Логотип umma.ru и переход на главную страницуУмра и семинар с Шамилем Аляутдиновым
Умра и семинар с Шамилем Аляутдиновым

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

История мусульманского права

Кому Аллах (Бог) желает блага, тому дает понимание (фикх) в религии [1]. Пророк Мухаммад

Мусульманское право было и остается одной из важнейших и неотъемлемых составляющих мировой исламской цивилизации. Имея преимущественно религиозную основу, мусульманское право формулирует принципы, исходя из идеи справедливости, которую Всевышний заповедовал в Священном Коране:

«Скажи: «Я уверовал в то, что низвел Аллах (Бог, Господь) из Книг. [Верую в истинность всего, что было дано Богом пророкам и посланникам Его из свитков и Писаний.] Мне велено быть справедливым среди вас [людей]» (см. Св. Коран, 42:15).

Прямо проистекая из текста Божественного Откровения, исламское право в течение более чем тысячи лет во все исторические эпохи регулировало различные стороны жизнедеятельности всего мусульманского общества и каждого человека. В сферу регулирования исламского права входят как (а) нормы, определяющие отношения верующего с Богом, ритуальную практику, так и (б) нормы, определяющие отношения людей между собой и с государственной властью, взаимоотношения мусульман с представителями других конфессий, а также иные вопросы социального характера. Для правильного понимания природы мусульманского права важно уяснить его фундаментальный принцип, согласно которому право есть не творение человеческого разума, а выражение Божественной воли; мусульманские законоведы занимаются не правотворчеством в прямом смысле этого слова, а находят правовые решения в рамках исламского вероучения.

Исламская правовая доктрина, как и формулируемые ею нормы, получила название «фикх», что в переводе с арабского означает «знание», «понимание». Начало становления фикха относится еще ко времени жизни пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), когда с его слов и со слов его сподвижников записывались первые хадисы. Со смертью Пророка развитие фикха не прервалось. Свой вклад в формирование коранической экзегетики [2] и хадисоведения, явившихся основами исламской правовой науки, дальнейшее развитие юридической практики, применявшейся при Пророке, внесли его ближайшие сподвижники: супруга Пророка ‘Аиша, ‘Абдулла ибн ‘Умар, ‘Абдулла ибн Мас‘уд и другие. Уже в это время закладывались теоретические основы будущих богословско-правовых мазхабов (школ) Ислама.

В последующий период, когда исламское благовестие перешагнуло границы Аравии, наибольшую известность получили имена факыхов-правоведов: Са‘ида ибн Мусайиба, ‘Урвы ибн Зубайра, аль-Касыма ибн Мухаммада из Медины, ‘Алькамы ибн Мас‘уда, Ибрахима ан-Наха‘и из Куфы, аль-Хасана аль-Басри из Басры.

Первым трудом по фикху можно считать «аль-Муватто» имама Малика ибн Анаса. Большой вклад в становление фикха внес имам Мухаммад аш-Шафи‘и, перу которого принадлежит трактат «Ар-рисаля», где впервые сформулированы четкие определения основных категорий исламской правовой доктрины.

Основными источниками права, так называемыми «корнями фикха» (усуль аль-фикх), в Исламе являются Священный Коран, Сунна пророка Мухаммада, иджма‘ (единогласное мнение выдающихся факихов по обсуждаемым вопросам), кыяс (рационалистическое суждение по аналогии, когда решение выводится на основе сравнения модели решаемого вопроса с моделью ранее решенного похожего вопроса).

Согласно этому подходу, в случаях, когда Священный Коран и Сунна содержат предписания, допускающие неоднозначное толкование ученых, или не содержат явного ответа на какой-либо вопрос, правоведы самостоятельно ведут поиск необходимых решений на основе творческого рационального толкования сакрального текста. Такой подход основан на известном предании (хадисе) о разговоре пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) со своим сподвижником Му‘азом, назначенным судьей в Йемен: «На основании чего ты будешь судить, если возникнут вопросы?» — спросил Пророк. — «По Писанию Аллаха», — отвечал Му‘аз. — «А если не найдешь [там ответа]?» — снова поинтересовался Пророк. — «По Сунне посланника Божьего«, — ответил Му‘аз. — «А если и там не найдешь [ответа]?» — вопрошал Пророк. — «Тогда буду судить по своему мнению, не жалея сил на поиск верного решения [3]», — был ответ. — «Хвала Аллаху, наставившему тебя на угодный Ему путь!» — воскликнул Пророк [4].

Поиск богословом-факихом аргументов, методов и приемов рационального решения вопросов обозначается термином «иджтихад» («проявление усердия», «настойчивость»). Ученых-правоведов, имеющих право выносить самостоятельные богословско-правовые заключения —  совершать иджтихад, называют муджтахидами [5].

Период со II до середины IV столетия хиджры историки исламского права называют «золотым веком» иджтихада. К этой эпохе относятся имена выдающихся богословов и правоведов, внесших решающий вклад в дальнейшее развитие теории и практики фикха, определивших творческое направление в исламской правовой мысли: Суфьяна ибн ‘Уейны из Мекки, Малика ибн Анаса из Медины, аль-Хасана аль-Басри из Басры, Абу Ханифы и Суфьяна ас-Саври из Куфы, аль-Авза‘и из Шама [6], аш-Шафи‘и и ал-Лейса ибн Са‘да из Египта, Исхака ибн Рахавейха из Нишапура, Абу Савра, Ахмада ибн Ханбаля, Дауда аз-Захири и Ибн Джарира ат-Табари из Багдада. Однако из сложившихся в тот период правовых школ  (мазхабов) дальнейшее практическое развитие и широкое распространение получили только четыре мазхаба: имама ан-Ну‘мана ибн Сабита Абу Ханифы (80–150 хиджры/ 699–767), имама Малика ибн Анаса (93–179 хиджры/ 713–795), имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи‘и (150–204 хиджры/ 767–820), имама Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани (164–241 хиджры/ 780–855). В современном исламском мире иджтихад применяется в рамках этих богословско-правовых школ, сближая теоретические правила и положения богословов с требованиями повседневной жизни, обеспечивая соответствие универсального исламского права различным историческим, социально-культурным условиям.

В то же время иджтихад не основывается на абсолютной свободе в принятии решений. Суть иджтихада состоит в том, что поиск рационального решения проблемы (которого нет в Священном Коране и Сунне) муджтахид должен вести в рамках исламского вероучения, его целей и духовно-нравственных ценностей. В этой связи необходимо отметить ориентированность иджтихада на земные, повседневные проблемы и потребности человека, удовлетворение его мирских интересов и прав, стремление не обременять человека чрезмерными обязанностями.

Подтверждением важности и необходимости применения иджтихада в современных условиях являются слова пророка Мухаммада: «Если ученый прав [пред Господом], вынося решение (богословское заключение), он получает за свои старания две степени вознаграждения; если же богослов сделал все от него зависящее, но ошибся, то он получает одну степень вознаграждения» [7].

Благодаря иджтихаду ученых-правоведов возможно решение многочисленных проблем, с которыми мусульмане сталкиваются после прекращения пророческой миссии заключительного Божьего посланника. К примеру, вопросы трансплантации человеческих органов, искусственного оплодотворения, матерей-доноров, клонирования и другие современные проблемы требуют творческого, рационалистического подхода муджтахидов на основе исходных духовно-религиозных постулатов Ислама.

Богословско-правовые заключения мусульманских ученых-правоведов по различным правовым вопросам называются фетвами. Примечательно, что фетвы разных муджтахидов по одному и тому же вопросу могут не совпадать, не вступая при этом в противоречие с канонами Ислама. Известно следующее высказывание имама Абу Ханифы: «Мы знаем, что это — [лишь] суждение, и это лучшее из того, что мы могли сделать. Кто смог сделать нечто другое, тот имеет то, что он разумеет, а мы имеем то, что мы разумеем». В этом видится важное преимущество фикха, отвергающего слепое следование раз и навсегда утвердившимся подходам и предполагающего право выбора, плюрализм, творческий подход к решению правовых вопросов в зависимости от места, времени и условий.

*

«Знание не перерождает человека: оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую, казенную форму, а сообразно натуре этого человека» (Ф. Достоевский).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры в св. х. Ибн Маджа; от Ибн ‘Аббаса в св. х. ат-Тирмизи и Ахмада; от Му‘авия в св. х. аль-Бухари, Муслима и Ахмада. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 546, хадис № 9103.

[2] Экзегетика — наука о толковании текстов Священных Писаний.

[3] Дословно «…аджтахиду ра’йи ва ля аалю».

[4] См.: аз-Зухайли В. Усуль аль-фикх аль-ислами [Основы исламского права]. В 2 т. Дамаск: аль-Фикр, 1986. Т. 1. С. 624, 625.

[5] Муджтахид должен обладать следующими качествами и навыками: знанием Священного Корана и Сунны; знанием вопросов, по которым имеется единое мнение богословов (иджма‘); глубоким знанием арабского языка; знанием основ фикха и методов извлечения решения из текстов первоисточников; знанием отмененных аятов и хадисов (насых, мансух); должен быть мусульманином, обладать здравым умом и рассудительностью.

[6] Шам — историческая область, часть которой располагалась на территории современной Сирии.

[7] Хадис от ‘Амру ибн аль-‘Аса, Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 40, хадис № 565, «сахих».

Богословие

Фикх

Мазхабы

Мухаммад аш-Шафи‘и

Малик ибн Анас

Иджтихад

Усуль аль-фикх

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

74:6

И не совершай благодеяния [не делись с другими, будто проявляя щедрость и доброту, но на самом деле] желая получить взамен большее. [Если совершаешь добрый поступок, то делай это бескорыстно, пред Богом, не ожидая получить от людей что-то, а особенно большее, взамен.] (Св. Коран, 74:6).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic