Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Обитатели Рая

Свет веры в Судный День

 

«В тот День [в Судный День] увидишь ты, как у уверовавших [в земной обители] мужчин и женщин спереди и по правую сторону от них струится яркий свет. Благая весть вам — райская обитель, сады, под которыми текут реки, где пребудете вы вечно. Это [такой итог веры и благочестия, стараний и труда в земной обители] — великая победа!

В тот День [в Судный День] скажут лицемеры и лицемерки [формально практиковавшие отдельные ритуалы, но не верившие в жизнь после смерти и сомневавшиеся до последней минуты в существовании Бога, в постулатах веры, о которых говорили посланники их периода. Скажут они] верующим: «Подождите (посмотрите на нас) [не уходите, не удаляйтесь], мы возьмем немного вашего света (позаимствуем)!» К ним обратятся [их остановят ангелы-стражи]: «Назад! Возьмите свет [там, где вы его оставили! Ведь у вас его никогда и не было. Свет — это вера, не покидавшая верующего ни в радости, ни в горе, а вы никогда до конца не верили, постоянно сомневались и следовали тому, что сулило вам очередную земную материальную выгоду]».

Между ними [верующими и лицемерами] воздвигнется [без каких-либо промедлений и строительных процедур] стена. Внутренняя часть ее ворот — милость [Божья] (там территория милости) [именно по ту сторону верующие и окажутся]. А внешняя часть — наказание [Господа, в котором останутся лицемеры, что-то практиковавшие, но так за всю свою земную жизнь и не уверовавшие].

[Через воздвигнутую стену] издалека [лицемеры] воззовут [закричат]: «Разве мы не были вместе с вами [в земной обители, не участвовали в отдельных религиозных мероприятиях, например]?!» Им ответят: «Да, конечно, однако же вы (1) совратили ваши души [неустанно греша и расточительствуя] (отвратили) [от веры и благочестия], (2) находились [постоянно] в ожидании (подкарауливали, выжидали в засаде) [быть ли с верующими или примкнуть к язычникам, безбожникам — где больше выгоды и пользы; кто одержит верх; греша, не спешили раскаиваться и исправляться], (3) вы сомневались (относились с недоверием, скептически) [относились с подозрением к истинности миссии заключительного посланника, не верили в то, что заключительное Писание, Коран, — от Бога], (4) вас обманули (обольстили, ослепили, ввели в соблазн) мечты (желания) [ограниченные приобретением земного достатка, великолепия, роскоши или признания, которые поглотили все ваше внимание, вскружили вам голову, забрали все ваши силы и энергию; вы хотели лишь земного, причем как можно больше; все это по кругу повторялось из года в год, вы не желали что-то менять и призадуматься о вечном], пока не пришло повеление Аллаха (Бога, Господа) [в обличии смерти, которая в одночасье лишила вас всего, ради чего вы жили]. И [в итоге] обманывающее (ложное) отстранило вас от Бога. [Этот приговор вы сами себе подписали, выбрав то, что выбрали, следуя до самой смерти тому, чему решили следовать.]

Сегодня [в Судный День, когда решается ваша вечность] ни вы (лицемеры), ни безбожники откупиться [от ожидающего вас] не сможете. Ваша обитель [сколь бы ранее вам это ни казалось выдумкой религиозных деятелей и чем-то абсолютно невозможным] — Ад, он ваш опекун [позаботится о вас]. Такой исход ужасен!» (Св. Коран, 57:12–15).

 

 Обитатели Рая в вечности

Обитатели Рая не станут ангелами, а останутся теми же самыми людьми, но только волею Творца много более совершенными: иное понятие материи, отсутствие таких привычных вещей для мирской обители, как старение, болезнь и смерть.

«Воистину, набожные люди окажутся в райских садах, близ райских источников. [Обратятся к ним ангелы]: «Входите с ощущением умиротворенности и полной безопасности [мирской преступности, посягательства на чужую жизнь или имущество здесь нет и никогда не будет!]». И Мы [говорит Творец, указывая на Свое величие] удалили из их сердец злобу [ненависть, зависть, которые временами охватывали любого человека в качестве испытания: сможет управлять он ими или нет. Обитатели Рая по духу и отношению друг к другу как] братья, восседают, обращенные друг к другу лицом [что говорит в том числе и об отсутствии неуважения или неприязни]. Не постигнет их там тяжкий труд (утомление, страдание; напряжение, стресс, депрессия), и они там [среди этих неописуемых благ и в радости] навечно [никто их оттуда не посмеет вывести, выселить или прогнать]» (Св. Коран, 15:45–48).

