Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Интервью для журнала «Umma»

Февраль 2015

Выпускников, получивших образование по исламу за рубежом, часто обвиняют в том, что они культивируют ислам с национальной спецификой той страны, где обучались.

Соглашусь, такое встречается.

Как вы относитесь к тому, чтобы улемы (мусульманские ученые) в своих странах проводили иджтихад [1]  с учетом национальной специфики и современных реалий?

Отношусь к этому положительно. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если ученый оказался прав [пред Господом], делая иджтихад (усердно и квалифицированно изучая вопрос, а после вынося решение, богословское заключение), он получает за свои старания две степени вознаграждения; если же богослов выполнил все от него зависящее (в вопросе иджтихада и сделанного по его результату вывода), но ошибся, то он получает [пред Господом] одну степень вознаграждения» [2].

Необходимость такого подхода уже давно созрела на постсоветстком пространстве. Кстати, именно это явилось одной из главных причин быстрого распространения мусульманских ценностей во времена самого Пророка и на протяжении первых десятилетий после его смерти – Ислам не отрицал местную национальную культуру, а вступал с нею в созидательное взаимодействие. Постепенно самоустранялось все низкое, языческое и аморальное, а красота и разнообразие местных традиций сохранялись и развивались. Посмотрите, например, на мечети, построенные в Китае более 1000 или 500 лет назад, – это здания китайской архитектуры, а не арабской.

Нужно учитывать (о чем часто в реалиях современности забывают), что текст оригинала Корана и Сунны на арабском языке знатокам мусульманского богословия следует слышать в контексте общечеловеческой морали и нравственности, в контексте многообразия местных традиций и культур на планете Земля, а также потребностей нового времени.

В Коране об этом упоминается многократно:

(1)

«Побуждай [следовать] общепризнанным нормам [благородства, этики, морали, нравственности] (местным национальным традициям)!» (см. Св. Коран, 7:199).

(2)

«Они веруют в Аллаха (Бога, Господа) и в [абсолютную истинность] Судного Дня, повелевают совершать благое (являющееся благим в контексте местных общепринятых национальных норм, традиций) [начиная с самих себя, побуждают к тому, что для любого здравомыслящего является благим и правильным (ма‘руф)] и запрещают скверное (являющееся скверным в контексте местных общепринятых национальных норм, традиций) [удаляют себя и других от того, что чуждо человеческой природе (мункяр), что вступает в противоречие с местным понимание морали и нравственности], они спешат совершать хорошие поступки. Они — из числа праведных (благочестивых)» (Св. Коран, 3:114).

(3)

«[Окружены Моей милостью будут] те, кто последует за [заключительным] Посланником, Пророком, не умеющим ни писать, ни читать, о котором упомянуто в Торе и в Евангелии. Он будет призывать совершать благое (ма‘руф) и запрещать все плохое (мункяр) [с точки зрения общечеловеческой морали и в том числе в рамках местной национальной традиции, с учетом специфики культур, на которые распространятся мусульманские ценности]; разрешать [следуя велению Творца] все хорошее [в том числе и то, что в один из прошлых периодов религиозного развития человечества было запретно, например, в качестве наказания] и запрещать все скверное [дурное, зловредное, отвратительное — все, что вредит своими последствиями]» (см. Св. Коран, 7:157).

(4)

«Пусть же среди вас будут люди [общественная прослойка, социальная группа], призывающие к благому [ко всему тому, что полезно человеку в вопросах морали, нравственности, духовности, религиозности, а также мирского благополучия, изобилия, достатка], повелевающие (убедительно назидающие) делать общепринятое хорошее (ма‘руф, то есть являющееся благим в контексте местной культурной или национальной традиции) и запрещающие совершать скверное (мункяр – все то, что вступает в явное противоречие с верой, местными традициями, культурой и здравым рассудком). Они — достигающие успеха» (Св. Коран, 3:104).

(5)

«Вы были (!) [3]  лучшими из людей [ведь главными присущими вам характеристиками были следующие три]: (1) повелевали совершать благое (являющееся таковым в контексте местной культуры и традиции – ма‘руф) [начиная с самих себя, побуждали к тому, что для любого здравомыслящего является благим и правильным]; (2) запрещали скверное (являющееся таковым в контексте местной культуры и традиции – мункяр) [удалялись сами и старались удалять других от того, что чуждо человеческой природе, что вступает в противоречие с моралью и нравственностью]; (3) уверовали в Аллаха (Бога, Господа, Единого и Единственного Творца всего сущего) [4]. [Вера в Бога называется при перечислении третьей по той простой причине (и только Всевышнему ведома истина), что к верующим приписывает себя большая часть человечества, а вот тех из них, кто соответствовал бы вышеприведенным критериям, сегодня немного]» (см. Св. Коран, 3:110).

