Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Не просить, а предложить сотрудничество

Шамиль-хазрат, прослушал вашу проповедь от 03.03.2017, и возник вопрос. Допустим, я хочу занять денег у дяди, чтобы выкупить квартиру, и в скором времени вернуть долг. Считается ли это попрошайничеством? В проповеди вы говорите, что когда не просишь и сам трудишься, чтобы заиметь эти деньги, в итоге все получается.

Взять в долг (написав расписку, со свидетелями и на определенный срок) у того, кому сможете вернуть (он не откажется и не скажет «оставь себе»), – это ни в коем случае не попрошайничество. Следует различать эти понятия. Просить в долг – совсем иное.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил:

— «Если человек откроет для себя дверь прошения (попрошайничества), тогда Аллах (Бог. Господь) непременно откроет для него дверь нищеты [такой человек по жизни будет бедным, нищим, если только в корне не изменит себя]»[1];

— «Рука, что сверху (дающая), лучше той, что снизу (берущей). <…> Кто воздерживается от просьбы [оказываясь в затруднительной ситуации], тому сам Аллах (Бог, Господь) непременно поможет сохранить безупречность [если человек приложит все свои силы и навыки на самостоятельное решение проблемы, не прибегая к просьбам о помощи]. А кто сможет обойтись без чужой помощи [все в собственной жизни в плане материального достатка выстроит так, что] (не будет нуждаться в посторонней помощи), того Аллах (Бог, Господь) непременно сделает богатым (обогатит; избавит от необходимости просить у кого-то) [сам Господь миров будет помогать таким сильным и целеустремленным вставать на ноги и становиться очень богатыми]»[2]. 

А в Коране сказано о верующих, которые, оказавшись в затруднительной ситуации, не просят других о материальной помощи:

«[Милостыня передается] бедным, которые оказались зажаты в рамки непредвиденных обстоятельств на пути Бога [например, юноша, отправившись получать образование вдали от дома, не рассчитал необходимые на это материальные затраты], не имеют возможности передвигаться по земле [не могут заработать на жизнь, на пропитание; не имеют соответствующих навыков и возможностей]. Невежда (глупец) посчитает их богатыми [судя по внешним характеристикам, одежде, поведению], ведь они ведут себя скромно (сдержанно) [не просят милостыню]. Ты узнаешь их по знаку (по выражению лица) [у них взгляд не лентяев и пустоголовых бездельников, а умных и трудолюбивых людей], они не назойливы в просьбах [они вообще ничего и никогда не просят у других, могут лишь вскользь упомянуть, что оказались в сложной ситуации]. Воистину, Всевышний знает обо всем, что вы тратите на благое [независимо от того, мало ли, много ли]» (Св. Коран, 2:273).

Итак, не следует просить, выставляя себя несчастным, нуждающимся, больным или бедным, чтобы другие сжалились и помогли. Даже если у вас есть очень богатые и влиятельные родственники, знакомые или друзья. Но если вы, например, хотите попросить своего руководителя о повышении зарплаты, тогда прежде станьте активнее и инициативнее, начните лучше выполнять свою работу, возьмите на себя дополнительные обязательства, дабы было с чем прийти и что предложить. В таком случае это будет не прошением, а своего рода взаимовыгодным сотрудничеством.

Бывают периоды острой нехватки денежных средства или вообще безденежья, особенно в молодом возрасте, но это не должно пробуждать желание просить кого-то о помощи (помимо Бога), пусть это не включает в душе ломающее нас отчаяние. Трудная и кажущаяся нам безвыходной финансовая ситуация должна дисциплинировать нас в режиме дня, в работе, в труде и  саморазвитии. Без выходных, но со своевременным восстановлением сил! Проще говоря, нужно много работать, много читать по саморазвитию, своевременно отдыхать и давать физические нагрузки телу, дабы апатия не начала поедать нас изнутри.

Человек, лицом к лицу столкнувшийся с финансовыми трудностями, не имеет права просиживать с друзьями в ресторане, садиться перед телевизором для просмотра новостей или ток-шоу, не имеет права блуждать по Интернету, он должен сфокусироваться на решении вопроса через мыслительное, и не только, усердие, через закрепление имеющихся навыков и развитие новых, необходимых для получения больших результатов. Поиск решения через труд и строгий режим, самодисциплину со своевременным восстановлением сил и энергии (правильное питание и полноценный сон) открывают пред нами врата Божьей милости, щедрости и благословения. Но предупрежу, что они открываются не сразу. Мы, люди, проверяемы относительно того, что на самом деле главенствует в нашей сути (например, уверенность в себе и Божьей милости или же апатия, нежелание брать на себя ответственность), не одним днем и даже не месяцем. Кто-то – многими месяцами, а порой и годами.

У меня самый сложный и долгий период длился полгода: образовался долг в более чем $600 000 из-за того, что два инвестиционных направления не дали ожидаемого результата, к тому же сроки и суммы увеличились, когда значительная часть пути была уже пройдена. Но я не стал звонить знакомым или идти к ним, пусть даже очень богатым и желающим мне помочь. Проблема разрешилась через продажу небольшой части одного из моих бизнес-проектов. Не я просил, а у меня попросили, и я продал по очень выгодной для меня цене. Отмечу, что врата Божьей милости открылись лишь после 6 месяцев серьезного мыслительного процесса и поиска решения, при этом все зависящие от меня дела активно продвигались вперед, и ежедневная самодисциплина, строгий распорядок дня и результаты труда способствовали выработке мозгом тех веществ, которые помогали мне сохранять уверенность в себе и Божьей милости. Не столько важно молить устами, сколько своим внутренним состоянием – уверенностью, поиском выхода и усилиями, сфокусированными на главном и самом важном.

Всем нам процветания и успешного преодоления препятствий с переходом на новые уровни земного великолепия и вечного!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Кебши; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 207, хадис № 3450, «хасан» (его первая часть); аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 1. С. 98, хадис № 8 (его первая часть); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 670, хадис № 2330 (его первая часть), «хасан сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 8. С. 3308, хадис № 5287 (его первая часть).

[2] Хадис от Хакима ибн Хизама; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 425, хадис № 1427; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 376, хадис № 1427 и пояснение к нему.

Также см.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 398, хадис № 95–(1034); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 80, хадис № 1260, «сахих».

Попрошайничество

Изобилие

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic