Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Мрак охватил сердца и сознания. При отсутствии света Единобожия утратились традиции общности, порядки правления. Земля превратилась в место устрашения, где людьми управляют сила и посягательство на другого, слабые теряют спокойствие и умиротворенность. Какого же благо можно ожидать в объятьях язычества, которое не приемлет разум, забыло Всевышнего и находится в руках обманщиков?! Неудивительно, что Аллах лишил Своей милости такой мир, подобно тому, как сказано в хадисе: «Аллах посмотрел на обитателей земли и испытал к ним неприязнь (к арабам и неарабам), кроме части из людей Писания»[1]. Эти оставшиеся продолжали проявлять несогласие перед многобожием, несмотря на поток безверия, охватившего все и вся. Воистину, мир до пророчества Мухаммада ﷺ охватили изумление и скорбь до тех пор, пока Аллах не направил к человечеству заключительного посланника и не указал правильный путь.
Природа завершающей миссии — печати остальных пророчеств, в том, что она является общей и вечной. Аллах мог бы направить в каждом веке в каждое селение увещевателей, путеводителей. Если селения не могут без увещевателей и в каждом столетии есть нужда в наставниках, то почему все это было заменено одним человеком? Правда в том, что подобное ограничение схоже с лаконичностью, когда большие смыслы складываются в короткую речь. Ниспослание Мухаммада ﷺ было полноценной заменой отправки целого войска из пророков, которые бы рассеялись в веках по городам. Более того, его ниспослание заменяло отправление благословенного ангела каждому человеку, который ступает по земле до тех пор, пока на земле есть жизнь и люди стремятся к правильному пути и спасению.
Однако как же это возможно? В лабиринтах, где кроется опасность, надежный советник скажет: «Закрой глаза, следуй за мной и ни о чем не спрашивай». Возможно, что в покорности ему кроется спасение: последовав за ним, достигнешь безопасного места. В таком положении он — твой путеводитель, который за тебя думает, смотрит и держит тебя за руку. Погибнет он, погибнешь и ты сам. Однако если к тебе придет праведный человек, начертит курс движения, даст дорожную карту, объяснит, что таят в себе этапы пути, предостерегая от опасностей и облегчая трудности, и лично в начале пути тебя сопроводит, дабы научить следовать тому, что ты познал, то путеводителем послужишь ты сам для себя. Ты ограничишься своим мышлением, проницательностью и ни в ком не будешь нуждаться.
Первый вариант приемлем для детей и неграмотных, что касается второго — он подходит для подлинных личностей. Аллах послал
Мухаммада ﷺ, чтобы направить на верный путь мир, вложив в его миссию основы, которые раскрывают для умов познание о том, что было и будет. Священный Коран, низведенный в его сердце, — Писание от Господа миров ко всему живому, чтобы направить к благу и внушить праведность.
Мухаммад ﷺ не был имамом для группы людей, которые будут праведны, пока он праведен, а когда уйдет он, канут в историю и они. Нет же, он был мощным импульсом энергии блага. В мире духовности она имеет такое же значение, как открытие электричества в мире материи. Ниспослание его представляет собой этап развития духовного прогресса в человеческом бытии.
Люди до пророческой миссии были на попечении своих правителей, что делало их схожими с детьми, которые ограничены опекой. Когда они подрастают, то готовы самостоятельно нести тяжелую ношу. Посредством Мухаммада ﷺ к ним пришло Божественное обращение, которое раскрывает, как жить на земле и вернуться на небеса. Если Мухаммад ﷺ уйдет, то его смерть не умалит его миссию — раскрывать глаза, уши и умы. Это заложено в его великом наследии, выраженном в Писании и Сунне. Он не ниспослан, чтобы собрать вокруг своего имени людей. Он ниспослан, дабы явиться связью между творениями и истиной, путем которой бытие людей обретает полноту и правильность, а также светом, благодаря которому они видят свою цель.
Кто познает в своей жизни истину и обретет свет на земле, тот познает Мухаммада ﷺ и укроется под его знаменем, даже не видя его силуэта и не живя вместе с ним:
«Люди, вам явился [очевидный] довод (аргумент) от вашего Господа [ — последний Божий посланник], и низвел Он [Господь миров] вам ясный (озаряющий) свет [заключительное для земной человеческой истории Писание — Священный Коран]».
Кто уверует в Аллаха (Бога, Господа) и будет крепко за Него держаться [вера станет естественным состоянием души, а не надеваемым на религиозные праздники внешним атрибутом], те будут одарены Божьей милостью, и Он направит их к Себе по прямому пути. [Они достигнут мирского и вечного благополучия, идя самым коротким путем]» (Св. Коран, 4:174, 175).
Если ты видишь людей, которые забывают уроки своего учителя, хватаются за его одежды при его жизни и берутся за его прах, когда он мертв, то знай — это неопытные дети, которые не соответствуют тому, чтобы к ним было обращено учение пророческой миссии — не говоря уже о том, чтобы следовать за этими учениями.
В мечети Пророка ﷺ можно увидеть множество людей, которые желают находится рядом с благословенной раудой (райским садом)[2] и провести свою жизнь подле его могилы. Однако, если бы Пророк ﷺ вышел к ним, то испытал бы от увиденного неприязнь и не пожелал бы нахождения их рядом с собой. Воистину, их ветхие одежды, малочисленность их познаний, пустота рук, потеря времени и продолжительная беспечность — все это делает их связь с Пророком Ислама слабее, нежели нить паутины. Стоит задаться вопросами: «Какую пользу вы получаете от нахождения рядом с Пророком? Какую пользу получает он от вас? Воистину, познавшие его миссию и оживляющие ее своими фактическими делами и поступками далеко за пределами морей и земель лучше знают истину Мухаммада, нежели вы».
Духовное и интеллектуальное родство — это единственная связь между Мухаммадом ﷺ и теми, кто имеет к нему отношение. Как же больным и слабым душам связаться с тем, кто пришел вложить в сознание и души благополучие мирской и вечной жизни? Неужели нахождение рядом с его телом является признаком любви и путем прощения? Воистину, ты не сможешь любить ради Аллаха, если не знаешь Аллаха, во имя Которого ты любишь. Естественной последовательностью будет то, чтобы ты познал прежде всего Господа и суть своей религии. Когда ты познаешь это чистым разумом, то почувствуешь благодарным сердцем великое благо того, кто донес от Аллаха и перенес во имя Него множество трудностей.
Священный Коран гласит:
Воистину, Пророк Ислама ﷺ не утвердил себя в качестве Папы, который одаривает прощением людей и дает им благословение. Он никогда так не поступал, а говорил: «Пойдем со мной, либо пойди с другим, чтобы предстать перед Господом миров и обратиться к Нему:
Если Пророк ﷺ будет доволен тобой, то будет молиться за тебя. Если же ты будешь доволен им, а в твоей душе утвердится величие его дел и значимость его достоинств, то и ты вспоминай его в своих молитвах. Тем самым будешь соучастником молитв, с которыми обращаются ангелы, познавшие его статус.
Дело Мухаммада ﷺ не заключается в том, чтобы насильно веревкой затащить тебя в Рай, однако его миссия — заложить в совести проницательность, благодаря которой человек увидит истину. Путем к этому является Писание, к которому не может ни спереди, ни сзади приблизиться ложное. Священное Писание облегчено для запоминания и защищено от искажений, и в этом секрет вечности его миссии.
Давайте же посмотрим, каким образом Пророк ﷺ старался разрешить и излечить недуги той местности, где появился, в свете своей миссии. И посмотрим, прежде всего, на положение дел в этой среде.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир [Большой сборник]. В 25 т. Каир: Ибн Таймия, [б. г]. Т. 17. С. 358, хадис № 987.
[2] В одном из пророческих изречений сказано: «Между минбаром и моим домом — райский сад». См.: Муснад Ахмад [Свод хадисов имама Ахмада]. В 45 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2001. Т. 15. С. 404, хадис № 9641.