Интервью для журнала «Инейт»

Март 2007

Что есть Коран — свод правил для исполнения правоверными или сборник молитв, которые помогают жить, помогают превозносить Всевышнего?

Это — заключительное Священное Писание, данное Богом людям через пророка Мухаммада на последнем этапе религиозного развития человечества. Любой перевод Корана является лишь переводом смыслов.

В последнем Священном Писании говорится:

«Ибрахиму (Аврааму) Мы даровали [сына] Исхака (Исаака) и [внука] Я‘куба (Иакова). Обоих наставили на верный путь [благословили]. Нуха (Ноя) [чьим потомком был Авраам] Мы [говорит Господь миров] уже задолго до этого повели по верной стезе. Из числа его [то есть Ноя] потомков [наставили на верный путь] Дауда (Давида), Сулеймана (Соломона), Айюба (Иова), Юсуфа (Иосифа) [сына Я‘куба], Мусу (Моисея) и Харуна (Аарона). Подобным образом [давая возможность не только им самим, но и их потомкам последовать верному жизненному пути] Мы воздаем благородным людям [совершающим добро, благодеяния].

Также Закарию (Захарию) [1], [его сына] Яхью [Иоанна Крестителя] [2], ‘Ису (Иисуса) и Ильяса (Илию) [3][являющихся потомками Авраама, Мы наставили на верный путь], все они были благочестивы [отличались необычайной праведностью; несли собой гармонию, свежие нотки мироощущения, созидания, любви, благородства; своей просветленностью восприятия бытия они облегчали бремя жизненных тягот, даря целительные для сердца мотивы веры].

А также [наставили Мы на путь праведный] Исмаила (Измаила) [сына Авраама], Яса‘у [4](Елисея), Юнуса (Иону) и Лута (Лота) [5]. Всем им было отдано предпочтение (они получили преимущество перед представителями всех миров) [каждый из них волею Господа был пророком своего времени].

И из числа их отцов, их потомков и братьев [не всех, но многих благословляли на следование верному пути]. Избрали Мы их [чьи имена были упомянуты, из большого количества людей тех времен] и наставили на правильный путь [чтобы и своим современникам, и потомкам они также помогли выбрать в жизни верную стезю]. Это — Богом данный верный путь, на который Он наставляет тех, кого пожелает. Если бы они [имена коих были упомянуты ранее] вознесли что-либо или кого-либо на уровень Бога [Единственного Творца всего и вся, Который не ограничен ни местом, ни временем], тогда все их дела и поступки стали бы тщетны, бесполезны.

Им [чьи имена были ранее упомянуты] Мы дали Книги [Писания], власть (мудрость) и пророчество. И если они [язычники твоего времени, Мухаммад] не поверят в это, так поверят другие [Мы поручим тебе передать эту правду о прошлом тем, кто уверовал]. Их [твоих предшественников] Всевышний наставил на верный путь. Следуй же их пути [дороге, по которой прошли пророки и посланники, бывшие до тебя, Мухаммад; подобно им, призывай людей уверовать в Бога, Господа миров, и совершенствовать свои нравственные качества и характеристики]. Скажи [людям]: «Я не прошу у вас вознаграждения [моя миссия, пророческая проповедь безвозмездны; мне от вас ничего не нужно]. Это — лишь напоминание для миров» (Св. Коран, 6:84–90).

В основном люди знают, что такое Священная Книга мусульман. Не могли бы вы рассказать, почему она называется Коран, переводится ли как-то это слово?

1. Не согласен. Люди знают, что такая книга есть, но не более того. Именно не знают Коран, иначе не ограничивали бы его принадлежностью мусульманам. Коран как Божественный Свод адресован всем людям, которые живут и еще будут жить на этой земле.

2. Слово «кор’ан» переводится с арабского как «то, что читается» и «то, что вобрало в себя главы и повествования».

Нуждается ли Коран в трактовании или Священная Книга мусульман может быть понятной для всех сумевших выучить арабский язык? Можно ли по-разному трактовать Коран?

Знание арабского языка не критерий понимания Корана. Он (арабский язык) — своеобразная форма хранения первозданного Текста. Трактовать действительно можно по-разному как Коран, так и Библию, Тору, но важно суметь показать: как на практике применять непреходящие ценности, как ими обогащаться духовно.

Многие знают, что мусульмане разделены на школы (мазхабы) — сунниты, шииты, джадидиты — в чем разница между ними? Не могли бы вы провести небольшой ликбез на эту тему?

Каждый из людей индивидуален в облике, складе ума, в чертах характера, во мнениях и взглядах. Чтобы более 1 млрд людей были идентичны — абсурд.

Наверное, все прекрасно помнят таких мусульманских ученых, как Абу Али ибн Сина или Джафар Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми (книга которого положила начало алгебре) или поэтов — Алишера Навои, Омара Хайама. Но о современных ученых, поэтах и художниках мусульманах известно гораздо меньше. Чем вы это объясняете?

Сегодня этих людей больше, но есть такое понятие, как пиар. Представители мусульманских этносов еще не научились себя позиционировать. Хотя есть яркие примеры стран идущих в информационном авангарде — Турция, Эмираты, Малайзия, Иран.

Вот навскидку имена ярких представителей мусульманских народов в искусстве, науке, литературе, спорте. Лауреаты Нобелевской премии: турецкий писатель Орхан Памук; банкир из Бангладеш Мухаммад Юнус; глава МАГАТЭ Мухаммад аль-Барадеи. Спортсмены: Мухаммад Али, Зинедин Зидан, Ринат Дасаев, Шамиль Тарпищев, Марат Сафин, Бувайсар Сайтиев — шестикратный чемпион мира по вольной борьбе. Культура: Кэт Стивенс (Юсуф Ислам), Муса Джалиль, Габдулла Тукай, Махмуд Эсамбаев, Муслим Магомаев, Ренат Ибрагимов. Медицина: Ринат Акчурин и многие, многие другие.

Все довольно просто, если, к примеру, США тратят в год на укрепление в мире своего положительного имиджа более миллиарда долларов, то 1/4 часть населения планеты Земля, в той или иной степени исповедующего Ислам, пока не озабочена в столь глобальном масштабе вопросами популяризации и внесения своего вклада в историю, преодолевая политические, экономические и военные трудности. Но всему свое время.

В Апокалипсисе говорится, что у Сатаны есть свое число — 666, связанно ли какое-либо число с Аллахом? Некоторые приводят цифру 798, некоторые 2.

Ни эти, ни другие числа не связаны с Богом.

Почему у Бога 99 имен, можно ли трактовать это нумерологически?

Трактовать незачем. 99 прекрасных имен — так Он пожелал на заключительном этапе духовного развития человечества. Они дают представление о Его бесконечных качествах и характеристиках.

Так совершал ли Мухаммад чудеса? Возвращалась ли антилопа к охотнику и была ли Луна разделена пополам?

Антилопа — чья-то шутка, выдумка или притча. А то, что Луна раскололась на две части движением руки Пророка и затем ее половинки воссоединились, — факт, который лицезрели современники Божьего посланника, он также упомянут в Коране (см. Св. Коран, 54:1) и доказан наукой нашего времени.

Чудеса, подтверждающие истинность пророческой миссии (что она от Бога), конечно же, были и у Мухаммада, как были они и у Авраама, Моисея или Иисуса. Но главное чудо заключительного Божьего посланника — Священный Коран.

Есть ли национальные различия среди мусульман? Отличается ли способ совершения молитв и поклонения Аллаху (Богу) у мусульманина-татарина и мусульманина-индийца?

В религиозной практике отличий практически нет, но разность менталитета, особенности в стиле, укладе жизни, естественно, имеют место быть.

В Средние века положение женщин-мусульманок было незавидным (впрочем, как и во всем мире в то время). Изменилась ли ситуация теперь?

