Интервью для журнала «Umma»

Февраль 2015

Выпускников, получивших образование по исламу за рубежом, часто обвиняют в том, что они культивируют ислам с национальной спецификой той страны, где обучались.

Соглашусь, такое встречается.

Как вы относитесь к тому, чтобы улемы (мусульманские ученые) в своих странах проводили иджтихад [1]  с учетом национальной специфики и современных реалий?

Отношусь к этому положительно. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если ученый оказался прав [пред Господом], делая иджтихад (усердно и квалифицированно изучая вопрос, а после вынося решение, богословское заключение), он получает за свои старания две степени вознаграждения; если же богослов выполнил все от него зависящее (в вопросе иджтихада и сделанного по его результату вывода), но ошибся, то он получает [пред Господом] одну степень вознаграждения» [2].

Необходимость такого подхода уже давно созрела на постсоветстком пространстве. Кстати, именно это явилось одной из главных причин быстрого распространения мусульманских ценностей во времена самого Пророка и на протяжении первых десятилетий после его смерти – Ислам не отрицал местную национальную культуру, а вступал с нею в созидательное взаимодействие. Постепенно самоустранялось все низкое, языческое и аморальное, а красота и разнообразие местных традиций сохранялись и развивались. Посмотрите, например, на мечети, построенные в Китае более 1000 или 500 лет назад, – это здания китайской архитектуры, а не арабской.

Нужно учитывать (о чем часто в реалиях современности забывают), что текст оригинала Корана и Сунны на арабском языке знатокам мусульманского богословия следует слышать в контексте общечеловеческой морали и нравственности, в контексте многообразия местных традиций и культур на планете Земля, а также потребностей нового времени.

В Коране об этом упоминается многократно:

(1)

«Побуждай [следовать] общепризнанным нормам [благородства, этики, морали, нравственности] (местным национальным традициям)!» (см. Св. Коран, 7:199).

(2)

«Они веруют в Аллаха (Бога, Господа) и в [абсолютную истинность] Судного Дня, повелевают совершать благое (являющееся благим в контексте местных общепринятых национальных норм, традиций) [начиная с самих себя, побуждают к тому, что для любого здравомыслящего является благим и правильным (ма‘руф)] и запрещают скверное (являющееся скверным в контексте местных общепринятых национальных норм, традиций) [удаляют себя и других от того, что чуждо человеческой природе (мункяр), что вступает в противоречие с местным понимание морали и нравственности], они спешат совершать хорошие поступки. Они — из числа праведных (благочестивых)» (Св. Коран, 3:114).

(3)

«[Окружены Моей милостью будут] те, кто последует за [заключительным] Посланником, Пророком, не умеющим ни писать, ни читать, о котором упомянуто в Торе и в Евангелии. Он будет призывать совершать благое (ма‘руф) и запрещать все плохое (мункяр) [с точки зрения общечеловеческой морали и в том числе в рамках местной национальной традиции, с учетом специфики культур, на которые распространятся мусульманские ценности]; разрешать [следуя велению Творца] все хорошее [в том числе и то, что в один из прошлых периодов религиозного развития человечества было запретно, например, в качестве наказания] и запрещать все скверное [дурное, зловредное, отвратительное — все, что вредит своими последствиями]» (см. Св. Коран, 7:157).

(4)

«Пусть же среди вас будут люди [общественная прослойка, социальная группа], призывающие к благому [ко всему тому, что полезно человеку в вопросах морали, нравственности, духовности, религиозности, а также мирского благополучия, изобилия, достатка], повелевающие (убедительно назидающие) делать общепринятое хорошее (ма‘руф, то есть являющееся благим в контексте местной культурной или национальной традиции) и запрещающие совершать скверное (мункяр – все то, что вступает в явное противоречие с верой, местными традициями, культурой и здравым рассудком). Они — достигающие успеха» (Св. Коран, 3:104).

(5)

«Вы были (!) [3]  лучшими из людей [ведь главными присущими вам характеристиками были следующие три]: (1) повелевали совершать благое (являющееся таковым в контексте местной культуры и традиции – ма‘руф) [начиная с самих себя, побуждали к тому, что для любого здравомыслящего является благим и правильным]; (2) запрещали скверное (являющееся таковым в контексте местной культуры и традиции – мункяр) [удалялись сами и старались удалять других от того, что чуждо человеческой природе, что вступает в противоречие с моралью и нравственностью]; (3) уверовали в Аллаха (Бога, Господа, Единого и Единственного Творца всего сущего) [4]. [Вера в Бога называется при перечислении третьей по той простой причине (и только Всевышнему ведома истина), что к верующим приписывает себя большая часть человечества, а вот тех из них, кто соответствовал бы вышеприведенным критериям, сегодня немного]» (см. Св. Коран, 3:110).

(6)

«[Самоотверженные верующие, удостаивающиеся Божьей милости в земном и вечном… Кто они? Они –] действительно знающие [в повседневной практике, что такое] раскаяние (покаяние), поклонение Творцу, благодарность Ему; [это] постящиеся, совершающие поясной и земной поклоны [в молитве пред Господом миров], призывающие к благому (ма‘руф, то есть являющемуся благим в контексте местной культурной или национальной традиции) и умеющие [деликатно и доходчиво, а порой — смело и убедительно] остановить (предупредить) скверное (являющееся таковым в контексте местной культуры и традиции – мункяр). Они придерживаются границ, очерченных Всевышним [а процесс формирования этих границ длился тысячи лет через миссии пророков, Божьих посланников и Писания, итог этого — в заключительном религиозном витке развития человечества]. Обрадуйте верующих [им есть чему порадоваться и в мирской обители, и в вечной]!» (Св. Коран, 9:112).

(7)

«Они те, кто, приобретая от Нас [говорит Господь миров] возможности благополучного проживания и процветания на Земле, (1) выстаивают молитву [не игнорируют ее], (2) выплачивают закят (обязательную милостыню), (3) побуждают к благому (ма‘руф, то есть являющемуся благим в контексте местной культурной или национальной традиции) и (4) предостерегают от скверного (являющегося таковым в контексте местной культуры и традиции – мункяр). В итоге все вернется к Господу [к Творцу всего сущего]» (Св. Коран, 22:41).

(8)

«Выстаивай [обязательную] молитву, побуждай к благому (ма‘руф, то есть являющемуся благим в контексте местной культурной или национальной традиции) [будь примером во всем хорошем и праведном] и удаляй [начиная с самого себя] от скверного (являющееся таковым в контексте местной культуры и традиции – мункяр); будь терпелив ко всему тому, что постигает тебя [крепчай от трудностей и невзгод, трезво их оценивая и поочередно преодолевая]. Поистине, [все] это потребует от тебя стойкости и решительности [5]» (см. Св. Коран, 31:17).

Главным в вопросе национальных, культурных или региональных традиций является то, чтобы они не вступали в очевидное противоречие с общепринятыми постулатами, принципами Корана и Сунны. И здесь уже непосредственно работа местного духовенства – проведение параллелей, взаимодополнение, нахождение сути и устранение никчемного, порожденного временем и невежественным подходом нароста, например. В решении каждого отдельно взятого вопроса будут возникать свои нюансы, требующие широты взгляда, хорошего богословского образования (без привязанности к отдельным идеологизированным течениям, например, саляфитам или хабашитам; к чисто арабскому подходу, чисто турецкому либо пакистанскому), а также общей современной и национально-культурной эрудированности. И все это с учетом потребностей населения, а не в угоду правящим верхам.

Приведу один живой пример из моей практики. Мне задали вопрос. Сунна ли носить чапан и чалму? И дается ли награда за надевание такой одежды на намаз? Должен ли мусульманин носить их или это необязательно?

Вот что я ответил.

Как мужчинам-мусульманам, так и женщинам-мусульманкам необходимо соблюдать те законы и правила, которые установлены Творцом всего сущего и являются залогом нашего всестороннего благополучия в обоих мирах. Требование скромности и умеренности во всем, в том числе во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, касается как поведения, так и одежды.

‘Аурат – те части тела, которые должны быть обязательно прикрыты. Важно, чтобы данное требование реализовывалось с учетом объективных факторов современной жизни, тем более в среде, где мусульмане соседствуют с представителями разных культур и религий. ‘Аурат у мужчин – от пупка до колен включительно [6]. У женщин к области ‘аурата относится все тело, кроме лица и кистей рук [7]. Друг перед другом для женщин допустим такой же ‘аурат, как у мужчин, – от пупка и до колен включительно [8].

Прикрытие ‘аурата обязательно в случаях, когда мужчина или женщина находятся в обществе людей, не являющихся их кровными родственниками, а также при совершении молитвы-намаза. Также запрещено смотреть на ‘аурат других, как мужчин, так и женщин [9]. ‘Аурат может быть открыт перед супругой (супругом) и некоторыми близкими родственниками.

Мусульманские каноны (Коран и Сунна) не ограничивают верующего в выборе стиля [10]  одежды (если, конечно, он не оголяет то, что должно быть прикрыто). Главным является: (1) как носится одежда: скромно или кичливо; (2) покрывает ли она то, что должно быть прикрыто перед другими; (3) на что она приобретена (заработана ли честным трудом).

Головной убор (к примеру, национальный) желателен для мужчин во время совершения молитвы-намаза. В остальных же случаях желательности, а тем более необходимости в его ношении нет, то есть — на личное усмотрение.

В Пакистане, Индии и некоторых близлежащих государствах одеваются в длинные одежды. Для того региона это норма внешнего вида. Замечу, что одеваются там так и мусульмане, и христиане, и язычники. То есть этот стиль в одежде не определяет религиозной принадлежности человека, а больше связан с климатическими условиями, в которых живут люди тех государств, а также с многовековой традицией данного региона.

Нечто похожее на чалму и чапан пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) надевал, но делал он это просто как человек, живущий в определенных климатических условиях, а не потому, что являлся посланником Божьим, призывающим одеваться именно так [11]. Он не призывал к подобному стилю одежды и не упоминал на этот счет каких-то сакральных особых смыслов. Обычно в сегодняшних чалмах и чапанах различных мусульманских народов представлен свой национальный колорит и стиль (цвет, форма, узор). Традиционно в них одеваются имамы и муллы. Если человек, не являющийся имамом или муллой, облачится в такую одежду с намерением следования Сунне, то получение Божьего воздаяния за это возможно. И только Богу известно все.

Как следует понимать термин «традиционный ислам»?

В своих выступлениях и статьях я этот термин обычно не употребляю. Да, он вошел в обиход, но мало кто знает, что под ним понимать, точнее у каждого свое представление на этот счет. Сегодня это больше мертвый термин. Мы потратили много лет, чтобы донести до руководства страны, что нужны не мертвые термины, а живое просвещение на высоком интеллектуальном уровне. Необходима четко сформулированная система мусульманских ценностей, с цитированием аятов и хадисов, а не пустые призывы к «традиционному Исламу». Если система мусульманских ценностей, сформулированная местными богословами, постепенно войдет в информационное пространство, а затем и в умы людей, сами собой нейтрализуются ложные стереотипы и снимется неприязнь к представителям разных национальностей и культур, напряжение сойдет на нет. Пока, к сожалению, мы тушим пожары, а не сажаем саженцы.

При правильном и долгосрочном подходе имамам и муфтиям на местах следует изрядно поработать над оживлением этого термина. Здесь нужно будет давать конкретные пояснения и формулировать приближенные к современной жизни и местной культуре фетвы (богословские заключения), раскрывая тем самым местную традицию мусульманских ценностей.

Многие мусульмане отрицательно воспринимают термин «традиционный ислам».

Они думают и анализируют, используя ранее сформировавшиеся у них в голове нейронные пути. Те религиозные стереотипы, которые заняли в голове главенствующее место, показывают им картину мира под определенным углом. Все то, что не вписывается в эту картину мира, отвергается ими либо под предлогом, что оно запретно, либо под предлогом, что оно сомнительно. Это обычное явление в среде новоиспеченных практиков отдельных мусульманских ритуалов.

Необходима большая эрудированность в знании Корана и Сунны, а также в широте взгляда на их смыслы – грамотный богословский подход к кораническим смыслам и смыслам текстов хадисов, вне границ идеологических или национальных трактовок, в контексте потребностей современности и с учетом местной специфики.

Недавно в Кыргызстане приняли Концепцию государственной политики в религиозной сфере, где государством поддерживается традиционный ислам ханафитской школы и матуридитское вероучение, при этом признаются все мазхабы и течения, кроме тех, которые представляют угрозу.

Правильный подход. Хорошая формулировка. Теперь необходима кропотливая грамотная работа местного духовенства со всеми оттенками мнений самых разных ученых ханафитского мазхаба, с аргументацией, дабы предоставить верующим палитру красок, а не черно-белый экран информационной ограниченности либо бездумное и бездушное переведение трудов многовековой давности, содержащих мнения, которые давно уже потеряли свою актуальность вообще либо в контексте местной традиции и культуры в частности.

Напомню, что за четырнадцать веков существования исламского вероучения возникло множество богословских школ, одни из которых были только богословскими, а другие — политико-богословскими, то есть представляли определенную власть или идеологическое направление. В первые «золотые века» развития исламской научной мысли появились десятки выдающихся ученых-богословов, а на основе их трудов — сильные школы практического применения Священного Корана и Сунны. Дальнейшее практическое развитие и широкое распространение получили только четыре мазхаба [12], так как они вобрали в себя все грани пророческого наследия, и потому их было достаточно для становления мусульманского общества. Что касается современного богословия, то оно развивается на основе огромного культурно-исторического наследия, трудов самых разных ученых-богословов, с учетом реалий современности. Это наследие доказало свою жизнеспособность, актуальность, соответствие канонам Ислама, выработало механизмы практического применения священных текстов.

В Кыргызстане с каждым годом увеличивается число верующей молодежи, идет процесс реисламизации. Часть общества видит в этом отрицательное явление, ссылаясь на то, что страна теряет самоидентификацию и национальную культуру. Как вы можете это прокомментировать?

Правильная и грамотная работа местного Духовного Управления за несколько лет может выровнять эти перекосы в сознании общественности. Без кропотливой, последовательной и грамотной работы здесь не обойтись.

Как вы думаете, насколько важно богословам и ученым ислама, на которых лежит огромная ответственность за развитие уммы, иметь как светское, так и религиозное образование, постоянно развиваться в интеллектуальном плане, чтобы привлекать прогрессивную молодежь и отвечать на современные актуальные вопросы?

Имам должен иметь хорошее богословское образование (общемусульманское, а не идеологизированное), которое явится научным базисом для его последующей деятельности. Посредством каждодневного самообразования ему следует с годами стать высокообразованным, всесторонне эрудированным и успешным, четко и умело, а также уместно проводящим параллели между богословской теорией и современным положением дел.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Иджтихад – квалифицированное и усердное изучение вопроса, по которому нет прямого и конкретного ответа в Коране и Сунне. Ученый, имея соответствующий богословский базис, образование, работающий с арабскими первоисточниками, в контексте времени, в котором живет, и места, где возник вопрос, проводя параллели с похожими ситуациями (кыяс) и с местными традициями (‘урф), старается дать наиболее верный по его мнению ответ или заключение.

[2] Хадис от ‘Амру ибн аль-‘Аса, Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 40, хадис № 565, «сахих».

[3] В подстрочном переводе здесь стоит глагол «были», и, наверное, именно такой перевод наиболее подходит к нашей современной действительности. Только за последние столетия мусульмане растеряли многое ценное из присущего им, что было накоплено в первые столетия становления Ислама. А ведь их уважали тогда даже самые непримиримые враги.

[4] Упомянутые три характеристики являются решающими для того, чтобы общество стало образцовым.

[5] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сообщил: «Проблемы будут постигать верующего мужчину или верующую женщину в них самих (душевные состояния) [депрессии, например], в их детях [болезни, к примеру, и трудности с воспитанием] или имуществе [потери, непредвиденные затраты, неудачные покупки и т. п.]. [Такого положения дел и изменчивости обстоятельств никому на земле не избежать, такова жизнь мирская.] И продолжится это до тех пор, пока не предстанут они пред Богом неотягощенными даже одной единицей греха [если до конца своей жизни оставались верующими (а не казались таковыми), если не жаловались, воодушевленно преодолевали представлявшееся на первый взгляд непреодолимым, росли, крепчали и благодарили Творца, несмотря ни на что]». Св. х. ат-Тирмизи, аль-Хакима и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 9. С. 344; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 687, хадис № 2404, «хасан сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламия, 2001. Т. 2. С. 390, хадис № 2134.

Клемент Стоун (мультимиллионер и бывший владелец Success Magazine) отметил: «Если жизнь протягивает тебе лимон, не морщись, а выжми его и сделай лимонад».

[6] Богословы-шафииты считают, что ‘аурат мужчины – это та часть тела, которая между пупком и коленом. Пупок и колени к ‘аурату не относятся, но желательно их прикрывать во избежание случайного оголения ‘аурата.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 738, 743, 748.

[7] Ученые-ханафиты не относят к женскому ‘аурату стопы.

[8] Подробнее о мнениях ученых см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 744, 750, 754, 755.

[9] Безусловно, современный верующий, живущий и взаимодействующий в среде людей разных воззрений, осознает, что понятие ‘аурата для кого-то неактуально, поэтому, не создавая проблему, он спокойно и уважительно общается с ними. Также возможны различные исключения в запрете на оголение ‘аурата, например медосмотр.

[10] Подробнее об этом см., например: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра [Богословские разногласия между современными исламскими течениями]. Аль-Мансура: аль-Вафа’, 2008. С. 350, 361, 362.

[11] Подробнее об этом: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 110–112, хадис № 581 и пояснение к нему.

[12] Мазхаб (араб. «путь») — богословско-правовая школа в Исламе.

Теги:

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1