь уже присутствует общечеловеческое братство, о котором не раз говорится в Священном Писании и предании Пророка.
Например, в Коране сказано: «Аллах (Бог, Господь) не запрещает вам [верующие] относиться благородно и справедливо ко всем [невзирая на национальность, убеждения, вероисповедания], кроме тех, кто воюет с вами из-за ваших религиозных убеждений и выгоняет вас из домов ваших. [Будьте же справедливы!] Воистину, Аллах (Бог, Господь) любит справедливых. Он [Господь миров] запрещает вам иметь близкие дружеские отношения именно с теми, кто воюет с вами из-за ваших религиозных убеждений или выгоняет вас из домов ваших, а также с теми, кто помогает им в этом. Кто с такими [притеснителями, деспотами, преступниками] будет иметь близкие дружеские отношения, тот грешен [рано или поздно сам становится таковым, уподобляясь им; именно «близкие, дружеские отношения», просто дружеские, дипломатические, а тем более отношения в форме диалога даже в такой ситуации могут сохраняться и должны быть развиваемы для продолжения мирного сосуществования]» (Св. Коран, 60:8, 9). Подробный богословский перевод этих двух аятов читайте в моем переводе смыслов Корана.
Также пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Муслим [покорный Господу и канонам Его, мусульманин] — это [по жизни] тот, от [вреда] языка и руки которого защищены другие мусульмане. А вот му’мин [тот, чья вера заметна не только во внешних проявлениях покорности Богу, например, в соблюдении молитвы-намаза, но и проникла в сердце проявляет такую степень порядочности и благонравия, что] люди [вне зависимости от того, к какой культуре или религии они относятся] как касательно самих себя, так и относительно своего имущества чувствуют себя в безопасности [находясь рядом с ним. То есть он всей своей сутью, не говоря уже о поступках, излучает надежность и порядочность]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, аль-Хакима и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 743, хадис № 2632, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 551, хадис № 9207, «сахих».
[16] В первую очередь подразумевается кровное братство, а после уже религиозное и общечеловеческое.
[17] В Коране сказано: «Кто набожен пред Аллахом (Богом, Господом) [следует нормам нравственности, переданным через пророков и развитым праведниками; обязателен в меру сил и возможностей в выполнении предписаний; сторонится явно запретного; следует законам и закономерностям, установленным Творцом в этом мироздании], тому Он [Господь миров] непременно предоставит спасение (выход) [из на первый взгляд безвыходной ситуации, неразрешимой проблемы, непреодолимой беды, нестерпимой боли] и обязательно наделит (одарит) его уделом [интеллектуальным, духовным или материальным достатком] оттуда, откуда он его и не ожидает [откуда он даже и не предполагает, не рассчитывает его получить]. Кто полагается на Аллаха (Бога, Господа), тому Его достаточно» (см. Св. Коран, 65:2, 3).
[18] Дабы избежать неверного истолкования, важно напомнить коранический аят: «[Вы, мусульмане (покорные Богу), должны помнить Его наказ:] помогайте друг другу во всем благом и в [сохранении] набожности! И не помогайте друг другу в грехе и вражде! Бойтесь Аллаха (Бога, Господа) [не грешите; не посягайте на честь, имущество и жизнь других; с трепетом пред Богом держите себя от греха подальше]. [Не стоит забывать, что] Его наказание сурово!» (см. Св. Коран, 5:2).
[19] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 732, хадис № 2442; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1040, хадис № 58–(2580); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 203, хадис № 12/235 и пояснение к нему; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 6. С. 122, хадис № 2442 и пояснение к нему.
[20] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2215, хадисы № 7081, 7082; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 37, хадис № 7081 и пояснение к нему.
[21] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 38, 39, пояснение к хадису № 7081.