(6)

«[Самоотверженные верующие, удостаивающиеся Божьей милости в земном и вечном… Кто они? Они –] действительно знающие [в повседневной практике, что такое] раскаяние (покаяние), поклонение Творцу, благодарность Ему; [это] постящиеся, совершающие поясной и земной поклоны [в молитве пред Господом миров], призывающие к благому (ма‘руф, то есть являющемуся благим в контексте местной культурной или национальной традиции) и умеющие [деликатно и доходчиво, а порой — смело и убедительно] остановить (предупредить) скверное (являющееся таковым в контексте местной культуры и традиции – мункяр). Они придерживаются границ, очерченных Всевышним [а процесс формирования этих границ длился тысячи лет через миссии пророков, Божьих посланников и Писания, итог этого — в заключительном религиозном витке развития человечества]. Обрадуйте верующих [им есть чему порадоваться и в мирской обители, и в вечной]!» (Св. Коран, 9:112).

(7)

«Они те, кто, приобретая от Нас [говорит Господь миров] возможности благополучного проживания и процветания на Земле, (1) выстаивают молитву [не игнорируют ее], (2) выплачивают закят (обязательную милостыню), (3) побуждают к благому (ма‘руф, то есть являющемуся благим в контексте местной культурной или национальной традиции) и (4) предостерегают от скверного (являющегося таковым в контексте местной культуры и традиции – мункяр). В итоге все вернется к Господу [к Творцу всего сущего]» (Св. Коран, 22:41).

(8)

«Выстаивай [обязательную] молитву, побуждай к благому (ма‘руф, то есть являющемуся благим в контексте местной культурной или национальной традиции) [будь примером во всем хорошем и праведном] и удаляй [начиная с самого себя] от скверного (являющееся таковым в контексте местной культуры и традиции – мункяр); будь терпелив ко всему тому, что постигает тебя [крепчай от трудностей и невзгод, трезво их оценивая и поочередно преодолевая]. Поистине, [все] это потребует от тебя стойкости и решительности [5]» (см. Св. Коран, 31:17).

Главным в вопросе национальных, культурных или региональных традиций является то, чтобы они не вступали в очевидное противоречие с общепринятыми постулатами, принципами Корана и Сунны. И здесь уже непосредственно работа местного духовенства – проведение параллелей, взаимодополнение, нахождение сути и устранение никчемного, порожденного временем и невежественным подходом нароста, например. В решении каждого отдельно взятого вопроса будут возникать свои нюансы, требующие широты взгляда, хорошего богословского образования (без привязанности к отдельным идеологизированным течениям, например, саляфитам или хабашитам; к чисто арабскому подходу, чисто турецкому либо пакистанскому), а также общей современной и национально-культурной эрудированности. И все это с учетом потребностей населения, а не в угоду правящим верхам.

Приведу один живой пример из моей практики. Мне задали вопрос. Сунна ли носить чапан и чалму? И дается ли награда за надевание такой одежды на намаз? Должен ли мусульманин носить их или это необязательно?

Вот что я ответил.

Как мужчинам-мусульманам, так и женщинам-мусульманкам необходимо соблюдать те законы и правила, которые установлены Творцом всего сущего и являются залогом нашего всестороннего благополучия в обоих мирах. Требование скромности и умеренности во всем, в том числе во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, касается как поведения, так и одежды.

‘Аурат – те части тела, которые должны быть обязательно прикрыты. Важно, чтобы данное требование реализовывалось с учетом объективных факторов современной жизни, тем более в среде, где мусульмане соседствуют с представителями разных культур и религий. ‘Аурат у мужчин – от пупка до колен включительно [6]. У женщин к области ‘аурата относится все тело, кроме лица и кистей рук [7]. Друг перед другом для женщин допустим такой же ‘аурат, как у мужчин, – от пупка и до колен включительно [8].

Прикрытие ‘аурата обязательно в случаях, когда мужчина или женщина находятся в обществе людей, не являющихся их кровными родственниками, а также при совершении молитвы-намаза. Также запрещено смотреть на ‘аурат других, как мужчин, так и женщин [9]. ‘Аурат может быть открыт перед супругой (супругом) и некоторыми близкими родственниками.

