Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Если вернуться на пятнадцать веков назад, то в доисламский период аравийское общество, а также более развитые и достигшие наивысшего культурного расцвета Сасанидский Иран и Византия пребывали в нижайшем состоянии с точки зрения религиозной морали и общечеловеческой нравственности. Дошло до того, что люди, боясь не прокормить своих детей или попросту не желая иметь ребенка женского пола, убивали новорожденных или закапывали их заживо[1]. Позже, с началом пророческой миссии заключительного Божьего посланника ﷺ, многие люди с горечью и стыдом вспоминали свои прошлые, крайне дикие и безнравственные поступки и деяния.
‘Умар ибн аль-Хаттаб ─ говорил: «Время джахилии (язычества, разгула безнравственности) ассоциируется у меня с двумя событиями. Одно заставляет меня смеяться, другое — плакать. Иногда мы делали идолов, используя халву. Проголодавшись в пути, мы могли их съесть, несмотря на то что незадолго до этого поклонялись им. При необходимости мы делали новых идолов. Когда я вспоминаю об этом, меня разбирает смех. Второе же событие заставляет меня горько плакать: многие из нас, обманывая своих маленьких дочерей, говоря, что идут прогуляться с ними, могли затем закопать их живыми или бросить в колодец, так как боялись оказаться из-за них в будущем голодными и нищими»[2]. Именно это, дикое по своей природе действие, было одним из первых пресечено Всевышним в Священном Коране:
*
Кроме того, было широко распространено ростовщичество. Если человек не отдавал вовремя долг, то задолженность его увеличивалась вдвое. Широкое распространение таких явлений приводило к быстрому обеднению и банкротству одних и обогащению других. Священный Коран резко осудил такого рода отношения и запретил их:
Появление последнего посланника Господа миров в истории — знаковое событие. До начала его миссии многое порождало в обществе чувство безысходности и безнадежности, но в глубине души люди сохраняли надежду на спасение, так как от христианских и иудейских ученых им было известно о грядущем появлении еще одного посланника Бога.
«Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу», — сказал в Торе Господь, обращаясь к Моисею (Втор. 18:18, 19).
«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде. <…> Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» — так доводит до нас Библия слова Иисуса о Мухаммаде, который должен прийти после него (Иоан. 16:7, 8, 13, 14)[3].
Таким образом, приход пророка Мухаммада ﷺ был подготовлен всем ходом истории духовного развития человечества и явился милостивым ответом Господа на вызов, брошенный людьми Его Закону и заповедям. Пришествие Мухаммада стало исполнением обещания Всевышнего, данного Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и ‘Исе (Иисусу).
Взгляните на мудрость Всевышнего: дает Он людям того, кто един с ними чувствами и мыслями (выбирает человека, а не джинна и не ангела), и тот направляет, доводит до них истину, при необходимости руководит их молитвой, обращается к ним с проповедью, а во время битв является их полководцем.
Для того чтобы не оставлять народы в заблуждении, Всевышний Творец отправляет к ним любимого раба Своего несмотря на то, что знает, какие сложности и беды постигают человека, доносящего до людей Слово Божье. И все это — ради освобождения человечества из мрака неверия, дабы в очередной раз показать людям путь к высшим ступеням совершенства.
Показ и объяснение людям окружающих их знамений и чудес, подтверждающих истинность его пророчества, раскрытие им замысла их сотворения — все это и многое другое было задачей последнего Пророка. Его миссия была призвана освободить человека от скверны низменных чувств, поднять миропонимание людей с уровня животных инстинктов на высший уровень духовного и физического совершенства и богопознания, то есть того, что заложено Творцом в каждом человеке. История подтверждает — именно таким стал итог жизни и деятельности последнего Пророка. Благодаря его победоносной миссии тучи невежества разошлись, и весь мир воспрял и ожил, наполнившись долгожданным Светом.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Изощренные убийства детей были реальностью и в Древнем Израиле: детей убивали не из-за боязни обречь себя и их на нищенское существование, а сознательно приносили в жертву идолам. Ветхий Завет содержит многократные предостережения Бога «разжигаемым похотию к идолам... закалающим детей при ручьях, между расселинами скал»: «Могу ли Я быть доволен этим?»
(Ис. 57:5, 6). «Когда они закалали детей своих для идолов своих, в тот же день приходили в святилище Мое, чтоб осквернять его: вот, как поступали они в доме Моем!» (Иез. 23:39).
[2] См.: Суруч С. Пейгамберимизин хаяты [Жизнь нашего Пророка]. В 2 т. Стамбул: Феза, 1998. Т. 1. С. 122, 123.
[3] Согласно мусульманской науке толкования Священных текстов, слова, процитированные из Ветхого и Нового Завета, относятся именно к пророку Мухаммаду. Обещание Аллаха послать нового Пророка, подобного Моисею, из среды «братьев их» воплотилось в Мухаммаде, который (1) подобен Моисею (рожден от земных отца и матери, принес Божий Закон, был женат и имел детей, умер естественной смертью в преклонных годах, похоронен в земле и т. д.), в отличие от Иисуса (который рожден от девы чудесным образом, пришел подтвердить истинность закона Моисеева и несколько облегчить его строгость, живым вознесен к Господу), а также (2) происходит из среды арабов — братьев евреев (родоначальники арабского и еврейского народов Исма‘ил и Исхак — родные братья, сыновья Авраама). По мнению мусульманских богословов, приведенные в Новом Завете слова Иисуса также не могут относиться ни к кому иному, кроме как к пророку Мухаммаду, который передавал лишь то, что слышал от ангела Джабраила (Гавриила), или получал от Бога прямые пророческие откровения, и пришел как продолжатель и завершитель цепи пророков Единобожия. Он обличил тех, кто не поверил Иисусу, и прославил его как истинного посланника Господа.