Ситуация коренным образом изменилась еще 14 веков назад, просто многое зависит от интерпретации исторических событий. Если посмотреть, то история Ислама периода Средних веков писалась западными востоковедами, а ведь Европа в те времена активно занималась аннексией, и поэтому нужно было представить коренное население колонизируемых стран невежественными угнетателями, а себя — «освободителями».

Одним из 99 имен Всевышнего является аль-‘Адль (сама Справедливость), и справедливость Творца распространяется как на эту жизнь, так и на вечность, как на мужчин, так и на женщин. Особенность арабского коранического повествования заключается в том, что в строках, касающихся мужчин, в арабском языке автоматически подразумеваются и женщины.

Кроме того, в Коране немало аятов, указывающих на то, что женщины получат один к одному с мужчинами, а возможно, и больше:

Аяты Корана о равенстве мужчин и женщин

«Не дам Я пропасть ни одному деянию людей, будь [совершавший его] мужчина или женщина» (см. Св. Коран, 3:195);

*

«А те, которые совершают благие дела, будь то мужчины или женщины, являясь при этом верующими, они войдут в Рай и ни в чем не будут ущемлены (притеснены, обделены)» (см. Св. Коран, 4:124);

*

«Тот, кто творит добро (совершает благое) и при этом является верующим, будь то мужчина или женщина, — тому, вне всяких сомнений, Мы предоставим прекрасную жизнь [причем уже в мирской обители]. И непременно воздадим этим людям [большим и] и лучшим, чем то, что они совершали» (Св. Коран, 16:97);

*

«В тот День [в Судный День] увидишь ты, как у уверовавших [в земной обители] мужчин и женщин спереди и по правую сторону от них струится яркий свет. Благая весть вам — райская обитель, сады, под которыми (возле которых) текут реки, где пребудете вы вечно. Это [такой итог веры и благочестия, стараний и труда в земной обители] — великая победа!» [6](Св. Коран, 57:12).

*

«Мужчинам — удел из того, что совершено ими, и женщинам — удел из совершенного ими [то есть и мужчины, и женщины абсолютно равны пред Богом в воздаянии за дела и поступки]» (см. Св. Коран, 4:32).

Пророк Мухаммад говорил: «…Наилучшие из вас [мужчин] — это те, кто являются наилучшими к супругам своим» [7].

В жизни действительно встречаются самые разные формы притеснения женщин, в том числе и в странах Востока, однако, к примеру, высокий процент такого рода случаев в тех же самых Штатах не дает повода говорить о женоненавистнической идеологии этой страны. Или возьмите ту же самую немусульманскую Европу с ее инквизицией, которая под эгидой охоты на ведьм отправила на огненный эшафот немало женщин.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Закария (Захария) — Божий пророк, потомок Сулеймана, сына Дауда (Соломона, сына Давида). Он приходился мужем тете, по материнской линии, Марьям (Марии) — матери Иисуса.. В Священном Коране он упоминается восемь раз. См., например: аз-Зухайли В. [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 2. С. 228, 240.

[2] См., например: Св. Коран, 3:38–41.

[3] Ильяс (Илия) — пророк из числа потомков Я‘куба. Он является сыном Ясина, относится к колену Харуна (Аарона), брата Моисея. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 4. С. 291, а также Т. 12. С. 147.

Имя этого пророка упомянуто здесь и еще в 123-м аяте 37-й суры.

[4] Яса‘ был оставлен Ильясом (Илией) после себя в качестве преемника, возглавившего иудейский народ. Через некоторое время после этого Господь избрал его пророком, продолжившим череду Божьих пророков и ставшим очередным духовным руководителем для соплеменников. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 12. С. 234.

Имя этого пророка упомянуто в этом и еще в 48-м аяте 38-й суры.

[5] Лут (Лот) был сыном Харана, брата Авраама, то есть Лут был племянником Авраама.

См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 4. С. 291, 293, 650.

[6] Рекомендую прочитать основные характеристики верующих в моем переводе смыслов: Св. Коран, 10:62–64.

[7] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 89, хадис № 1441, «сахих».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1