Мусульманские каноны (Коран и Сунна) не ограничивают верующего в выборе стиля [10]  одежды (если, конечно, он не оголяет то, что должно быть прикрыто). Главным является: (1) как носится одежда: скромно или кичливо; (2) покрывает ли она то, что должно быть прикрыто перед другими; (3) на что она приобретена (заработана ли честным трудом).

Головной убор (к примеру, национальный) желателен для мужчин во время совершения молитвы-намаза. В остальных же случаях желательности, а тем более необходимости в его ношении нет, то есть — на личное усмотрение.

В Пакистане, Индии и некоторых близлежащих государствах одеваются в длинные одежды. Для того региона это норма внешнего вида. Замечу, что одеваются там так и мусульмане, и христиане, и язычники. То есть этот стиль в одежде не определяет религиозной принадлежности человека, а больше связан с климатическими условиями, в которых живут люди тех государств, а также с многовековой традицией данного региона.

Нечто похожее на чалму и чапан пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) надевал, но делал он это просто как человек, живущий в определенных климатических условиях, а не потому, что являлся посланником Божьим, призывающим одеваться именно так [11]. Он не призывал к подобному стилю одежды и не упоминал на этот счет каких-то сакральных особых смыслов. Обычно в сегодняшних чалмах и чапанах различных мусульманских народов представлен свой национальный колорит и стиль (цвет, форма, узор). Традиционно в них одеваются имамы и муллы. Если человек, не являющийся имамом или муллой, облачится в такую одежду с намерением следования Сунне, то получение Божьего воздаяния за это возможно. И только Богу известно все.

Как следует понимать термин «традиционный ислам»?

В своих выступлениях и статьях я этот термин обычно не употребляю. Да, он вошел в обиход, но мало кто знает, что под ним понимать, точнее у каждого свое представление на этот счет. Сегодня это больше мертвый термин. Мы потратили много лет, чтобы донести до руководства страны, что нужны не мертвые термины, а живое просвещение на высоком интеллектуальном уровне. Необходима четко сформулированная система мусульманских ценностей, с цитированием аятов и хадисов, а не пустые призывы к «традиционному Исламу». Если система мусульманских ценностей, сформулированная местными богословами, постепенно войдет в информационное пространство, а затем и в умы людей, сами собой нейтрализуются ложные стереотипы и снимется неприязнь к представителям разных национальностей и культур, напряжение сойдет на нет. Пока, к сожалению, мы тушим пожары, а не сажаем саженцы.

При правильном и долгосрочном подходе имамам и муфтиям на местах следует изрядно поработать над оживлением этого термина. Здесь нужно будет давать конкретные пояснения и формулировать приближенные к современной жизни и местной культуре фетвы (богословские заключения), раскрывая тем самым местную традицию мусульманских ценностей.

Многие мусульмане отрицательно воспринимают термин «традиционный ислам».

Они думают и анализируют, используя ранее сформировавшиеся у них в голове нейронные пути. Те религиозные стереотипы, которые заняли в голове главенствующее место, показывают им картину мира под определенным углом. Все то, что не вписывается в эту картину мира, отвергается ими либо под предлогом, что оно запретно, либо под предлогом, что оно сомнительно. Это обычное явление в среде новоиспеченных практиков отдельных мусульманских ритуалов.

Необходима большая эрудированность в знании Корана и Сунны, а также в широте взгляда на их смыслы – грамотный богословский подход к кораническим смыслам и смыслам текстов хадисов, вне границ идеологических или национальных трактовок, в контексте потребностей современности и с учетом местной специфики.

Недавно в Кыргызстане приняли Концепцию государственной политики в религиозной сфере, где государством поддерживается традиционный ислам ханафитской школы и матуридитское вероучение, при этом признаются все мазхабы и течения, кроме тех, которые представляют угрозу.

Правильный подход. Хорошая формулировка. Теперь необходима кропотливая грамотная работа местного духовенства со всеми оттенками мнений самых разных ученых ханафитского мазхаба, с аргументацией, дабы предоставить верующим палитру красок, а не черно-белый экран информационной ограниченности либо бездумное и бездушное переведение трудов многовековой давности, содержащих мнения, которые давно уже потеряли свою актуальность вообще либо в контексте местной традиции и культуры в частности.

Напомню, что за четырнадцать веков существования исламского вероучения возникло множество богословских школ, одни из которых были только богословскими, а другие — политико-богословскими, то есть представляли определенную власть или идеологическое направление. В первые «золотые века» развития исламской научной мысли появились десятки выдающихся ученых-богословов, а на основе их трудов — сильные школы практического применения Священного Корана и Сунны. Дальнейшее практическое развитие и широкое распространение получили только четыре мазхаба [12], так как они вобрали в себя все грани пророческого наследия, и потому их было достаточно для становления мусульманского общества. Что касается современного богословия, то оно развивается на основе огромного культурно-исторического наследия, трудов самых разных ученых-богословов, с учетом реалий современности. Это наследие доказало свою жизнеспособность, актуальность, соответствие канонам Ислама, выработало механизмы практического применения священных текстов.

В Кыргызстане с каждым годом увеличивается число верующей молодежи, идет процесс реисламизации. Часть общества видит в этом отрицательное явление, ссылаясь на то, что страна теряет самоидентификацию и национальную культуру. Как вы можете это прокомментировать?

Правильная и грамотная работа местного Духовного Управления за несколько лет может выровнять эти перекосы в сознании общественности. Без кропотливой, последовательной и грамотной работы здесь не обойтись.

Как вы думаете, насколько важно богословам и ученым ислама, на которых лежит огромная ответственность за развитие уммы, иметь как светское, так и религиозное образование, постоянно развиваться в интеллектуальном плане, чтобы привлекать прогрессивную молодежь и отвечать на современные актуальные вопросы?

Имам должен иметь хорошее богословское образование (общемусульманское, а не идеологизированное), которое явится научным базисом для его последующей деятельности. Посредством каждодневного самообразования ему следует с годами стать высокообразованным, всесторонне эрудированным и успешным, четко и умело, а также уместно проводящим параллели между богословской теорией и современным положением дел.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Иджтихад – квалифицированное и усердное изучение вопроса, по которому нет прямого и конкретного ответа в Коране и Сунне. Ученый, имея соответствующий богословский базис, образование, работающий с арабскими первоисточниками, в контексте времени, в котором живет, и места, где возник вопрос, проводя параллели с похожими ситуациями (кыяс) и с местными традициями (‘урф), старается дать наиболее верный по его мнению ответ или заключение.

[2] Хадис от ‘Амру ибн аль-‘Аса, Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 40, хадис № 565, «сахих».

[3] В подстрочном переводе здесь стоит глагол «были», и, наверное, именно такой перевод наиболее подходит к нашей современной действительности. Только за последние столетия мусульмане растеряли многое ценное из присущего им, что было накоплено в первые столетия становления Ислама. А ведь их уважали тогда даже самые непримиримые враги.

[4] Упомянутые три характеристики являются решающими для того, чтобы общество стало образцовым.

[5] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сообщил: «Проблемы будут постигать верующего мужчину или верующую женщину в них самих (душевные состояния) [депрессии, например], в их детях [болезни, к примеру, и трудности с воспитанием] или имуществе [потери, непредвиденные затраты, неудачные покупки и т. п.]. [Такого положения дел и изменчивости обстоятельств никому на земле не избежать, такова жизнь мирская.] И продолжится это до тех пор, пока не предстанут они пред Богом неотягощенными даже одной единицей греха [если до конца своей жизни оставались верующими (а не казались таковыми), если не жаловались, воодушевленно преодолевали представлявшееся на первый взгляд непреодолимым, росли, крепчали и благодарили Творца, несмотря ни на что]». Св. х. ат-Тирмизи, аль-Хакима и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 9. С. 344; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 687, хадис № 2404, «хасан сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламия, 2001. Т. 2. С. 390, хадис № 2134.

Клемент Стоун (мультимиллионер и бывший владелец Success Magazine) отметил: «Если жизнь протягивает тебе лимон, не морщись, а выжми его и сделай лимонад».

[6] Богословы-шафииты считают, что ‘аурат мужчины – это та часть тела, которая между пупком и коленом. Пупок и колени к ‘аурату не относятся, но желательно их прикрывать во избежание случайного оголения ‘аурата.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 738, 743, 748.

[7] Ученые-ханафиты не относят к женскому ‘аурату стопы.

[8] Подробнее о мнениях ученых см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 744, 750, 754, 755.

[9] Безусловно, современный верующий, живущий и взаимодействующий в среде людей разных воззрений, осознает, что понятие ‘аурата для кого-то неактуально, поэтому, не создавая проблему, он спокойно и уважительно общается с ними. Также возможны различные исключения в запрете на оголение ‘аурата, например медосмотр.

[10] Подробнее об этом см., например: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра [Богословские разногласия между современными исламскими течениями]. Аль-Мансура: аль-Вафа’, 2008. С. 350, 361, 362.

[11] Подробнее об этом: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 110–112, хадис № 581 и пояснение к нему.

[12] Мазхаб (араб. «путь») — богословско-правовая школа в Исламе.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1