Серьезные проблемы и поражения, даже некоторые обычные неурядицы ломают людей, опуская их на уровень апатии, безразличия, безысходности; пьянства, курения или наркомании. Лишь немногие из нас достойно преодолевают, стремительно взрослеют и крепнут, оставляя других далеко позади. Но ведь лучше не доводить ситуацию до сильного разрушительного, а порой и смертельного «удара судьбы», а стиснув зубы, через силу, через «не хочу» вовремя измениться, измениться дважды, сделав внутренний шаг к позитивным переменам, открывающим новые и неожиданные возможности.
Что такое «измениться дважды»? Как это?
Это значит, что следует (1) преобразовать не только саму реальность, к примеру купить спортивный костюм для утренних пробежек, тренажер или записаться на курсы английского языка, но и (2) ее восприятие. Например: без каждодневной 40-минутной активной ходьбы вероятность развития сердечной недостаточности для некоего человека, по утверждению авторитетного для него врача, становится настолько велика, что ему следует остановить все дела и готовиться к смерти.
Это восприятие он «вживляет» в себя внушением, убеждением и глубоким анализом происходящего. В таком случае костюм или тренажер никогда уже не потеряют каждодневной востребованности. Другая ситуация: без великолепного знания английского языка, карьерные перспективы пропадут навсегда и с долгом за купленную квартиру уже никогда не расплатиться, а потому остаток жизни придется скитаться с детьми по съемным квартирам, постоянно боясь потерять работу и оказаться на улице. Человек, ощущающий ответственность перед своей семьей и самим собою, настолько четко себе это представляет, обрисовывая худший сценарий, что уже со следующего дня и до покрытия долгов его отношение ко времени и английскому языку станет абсолютно иным, нежели было ранее («авось пронесет», «само собой решится», «как-нибудь пробьемся»). Теперь уже он экономит каждую единицу времени и сил, дабы подняться на вершину, не сорвавшись с обрыва.
Преобразование, о котором идет речь, — это не сухие и безжизненные теоретические философские умозаключения, не желания, гаснущие через неделю, и не цели, размываемые и теряемые через месяц, — с чем большинство людей так и коротают свою жизнь. Мы говорим о необходимости преобразования внутреннего отношения, говорим о таком восприятии действительности, когда ломаешь старый стереотип, и новый уровень восприятия меняет каждодневный быт, распорядок дня. Преобразиться[1] так, чтобы прежнее плохое (скверное, ущербное) либо устаревшее стало настолько противоестественным, что ты, забыв о нем навсегда, движешься вперед на новом уровне, предоставленном тебе Богом по итогу глубинных перемен.
Стать другим в хорошем смысле — крайне сложно, но такого рода преобразование пред Богом дает человеку кардинально новые перспективы, на каждом очередном уровне все большие и лучшие возможности.
Подчеркну еще раз, изменение, о котором здесь говорится, — не внешнее. То, о чем идет речь, можно сравнить с поиском в нашем теле незадействованной группы жизненно важных мышц (например, внутренние мышцы живота). Их нужно найти, изучить специальную литературу для определения пути, способов работы над ними и ввести их тренировку в каждодневную практику, отсутствие которой будет нарушать наше душевное равновесие. Именно при таком подходе можно рассчитывать на то, что через год-другой эти мышцы сформируются, окрепнут, и вы станете здоровее, крепче.
Еще один пример. Ребенок не чистит зубы по утрам. Заставить его крайне сложно. Попытки убедить тщетны. Что делать? Изменить его отношение к этой гигиенической процедуре. Как? К примеру, наглядно показать, сколь огромное число микробов накапливается в полости рта и как разрушительны последствия их жизнедеятельности. А это — поиск соответствующих материалов и иллюстраций, умение донести это до ребенка в наиболее запоминающейся, красочной и яркой форме. Только после этого велика вероятность, что природная лень, нежелание, необязательность в данном вопросе уйдут и на их месте возникнет каждодневная потребность и осознанное стремление.
У любого человека есть перспективы достичь многого и даже ранее невообразимого, но для этого, помимо кропотливого труда и внешних факторов[2], необходима скрупулезная и каждодневная работа с самим восприятием, так как человеческое сознание ржавеет и цементируется в уродливых формах порой очень даже быстро, останавливая тем самым процесс развития и закрывая перед личностью врата бессчетных земных возможностей и перспектив.
Постарайтесь взглянуть на вышеизложенное, принимая во внимание смысл двух следующих аятов.
(1)
(2)
«Форма египетских пирамид ясно показывает, что уже в древности рабочие старались работать все меньше и меньше»[4]. А потому с годами людям в большей степени есть на что жаловаться. И мало кто искренне признает, что повинен в этом лишь он сам.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Конструктивное изменение отношения, анализа, подхода может и должно касаться любого из направлений нашей жизнедеятельности: семейные взаимоотношения или деловые; интеллектуальное развитие, духовное или физическое; достаток и финансовые перспективы и т.д. Совершенству нет предела. Кстати, без серьезного знания теории, а также практики познанного здесь не обойтись.
[2] К примеру, физическая активность. «Медицина постоянно предоставляет новые доказательства пользы от упражнений: меньше инфарктов, остеопорозов, артрозов и диабета. Физическая активность помогает защититься и от некоторых видов рака (груди, мозга) и предотвратить до 50% рецидивов… Регулярные физические нагрузки улучшают когнитивные (связанные с познанием) функции у мужчин и женщин в возрасте от 55 до 80 лет… Исследования показывают, что регулярная физическая активность может на 50% повысить качество жизни. И наоборот, у тех, кто перестает двигаться, удовлетворенность жизнью падает». См.: Золотова Л. Движение: новая медицина// Psychologies, июнь 2009 (№39). С. 122–126.
[3] Пояснения см.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 2. С. 485, 486; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Каир: ас-Сабуни, [б. г.]. Т. 2. С. 76.
[4] Цит. по: Л. де Брабандер. Забытая сторона перемен. М.: Претекст, 2006. С. 17.