*

«Они не услышат там пустословия [никто не будет надоедать, раздражать своей речью] и обвинений во лжи [споров и разбирательств]» (Св. Коран, 88:11);
«Мир [пожелание мира и спокойствия, благополучия] — вот то, что они слышат от Господа Всемилостивого. [Никаких устрашений, притеснений, угнетений, проблем, болезней или кризисов]» (Св. Коран, 36:58).

*

«Входите вы [мужчины] вместе со своими женами [конечно же, если последние пожелают того, ведь они на полных правах обитателей Рая получают и наслаждаются тем, что желанно для них], переполняемые нескрываемой радостью [по поводу такого благополучного исхода для себя и своей любящей жены]» (Св. Коран, 43:70).

Возраст всех, кто будет находиться в Раю, — 30 лет или 33 года[1]. Как-то раз к посланнику Аллаха пришла пожилая женщина и взмолилась: «О Посланник, обратись ко Всевышнему с мольбой о моем вхождении в Рай?» На что Пророк ответил: «В Рай не войдут пожилые». Услышав эти слова, женщина горько заплакала. Тогда Пророк зачитал аят:

«Поистине, Мы сотворим их новым, особым творением и создадим их вечными девственницами»[2]. Услышав эти аяты, женщина возликовала от радости[3]. Исключение, например, — сотворенные волею Творца дети для тех семейных пар, которые в мирской обители не имели возможности испытать счастье быть отцом и матерью, но прошли через это испытание с благодарностью Богу и терпением пред Ним. Люди, потерявшие детей при жизни, смогут испытать высокие и добрые родительские чувства, находясь в Раю: «И ходят вокруг них дети вечные [которые не будут взрослеть]. Если ты увидел бы их, то уподобил бы прекрасному (рассыпанному) жемчугу» (Св. Коран, 76:19).

*

«У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина[4] [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан]» (см. Св. Коран, 2:25).

*

«У них там пары [вторая половина: для мужчины — жена, а для женщины — муж], которые абсолютно чисты [от всех видов грязи: духовной, эмоциональной, физической], и будет окружать их довольство Всевышнего. Аллах (Бог, Господь) все видит [касающееся людей и не только; осведомлен обо всех человеческих поступках, ведь по ним Он будет решать их судьбы касательно вечности]» (см. Св. Коран, 3:15).

Умственно и физически неполноценные люди

Каково положение людей, которые с рождения имеют психические отклонения? Смогут ли они стать полноценными в вечности?  Кто те люди (в вечности), которые с детства недоразвиты умственно и физически? Им не дано прочесть ни одной молитвы. Почему наказаны их души?  

Люди с психическими расстройствами не имеют обязательств пред Богом в этой жизни, а в вечности по милости Творца будут полноценными обитателями Рая. Там у них никаких заболеваний уже не будет. Относительно того, «почему наказаны», то это еще как посмотреть. Кто в выигрыше? Тот, кто приобретает вечность, имея несколько десятков лет внешнюю ущемленность и недоразвитость (которые уже в этой жизни компенсируются дополнительным вниманием к нему со стороны других людей)? К тому же в душе своей он может быть полон прекрасных устремлений, он может найти и уловить суть своего пребывания на земле, найти свое место в обществе (если, конечно, оно гуманно и пожелает помочь ему). Как минимум — Всевышний проводит его через эту жизнь, чтобы испытать других и дать ему легкую (облегченную) возможность заслужить проявление Божьей милости в вечности. Или в выигрыше тот, кто потерял вечность, так как ему не хватило рассудительности, воли, трезвого расчета? Прожил жизнь со своими счастьями-несчастьями, то выпивая, то опохмеляясь, не веря в Бога и не понимая, зачем вообще сюда пришел.

Я с рождения не чувствую запаха. А в Коране и в хадисах часто упоминается о запахе Рая. Не наказание ли это?

Если это (отсутствие обоняния) неизлечимо, то, как мне кажется, в этом нужно усматривать не проявление наказания, а именно определенную грань милости Творца. Что же касается вечности, пусть по безграничной милости Господа вы, будучи праведным, унаследуете лишь и только Рай, в котором — то, что никогда не видели глаза, не слышали уши и не вдыхали легкие. 

Гурии или женщины с планеты Земля?

В Коране написано о гуриях, которые будут даны в Раю верующим мужчинам, а как быть с женщинами? Какое место в Раю занимает женщина? В Коране написано, что Рай предназначается мужчинам.

Одним из 99 имен Бога является имя аль-‘Адль (сама Справедливость), и эта справедливость Творца распространяется как на эту жизнь, так и на вечность, как на мужчин, так и на женщин. Особенность арабского коранического стиля заключается в том, что при повествованиях, касающихся мужчин, автоматически подразумеваются и женщины. Кроме того, в Коране немало сур, указывающих на то, что женщины получат один к одному с мужчинами, а возможно, и больше:

«Не дам Я [говорит Господь миров] пропасть ни одному деянию людей, будь [совершавший его] мужчина или женщина. Одни из вас от других [что мужчина, что женщина — нет разницы, каждый из вас является человеком, каждому воздастся за добро добром, а за зло злом]» (см. Св. Коран, 3:195).

*

«А те, которые совершают благие дела, будь то мужчины или женщины, являясь при этом верующими, они войдут в Рай и ни в чем не будут ущемлены (притеснены, обделены)» (Св. Коран, 4:124).

*

«Тот, кто творит добро (совершает благое) и при этом является верующим, будь то мужчина или женщина, — тому, вне всяких сомнений, Мы предоставим прекрасную жизнь» (см. Св. Коран, 16:97).

*

«В тот День [в Судный День] увидишь ты, как у уверовавших [в земной обители] мужчин и женщин спереди и по правую сторону от них струится яркий свет. Благая весть вам — райская обитель, сады, под которыми текут реки, где пребудете вы вечно» (см. Св. Коран, 57:12).

Термин хуруль-‘айн является сугубо каноническим и переводится как «райская красавица, обладающая неописуемо выразительными, восхитительными глазами»[5]. Людям, не обращенным мысленно к вечности и руководствующимся рамками лишь мирского, не дано понять смысла повествований, связанных с этой темой.

«Мы [говорит Господь миров, указывая на свое величие] сотворили их [то есть пару для обитателей и обитательниц Рая] сотворением [Божьим повелением «будь», и они вмиг появились, то есть их никто не рожал, не растил]. Они не имели ранее интимных отношений с кем-либо (девственники). Они всем своим состоянием выражают чистоту, воспитанность и любовь [к своей второй половине], и все — одного возраста [между собой] (сверстники). Они — для обитателей (и обитательниц) Рая [верующих, следовавших заветам пророков и Божьих посланников своего времени, живших на планете Земля, начиная со времен пророка Адама и до последних минут существования человечества]» (Св. Коран, 56:35–38).

*

«Воистину, набожным [уготовано] место успеха (победы) [райская обитель, а также] <…> молодые девушки, являющиеся сверстницами[6] (Св. Коран, 78:31, 33).

Важно понимать и осознавать, что развратные ожидания и настроения здесь неуместны. Параллели с публичными домами и беспорядочной половой жизнью — дурачество. У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) спросили: «Кто прекраснее: женщины из мира сего [праведно прожившие жизнь и оказавшиеся милостью Творца в Раю] или райские красавицы [которые, по достоверным пророческим описаниям, необычайно прекрасны]?» Пророк ответил: «Женщины из мира сего [когда окажутся в Раю] более прекрасны, чем райские красавицы. [И если дать образное сравнение, то первые чудеснее вторых] это можно сравнить с тем, как внешний облик отличается от внутреннего. [А ведь сколь огромна подчас разница между внешней красотой человека и тем, каким он предстает, когда вывернут наизнанку?!]». — «Почему так? [Быть может, к примеру, они не были красивы в мирской обители?]» — уточнили у него. «За их молитвы, за их пост и поклонение Богу», — пояснил он[7].

Правда ли, что в Раю у мужчин будет от 2 до 70(!) жен?

Может быть и только одна, с которой он прожил в любви и счастье свою мирскую жизнь. Это специалисты по дискредитации основ веры обычно «копаются» в том, во что они сами совершенно не верят, но им интересно и занимательно выискивать отдельные мнения и какие-то цитаты из подстрочника, чтобы в очередной раз выдать нечто экстравагантное и шокирующее, например, сколько градусов будет в райском вине. Верующий не организует поиски относительно того, «а что же там, каких параметров и в каком количестве?», он стремится к тому, чтобы Господь миров был им доволен, чтобы Он проявлял Свою милость к нам, простил погрешности, помогал в достижении поставленных благородных целей и задач. 

Будущие обитатели Рая в мирской жизни

Если человек живет рационально, целеустремленно и по совести, ему полезно знать о качествах, с помощью которых он сможет стать счастливым в мирском и, с благословения Творца, приблизится к благу в вечном. Главная характеристика обитателей Рая, которая многократно упоминается в Священном Коране, — наличие веры и совершение благих дел.

«Кто уверовал и совершал благие дела [в жизни мирской], — а ведь Мы[8] не возлагаем на душу (человека) больше его возможностей, — те обитатели Рая навечно» (Св. Коран, 7:42).

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Сами обрадуйтесь и других (будущие поколения) обрадуйте: кто засвидетельствует, что Бог один [нет иных богов и божеств, кроме одного Творца всего сущего], являясь при этом правдивым [на самом деле искренне веря в это своим сердцем и разумом], тот с этим войдет в Рай [даже если какое-то время ему придется пребывать в Аду за грехи и проступки, в которых он не успел раскаяться и исправиться до смерти]»[9]. «Благие дела [которые, наряду с верой, являются главной причиной попадания в Рай] никогда не смогут [гарантированно] провести человека в Рай!» — сказал однажды Пророк. «Это касается и тебя, о посланник Божий?!» — спросили сподвижники. «Да, и меня, кроме как по милости Господа»[10].

Никакие, даже самые масштабные и многочисленные, благие дела не соизмеримы с вечностью в райской обители. Вера и благие дела человека — причины для проявления милости Всевышнего по отношению к нему, той милости, которая в мирской обители для всех, а в вечности — для тех, в чьих сердцах на момент смерти была вера, хотя бы с пылинку.

 

«Нет сомнений, оправдаются надежды верующих [о милости Творца и райской обители, благодать обитания в которой не имеет конца]! [Ожидает радостная весть] тех из них, кто (1) набожен, совершая молитву-намаз [а место расположения набожности — сердце]; кто (2) отворачивается от всего бесполезного (игнорирует его, безразличен к нему) [из категории слов, дел, поступков, времяпрепровождения, не говоря уже о вредном]; кто (3) знает, что такое духовное очищение[11] [умеет зарабатывать и делиться с теми, кто нуждается в помощи и поддержке]; кто (4) не прелюбодействует, а имеет интимные отношения лишь со своими женами [женщины — лишь со своими мужьями][12], и нет в их адрес упрека [то есть в установлении, сохранении и развитии внутрисемейной гармонии и взаимопонимания они безупречны]. Кто же стремится к чему-то большему (то есть к тому, что помимо этого, к греховному) [по последнему четвертому пункту], они — преступившие границу дозволенного. [Ожидает радостная весть] тех из них [из числа верующих], кто (5) обязателен во всем вверенном ему на некий срок и соблюдает договоренности, а также тех, кто (6) «заботится» о своих молитвах-намазах [выполняет своевременно, ощущая в них потребность и получая духовное упоение, а не оставляет «на потом» или на пенсионный период]. Они [мужчины и женщины, в чьей жизни обосновались и гармонично в нее вписались упомянутые характеристики] — наследники, а унаследуют Фирдавс и пребудут там вечно» (Св. Коран, 23:1–11).

 

*

«[Прощение и райская обитель уготованы тем] которые (1) расходуют [на пути Господа] и в радости, и в горе, (2) подавляют (сдерживают) чувство гнева (раздражения, ярости) и (3) умеют прощать. Воистину, Аллах (Бог, Господь) любит делающих добро. [Прощение и райская обитель уготованы тем] (4) которые, совершив явный грех [в отношении других] или притеснив себя, сразу вспоминают о Всевышнем и просят у Него прощения за свои грехи [за неприглядные деяния]. А ведь прощает грехи именно Аллах (Бог, Господь)! [Милость Создателя и прощение опережают гнев.] (5) К тому же они не упорствуют в совершении проступков, зная [об их греховности]. Тем — прощение от Господа и [несравненные по красоте] райские сады с реками, где они пребудут вечно. О, сколь прекрасно воздаяние старательным в делах своих [активным в благом и праведном, несмотря ни на что]!» (Св. Коран, 3:134–136)[13].

