Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Мнение суфиев о тавассуле

Заключительная часть большого материала о тавассуле на нашем сайте umma.ru. Первую и вторую части читайте отдельно.

Смысл тавассуля заключается, по мнению суфийских ученых, в том, что человек использует причины, приближающие его к Аллаху (Богу, Господу). Посредством них же, то есть причин, человек приходит к тому, что для него уготовано Свыше.

Аль-васийля (однокоренное с тавассуль и близкое по значению) – то, что приближает к Аллаху (Богу, Господу) и способствует довольству Его. Суфии разделяют это на следующие категории:

1. Аль-васийля посредством места. Есть три священных мечети: аль-Масджид аль-Харам в Мекке, мечеть Пророка в Медине и мечеть аль-Акса в Иерусалиме. Воздаяние за молитву-намаз в них увеличивается Господом многократно[1]. Также таким особым местом является Мекка, ведь лишь и только в ней можно совершить ритуалы хаджа (паломничества).

2. Аль-васийля посредством времени. Ночь могущества (Ляйлятуль-кадр), например, лучше, чем тысяча месяцев, как сказано в Коране[2]. В пятницу есть короткий период, когда все молитвы принимаются Богом[3]. Время разговения в каждом дне месяца Рамадан – благословенное время[4]. Отдельные благословенные ночи[5] и раннее утро (время утренней зари, рассвета) в каждом дне[6].

3. Аль-васийля посредством благого деяния. Есть достоверный хадис о трех людях, оказавшихся заблокированными в пещере: каждый из них взмолился Богу и упомянул свой наиболее благородный поступок за период прожитой жизни, и глыба, неожиданно перегородившая единственный выход, сдвинулась, дав им возможность освободиться от смертельного заточения[7].

4. Аль-васийля посредством праведника. В качестве примера обычно приводится история обращения ‘Умара ибн аль-Хаттаба в период тяжелой засухи к дяде пророка Мухаммада аль-Аббасу, чтобы тот помолился о дожде[8]. И здесь два варианта: (1) ты просишь Бога принять твою мольбу-ду‘а, при этом упоминая в качестве аль-васийля того или иного праведника, либо (2) ты просишь непосредственно у праведника, чтобы помолился Богу о твоей просьбе, учитывая особое положение данного набожного человека.

Сутью тавассуля ученые-суфии считают использование особого положения пророков и праведников пред Всевышним, ведь они любимцы Бога, близкие к Нему, при этом есть четкое понимание отсутствия влияния с их стороны на что-либо в этой жизни: они не могут творить, не могут принести пользы или нанести вред. Уважение к шейху, почтение к нему и упоминание его имени в начале мольбы-ду‘а суфии не считают ширком (элементом язычества, многобожия). Крайне важным в этом посредничестве они оговаривают обращение с просьбой исключительно и только к Аллаху (Богу, Господу), а упоминание пророка или праведника является лишь способом усиления просьбы. При таком раскладе элементов язычества нет и быть не может. Если вдруг невежда начнет обращаться с мольбою-ду‘а к пророку или шейху, то его необходимо поправить, но главное – его намерение и убеждение. Его ошибка это не ширк (язычество, многобожие) и не куфр (безбожие), а лишь ошибка по незнанию, которую необходимо исправить.

Согласно суфизму, тавассуль можно осуществлять посредством как живых праведников, так и умерших пророков и праведников. Относительно умерших не подразумеваются их тела, а принимаются во внимание их души, пребывающие до Конца Света в загробном мире.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не отправляйтесь [с намерением посетить святые места], кроме как к трем мечетям: мечети аль-Харам [в Мекке], моей мечети [в Медине] и мечети аль-Акса [в Иерусалиме]». См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 4. С. 498, хадис № 1619, «сахих». Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 353, хадис № 1189; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 547, хадис № 511–(1397); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 124, хадис № 326, «хасан сахих».

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Молитва[-намаз], [совершенная] в моей мечети [в Медине], лучше [по Божественному воздаянию и вознаграждению], чем тысяча молитв[-намазов] в любой другой мечети. За исключением мечети аль-Харам [в Мекке]. Молитва[-намаз] в ней [в мечети аль-Харам, внутри которой находится Кааба] лучше [по Божественному воздаянию и вознаграждению], чем сто [молитв] здесь [в моей мечети в Медине]». См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 4. С. 499, хадис № 1620, «сахих»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1125, хадис № 16216 (16117), «сахих».

[2] «Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев!» (Св. Коран, 97:3).

[3] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, пятница — это госпожа [глава] дней! Из дней [недели] она наиболее величественна пред Богом. Она даже более величественна, чем день праздника разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам). <…> В этот день [из недели в неделю] есть час [из 24 часов], когда молитва человека непременно принимается Богом, за исключением случая, когда он просит что-то запретное (харам)». Хадис от Абу Любаба ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 122, хадис № 1084, «хасан»; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 2. С. 363, хадис № 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.

[4] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, мольба постящегося [обращенная к Богу] во время разговения, не будет отвергнута». Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. Ибн Маджа, аль-Хакима и др. См., например: аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 296, хадис № 512; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 144, хадис № 2385, «сахих».

[5] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто выстаивал молитву в ночь на ‘Идуль-фитр (Ураза-байрам) и в ночь на ‘Идуль-адха (Курбан-байрам), с ожиданием вознаграждения [за нее только] от Аллаха (Бога, Господа), сердце того не умрет в день, когда сердца [многих] умрут». См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 193, хадис № 1782; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8903, «хасан».

Передается о том, что молитвы-ду‘а верующих, вознесенные именно в ночное время перед двумя знаменательными праздниками — Ураза-байрам и Курбан-байрам, будут непременно услышаны.

[6] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Два ракяата [сунны] утренней молитвы Фаджр лучше [ценнее], чем вся эта жизнь и имеющееся в ней». Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 286, хадис № 96–(725).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Отправляйся ранним утром либо (1) со знанием дела [ты знаешь, что делать, как и когда, все заблаговременно спланировав и приступив к решительным действиям с раннего утра], либо (2) с намерением получить новые знания (приобрести новые навыки), либо (3) слушающим [внимательно прислушивающимся ко всему полезному], либо (4) любящим [жизнь, то, чем занимаешься, тех, кто окружает тебя]. И не будь каким-либо иным, иначе погибнешь [растрачивая впустую собственную жизнь либо разрушая ее чем-то пагубным]». Св. х. аль-Барраза и ат-Табарани (филь-авсат). См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 78, хадис № 1213, «хасан».

[7] Ибн ‘Умар передает, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Однажды трое из числа тех, кто был до вас, отправились в путь. На ночлег они остановились в пещере. Неожиданно кусок горы упал и [полностью] перекрыл им выход из пещеры. Они сказали [друг другу]: «Никто нас не спасет [помощи ждать неоткуда]. Единственное, можно попросить Аллаха (Бога, Господа) посредством наших благих [лучших] дел». Первый из них взмолился: «Господи, у меня были очень пожилые родители, и вечерами я никому не давал вечернего питья, кроме как после них. Однажды я сильно задержался. Когда вернулся, я как обычно надоил им вечернего питья, но оказалось, что они уже спят. И я не стал давать кому-либо из домочадцев надоенное. С питьем в руках я ждал их пробуждения до того момента, пока не засияла заря. Они проснулись и выпили. Господи, если я сделал это лишь и только ради довольства Твоего мною [а не ради молвы людской или благодарности], то освободи нас от того, в чем мы оказались, сдвинь камень». И камень действительно немного сдвинулся, но выйти пока еще было невозможно. Второй сказал: «Господи, у моего дяди была дочь, которую я любил больше кого бы то ни было из людей. Я желал ее, но она противилась мне. Так продолжалось до тех пор, пока не наступил тяжелый для нее год. Она пришла ко мне, и я дал ей сто двадцать динаров [золотых монет] с условием, чтобы она согласилась на нашу близость [согласилась выйти замуж]. Она согласилась, но, когда все уже было готово, отказалась. Я оказался в очень неловком положении. В итоге не тронул ее, покинул, хотя она была для меня самым любимым человеком на свете. Все переданное ранее золото я оставил ей. Господи, если я сделал это лишь и только ради довольства Твоего мною [а не ради молвы людской или благодарности], то освободи нас от того, в чем мы оказались». И камень снова немного сдвинулся, но выйти пока еще было невозможно. И затем третий взмолился: «Господи, случилось так, что я нанял работников и после [выполнения необходимых работ] расплатился с ними, кроме одного – он оставил плату и ушел. Я [в свою очередь] приумножил это, причем так, что оно стало целым состоянием. Спустя какое-то время этот человек вернулся и попросил передать ему плату за труд. Я ответил: «Все, что ты сейчас видишь, – твое вознаграждение, и верблюды, и коровы, и бараны, и рабы». Тот воскликнул: «О раб Божий, не насмехайся надо мной!» Я ответил, что не смеюсь над ним [все очень даже серьезно]. В итоге он забрал абсолютно все, ничего не оставив. Господи, если я сделал это лишь и только ради довольства Твоего мною [а не ради молвы людской или благодарности], то освободи нас от того, в чем мы оказались». И камень сдвинулся так, что они смогли выйти».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 669, хадис № 2272; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 566, хадис № 2272 и пояснение к нему.

И есть еще один риваят данного хадиса. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 651, хадис № 2215; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1096, хадис № 100–(2743).

[8] Хадис Анаса о том, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб [в его бытность правителем], когда начиналась засуха, просил аль-Аббаса ибн Абдуль-Мутталиба [дядю пророка Мухаммада] помолиться о ниспослании дождя и говорил: «Господи, раньше мы искали близости к Тебе посредством нашего Пророка, и Ты ниспосылал нам дождь. Теперь мы ищем близости к Тебе посредством дяди нашего Пророка. Напои же нас!» И начинался дождь.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 302, хадис № 1010; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 3. С. 628, хадис № 1010 и пояснение к нему.

Суфизм

Ширк

Суфий

Тавассуль

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic