Аудио версия настоящей статьи:
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Благостный (наполненный добросердечием и благочестием)[1] хадж — воздаянием за него будет [не только прощение грехов, но и] райская обитель»[2].
В терминологии шариата хадж — это устремление душой и телом в определенное место и время для выполнения специальных ритуальных действий. В данном случае таким местом является Священная Кааба и гора Арафат, расположенные на территории современной Саудовской Аравии. Основное паломничество — хадж — совершается лишь в определенное время (месяцы Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю[3]) и с соблюдением присущих ему ритуалов.
Хадж является одним из столпов Ислама. Его совершение раз в жизни — неукоснительная обязанность каждого здравого и обладающего для этого материальными возможностями мусульманина, мусульманки. В Коране сказано: «Паломничество к Дому [Священной Каабе] — долг для людей пред Богом, тех из них, кто в состоянии это сделать»[4] (см. Св. Коран, 3:97). Материальная возможность подразумевает отсутствие долгов, наличие необходимых жизненных условий на постоянном месте жительства (социальный и бытовой минимум), материальную обеспеченность семьи и других опекаемых на время отсутствия опекуна, совершающего хадж; наличие собственных средств на дорогу и для прохождения всех ритуалов хаджа[5].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «День великого хаджа — это день жертвоприношения»[6].
Абу Ханифа, опираясь на этот хадис, считал, что весь десятый день Зуль-хиджа входит в месяцы хаджа. Имам аш-Шафи‘и же утверждал, что месяцы хаджа подразумевают Шавваль, Зуль-Ка‘да и первые десять ночей месяца Зуль-хиджа, то есть они продолжаются до восхода утренней зари последнего десятого дня.
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто придет к этому дому [к Каабе для совершения паломничества] и не станет говорить непристойности (сквернословить) или аморально (невоспитанно) себя вести [то есть и речь его будет вежлива, и поступки, что крайне важно для верующего в любом месте и в любое время, но особенно во время совершения паломничества], тот вернется домой как новорожденный [все прежние грехи будут стерты из личного дела]»[7].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто совершит больше одного [хаджа], то это — дополнительное деяние [то есть такое возможно, за это воздастся из Божьей милости, но это не обязательно]»[8].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не разрешается [неэтично; не безопасно] женщине отправляться в путь, который длится три дня, иначе как в сопровождении близкого родственника»[9].
Отсутствие такого сопровождающего отменяет обязательность совершения хаджа для данной женщины. Кроме того, многое зависит и от согласия мужа[10]. Некоторые ученые, в числе которых богословы шафиитского мазхаба, допускают совершение женщиной паломничества с группой заслуживающих доверия женщин. И добавлю — тем более при сегодняшнем уровне безопасности, если предприняты все необходимые меры.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1]В тексте хадиса употреблено слово «мабрур», переводимое как «добрый, хороший», «благочестивый». То есть паломничество, к которому не примешались грехи, проступки, ругань или иные скверные действия.
Подробнее см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 5. Ч. 9. С. 118, 119, пояснение к хадису № 437–(1349).
[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 523, хадис № 1773; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 4. С. 761, хадис № 1773; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 353, хадис № 5733, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 533, хадис № 437–(1349); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 141, хадис № 5/1276.
[3] «Паломничество (хадж) [совершается] в определенные [известные еще со времен Авраама] месяцы [лунного календаря: Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа]» (см. Св. Коран, 2:197).
[4]Также см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 332, 336.
[5]См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 339; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 306.
[6]Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 224, хадис № 1945, «сахих».
[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 533, хадис № 438–(1350); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 119, хадис № 438–(1350).
[8]Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада и ан-Насаи. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 297, хадис № 1777.
[9]Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Аль-адаб аль-муфрад. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. С. 217, хадисы № 1086 и 1087; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 326, хадисы № 1086 и 1087.
[10]См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 339.