Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Аудио статья

Хадисы про хадж (основное паломничество)

00:00

00:00

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Благостный (наполненный добросердечием и благочестием)[1] хадж — воздаянием за него будет [не только прощение грехов, но и] райская обитель»[2].

В терминологии шариата хадж — это устремление душой и телом в определенное место и время для выполнения специальных ритуальных действий. В данном случае таким местом является Священная Кааба и гора Арафат, расположенные на территории современной Саудовской Аравии. Основное паломничество — хадж — совершается лишь в определенное время (месяцы Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю[3]) и с соблюдением присущих ему ритуалов.

Хадж является одним из столпов Ислама. Его совершение раз в жизни — неукоснительная обязанность каждого здравого и обладающего для этого материальными возможностями мусульманина, мусульманки. В Коране сказано: «Паломничество к Дому [Священной Каабе] — долг для людей пред Богом, тех из них, кто в состоянии это сделать»[4] (см. Св. Коран, 3:97). Материальная возможность подразумевает отсутствие долгов, наличие необходимых жизненных условий на постоянном месте жительства (социальный и бытовой минимум), материальную обеспеченность семьи и других опекаемых на время отсутствия опекуна, совершающего хадж; наличие собственных средств на дорогу и для прохождения всех ритуалов хаджа[5].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «День великого хаджа — это день жертвоприношения»[6].

Абу Ханифа, опираясь на этот хадис, считал, что весь десятый день Зуль-хиджа входит в месяцы хаджа. Имам аш-Шафи‘и же утверждал, что месяцы хаджа подразумевают Шавваль, Зуль-Ка‘да и первые десять ночей месяца Зуль-хиджа, то есть они продолжаются до восхода утренней зари последнего десятого дня.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто придет к этому дому [к Каабе для совершения паломничества] и не станет говорить непристойности (сквернословить) или аморально (невоспитанно) себя вести [то есть и речь его будет вежлива, и поступки, что крайне важно для верующего в любом месте и в любое время, но особенно во время совершения паломничества], тот вернется домой как новорожденный [все прежние грехи будут стерты из личного дела]»[7].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто совершит больше одного [хаджа], то это — дополнительное деяние [то есть такое возможно, за это воздастся из Божьей милости, но это не обязательно]»[8].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не разрешается [неэтично; не безопасно] женщине отправляться в путь, который длится три дня, иначе как в сопровождении близкого родственника»[9].

Отсутствие такого сопровождающего отменяет обязательность совершения хаджа для данной женщины. Кроме того, многое зависит и от согласия мужа[10]. Некоторые ученые, в числе которых богословы шафиитского мазхаба, допускают совершение женщиной паломничества с группой заслуживающих доверия женщин. И добавлю — тем более при сегодняшнем уровне безопасности, если предприняты все необходимые меры.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1]В тексте хадиса употреблено слово «мабрур», переводимое как «добрый, хороший», «благочестивый». То есть паломничество, к которому не примешались грехи, проступки, ругань или иные скверные действия.

Подробнее см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 5. Ч. 9. С. 118, 119, пояснение к хадису № 437–(1349).

[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 523, хадис № 1773; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 4. С. 761, хадис № 1773; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 353, хадис № 5733, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 533, хадис № 437–(1349); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 141, хадис № 5/1276.

[3] «Паломничество (хадж) [совершается] в определенные [известные еще со времен Авраама] месяцы [лунного календаря: Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа]» (см. Св. Коран, 2:197).

[4]Также см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 332, 336.

[5]См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 339; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 306.

[6]Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 224, хадис № 1945, «сахих».

[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 533, хадис № 438–(1350); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 119, хадис № 438–(1350).

[8]Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада и ан-Насаи. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 297, хадис № 1777.

[9]Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Аль-адаб аль-муфрад. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. С. 217, хадисы № 1086 и 1087; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 326, хадисы № 1086 и 1087.

[10]См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 339.

Хадисы

Хадж

Паломничество

Хадж Аль-Ифрад

Хадж ат-Таматту‘

Хадж аль-Кыран

Хадисы про хадж

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic