Что нельзя делать в состоянии ихрама?
Человеку, вошедшему в состояние ихрама, для выполнения обрядов хаджа или ‘умры запрещаются следующие действия:
1. Мужчине запрещается надевать что-либо скроенное, покрывать чем-либо голову и лицо, а также использовать закрывающую пальцы ног и имеющую задник обувь.
2. Женщине запрещается закрывать лицо и надевать перчатки.
3. Пользоваться ароматическими веществами. Но пользоваться ими непосредственно до того, как войти в состояние ихрама, можно и нужно.
4. Использовать мази не в лечебных целях.
5. Удалять волосы на любом участке тела.
6. Подстригать ногти.
7. Вступать в брак[1].
8. Иметь интимную близость, а также совершать все то, что активизирует либидо.
9. Спорить или ссориться с кем-либо.
10. Охотиться, быть проводником на охоте, убивать диких животных, кроме тех, которые могут быть опасны для людей[2].
Как быть, если возникла необходимость выйти из состояния ихрама
«…Если же вы окажетесь ограничены [из-за болезни, каких-либо проблем, возникших в пути], тогда, по мере ваших возможностей, принесите в жертву животное (барашка, например) [раздав мясо неимущим] (см. Св Коран, 2:196).
Предположим, человек отправляется в хадж или выходит в дорогу для совершения ‘умры. В пути, после того как он уже вошел в состояние ихрама, возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают на его пути к священным местам. В таком случае выходом из состояния ихрама для него является принесение в жертву животного.
Если такой возможности нет, тогда на сумму, которую он потратил бы для покупки этого животного, он покупает еду и раздает неимущим.
Если и такая возможность не представилась, тогда примерно переводит это количество продуктов в меру сыпучих тел «мудд»[3] и по количеству муддов постится соответствующее количество дней. Это и будет выходом из состояния ихрама в такой ситуации.
Начав ритуал совершения хаджа или ‘умры, обязан ли человек довести его до конца?
В Коране сказано: «Совершите хадж и малое паломничество (‘умру) завершенно (полно)». То есть совершите все необходимые ритуалы, сторонясь греховных деяний и поступков.
Богословы ханафитского мазхаба, опираясь на текст аята, акцентировали также внимание на том, что «начав, следует довести до конца». Если что-то помешает довести ритуал хаджа или ‘умры до конца (например, резкое ухудшение здоровья), тогда, выйдя из состояния ихрама закланием в жертву животного, нужно будет выполнить в последующем все ритуалы заново, причем в обязательном порядке.
Богословы шафиитского мазхаба не поддержали данную трактовку аята, отметив, что если человек никак не сможет завершить паломничество, то на него не будет возложена обязанность его восполнения: желательное так и останется желательным, а незавершенное просто аннулируется. Но для выхода из состояния ихрама необходимо будет принести в жертву животное. По последнему нет разногласий и разночтений.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Однако ученые-ханафиты допускают помолвку и вступление в брак для находящегося в состоянии ихрама.
[2] Паломнику разрешается рыболовство и принесение в жертву домашних животных.
[3] Мудд – мера сыпучих тел, переводя на граммы, по мнению богословов-ханафитов равняется примерно 815 грамм, а по мнению ученых остальных трех мазхабов – 543 грамма. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 417.