لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ
Транскрипция дуа: Ля иляяхэ иллял-ла.
Перевод дуа: «Нет бога, кроме Аллаха [единого Господа]».
По поводу данной молитвенной формулы пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всякому, кто искренне произнесет это, откроются небесные врата. И поднимутся [эти слова] до самого Трона [пройдя все семь небес[1]][2]. Но при условии, если он [произнесший их] сторонится больших грехов [таких, как ложь, употребление алкоголя, клевета[3]]»[4].
Всем известно, что слова «ля иляяхэ иллял-ла» выражают веру в Одного и Единственного Творца, Господа миров. Веру в то, что лишь и только Он достоин поклонения.
Эта молитвенная формула очень ценна, а точнее – бесценна, в контексте земной и вечной перспектив проговаривающего ее. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Вера [состоит из] семидесяти с лишним частей. Или шестидесяти с лишним. Лучшая из них [самая важная и особая] — проговаривание слов «ля иляяхэ иллял-ла» (нет бога, божества, кроме Единого и Единственного Бога) [то есть осознанное проговаривание этих слов с пониманием их смысла (существование Бога и Его единственность) — главная составляющая веры человека, открывающая перед ним не только земные перспективы, но и вечные]»[5].
Как понять «откроются небесные врата» и «поднимутся [эти слова] до самого Трона»?
В этом – скорость приема их Богом и величие воздаяния за их проговаривание.
Почему условием воздаяния упомянуто сторонение больших грехов[6]?
Большие грехи – это «бетонные стены» между человеком и Богом. Искреннее раскаяние и изменение образа жизни (устранение предпосылок) могут их разрушить. Но пока этого нет, они – серьезное препятствие.
Следует отметить, что воздаяние за благодеяния записываются человеку в любом случае. Просто это будет в минимальном размере. Важное правило в Исламе: грехи не стирают благодеяния[7], а вот благодеяния стирают грехи:
А потому грешник получает свои воздаяния, но не на столь величественном уровне, как это упомянуто в хадисе. Например, проговаривая «ля иляяхэ иллял-ла», он получит не один миллиард единиц Божьего воздаяния с упомянутым вознесением его слов, а лишь скромную одну единицу.
Какие выводы можно сделать из вышесказанного?
Чаще искренне говорить «ля иляяхэ иллял-ла».
Стараться сторониться как больших, так и малых грехов. Сторониться всего, что ведет к ним и побуждает совершать их. Себе же во благо.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] В Коране сказано: «Над вами Мы [говорит Господь миров] сотворили семь путей [семь небес, находящихся друг над другом]» (см. Св. Коран, 23:17); «Аллах (Бог, Господь) — Тот, Кто сотворил семь небес и землю по их подобию [то есть в ней также имеются семь уровней]. Между ними [через эти бескрайние для человека космические просторы] спускаются повеления [Божьи, низводимые ангелами]» (см. Св. Коран, 65:12). Пределы первого из небес до сих пор не изучены человеком, несмотря на вложения огромных интеллектуальных и финансовых ресурсов в изучение космоса.
[2] Такое творение Всемилостивого, как Трон, не является тем, на чем восседают, а именно так люди себе и представляют его, читая подстрочные переводы с арабского языка. Он также не имеет ничего общего с царским троном. Это — величественное создание Творца, которое по размерам своим больше всех галактик вместе взятых. Сложно вообразить? Да и не стоит, всему свое время.
Заключительный Божий посланник сказал: «Воистину, в Раю сто уровней, уготованных для усердных на Божьем пути [тех, что усердны и стойки в работе над собой; в том, чтобы стать и оставаться примером, образцом для других в самых разных областях жизнедеятельности]. Расстояние между каждым из уровней подобно расстоянию между небом и землей [то есть расстояния огромны, будто от Земли до звезд]. Если все миры [все человечество, начиная с Адама и Евы и до последнего человека; все ангелы, которые невероятно огромны, а также все джинны] соберутся на одном таком уровне, то всем хватит места! Прося у Всевышнего райской обители, просите Фирдавса, это лучшая райская обитель и наивысшая. Над нею — Трон, с которого берут начало райские реки».
Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, а также от Абу Са‘ида; св. х. ат-Тирмизи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 864, хадис № 2790; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 7. С. 13, хадис № 2790; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 718, хадис № 2537; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 140, хадис № 2315, «хасан».
[3] Больших грехов в Исламе не так много. Они общеизвестны: убийство, ложь, прелюбодеяние, обман, клевета, употребление алкоголя, наркотиков и т. д.
[4] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 563, № 3590, «хасан».
[5] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 48, хадис № 58–(35).
[6] Подробнее о больших грехах прослушайте мою пятничную проповедь https://umma.ru/bolshie-grehi-2.
[7] Они могут лишь перевесить их на Весах деяний в Судный день, что чревато пусть даже временным, но все же адским наказанием.