Далее подробно прокомментирую этот аят.  «…И в радости, и в горе». Верующий умеет и правильно, целенаправленно, не жалея сил, работать, зарабатывать, и разумно тратить на благо близких, родных и вообще всех людей. Щедрость его и великодушие не зависят от размера кошелька, настроений, обстоятельств. Он сохраняет чувство набожности и широту души ради Всевышнего не только в мыслях или словесных рассуждениях, но и в фактических делах, несмотря ни на что.

«…Подавляют (сдерживают) чувство гнева[14] (раздражения, ярости[15])». Значение слова «гайз» (гнев, ярость), употребленного в аяте, имеет большую смысловую нагрузку, так как им характеризуется одна из высших форм человеческого негодования, пробуждающаяся в человеке при посягательстве на его имущество или детей, а также на его честь и достоинство[16]. То есть верующий, заслуживающий милости и прощения Творца, умеет управлять собой в самых неприятных, оскорбительных или унизительных для него ситуациях. Это не говорит о том, что мусульманин все должен терпеть, особенно когда его пытаются выставить дикарем, на которого каждый кому не лень так и норовит выплеснуть информационный, эмоциональный негатив. Это указывает на умение с именем Творца и с Его помощью, не поддаваясь чувствам даже в самых неприятных ситуациях, руководствоваться разумом. Ведь «обиженный и гневающийся человек — как волнующееся замутненное озеро, которое никогда не даст четкого отображения реальной действительности».

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Силен не тот, кто побеждает в борьбе, а тот, кто управляет собою (умеет совладать с собою) в порыве гнева». Когда один из людей попросил у Пророка наставления, он ответил: «Не гневайся». При повторной просьбе он также повторил: «Не гневайся»[17].

«…И умеют прощать». Это о тех, которые умеют прощать даже самые жгучие обиды и оскорбления, не оставляя ни малейшего осадка в своих душах, хотя могли бы ответить на зло, желая справедливости. Верующий не просто подавляет, сдерживает гнев, который может перерасти в постоянную раздражительность, вспыльчивость, моральную подавленность с готовностью «зарядить» любому, кто «не так посмотрел», он проходит мимо невежества и бескультурья, не обращая на это ни малейшего внимания.

Он идет мимо тех или иных мимолетных провокаций и потрясений с безмятежным сердцем, ровной поступью, ведь он несет с собой самое ценное и одновременно самое хрупкое — веру, которую подобно олимпийскому огню надо в целости и сохранности передать своим детям, следующим поколениям. При этом он видит свою цель и, подобно сильному льву, прямо устремляется к ней, не рыская в лабиринтах жизни, не теряя силы и энергии на многочисленных скалящихся, рычащих, скулящих обитателей «леса». Он буквально по секундам считает крупицы своего драгоценного времени, всеми фибрами души устремляясь к решению поставленных перед собой задач, всесторонне совершенствуя себя и неустанно работая над своими недочетами и ошибками…

Естественно, искренне набожные — это люди с широким кругозором, с острым, проницательным умом; люди волевые и целеустремленные:

«И если появилось (пробудилось) чувство гнева (негодования), они (верующие) прощают [не акцентируя внимания на плохом, продолжают свой путь]» (см. Св. Коран, 42:37);

*

«Воздаяние за зло — подобное ему же зло, но тем, кто простит и исправит [отношения; враждебную неприязнь своего недруга сможет перевести в доверительные, дружеские отношения], им воздаяние от Самого Господа [оно будет неописуемо велико, соизмеримо лишь с Его безграничной милостью и щедростью]» (см. Св. Коран, 42:40).

«Воистину, Аллах (Бог, Господь) любит делающих добро (любит добродетельных, созидающих)». В аяте использовано слово «мухсин», то есть — благодетельный, внимательный и щедрый к другим, при этом не принижающий их достоинства. Он не делает благое с одолжением, не попрекает и не напоминает о том хорошем, что сделал. К тому же он проявляет щедрость и великодушие большее, чем принято в данной местности, времени, обстоятельствах. «Мухсин» не отвечает на зло злом, в его сердце не появляется осадок, а тем более душевные раны и шрамы. Он знает, что в Судный День обидчик в полной мере возместит ему за причиненную боль. Но он не жаждет часа расплаты потому, что, прощая, делает это лишь для Божьего довольства, а это — величественно. Это — путь пророков и посланников Божьих.

«… Совершив явный грех [в отношении других] или притеснив себя». К первому (скверный поступок, «аль-фахиша») относятся те большие грехи, которые касаются не только грешника, но и других людей. Это, к примеру, прелюбодеяние, воровство, клевета и т. п. Ко второму — лишь то, что касается самого грешника, и только. Например, употребление спиртного.

«…Сразу вспоминают о Всевышнем». По сути своей и по реальным делам эти люди набожны, но они все-таки лю-ди, духовность которых может временами значительно ослабевать, а внешнее воздействие порой оказывается невыносимо сильным и соблазнительным. Да, человек может оступиться, но не стоит забывать, что ему отвечать пред Богом. Как только верующий оступается, в нем моментально (или через некоторое время) срабатывают сигналы SOS[18], взывающие о прощении и милости Господа; в его голове начинают появляться здравые, спасительные мысли, слова, реализуемые в делах и способствующие очищению души, разумному искуплению.

«К тому же они не упорствуют в совершении проступков». Совершение греха несвойственно им, не присуще, и они на практике знают о том, что такое «раскаяться и искупить грех», что такое «стремление, создание предпосылок не повторить его впредь».

«…Зная [об их греховности]». Они знают, что данный поступок греховен, но оступились, в чем-то потеряли бдительность, самоконтроль, оказались на время безвольны. Важным среди качеств, также способных приблизить к благу в вечном, названо и терпение:

«[Они, набожные] (1) терпеливы [в достижении поставленных перед собою целей; в умении сдерживать отрицательные эмоции и не поддаваться настроению; терпеливы в выполнении своих обязательств, сторонятся явного греха], (2) правдивы, (3) постоянны в благом и праведном, (4) щедры и (5) просят у Всевышнего прощения ранним утром (с появлением зари) [то есть активную жизнедеятельность они начинают уже ранним утром, моля Господа миров о благословении в делах и о прощении грехов и проступков]» (Св. Коран, 3:17).

Другое важное качество — следовать взятым на себя обязательствам. Прежде чем взять на себя те или иные обязательства, важно задать себе простой вопрос: смогу ли я их выполнить? Человек верующий, в идеале (!), должен быть вдвойне более внимателен, давая слово, обещание, беря в долг или, например, подписывая договор, где указаны обязательства сторон. В Священном Коране сказано:

«[Райская обитель тем] кто выполняет обет, данный пред Богом [в первую очередь — о вере в Него], и не нарушает договор [особенно тот, что закреплен наличием двух свидетелей и письменным изложением обязанностей сторон]» (Св. Коран, 13:20);

*

«Будьте обязательны в договоренностях. За обещания и взятые на себя обязательства вам отвечать [пред Богом в Судный День]» (см. Св. Коран, 17:34);

*

«Они (набожные и благочестивые) выполняют обещания (договоренности, обязательства перед другими)» (см. Св. Коран, 2:177).

В Коране также сказано:

«Анализируют [вовремя вспоминают о важном и нужном] обладатели разума [они им управляют и руководят, придавая жизни смысл и последовательность, а не используют интеллект в оправдание безбожия, язычества либо грехов; кстати, умелое управление разумом помогает им не впадать в зависимость от слабостей или эмоций]. [Качества этих умных людей, являющихся по-настоящему таковыми, следующие:] (1) они выполняют обет, данный пред Богом [в первую очередь — о вере в Него], и (2) не нарушают договор; (3) укрепляют родственные и иные заповеданные Творцом межчеловеческие связи и взаимоотношения; (4) трепетны пред Господом; (5) страшатся плохого исхода [в День Суда]; (6) проявляют терпение (стойкость), делая это лишь во имя Всевышнего [а не ради того, чтобы люди восхищались и давали положительные отзывы о них]; (7) выстаивают [обязательные] молитвы; (8) [чаще] не афишируя, но порой [в знак хорошего тона, в качестве примера, приобщая других людей к подобному] публично тратят [на благо другим] из своего достатка, данного им Богом; (9) на плохое отвечают хорошим. Они [чьи качества перечислены] — обитатели Рая» (см. Св. Коран, 13:19–22).

Когда слышишь подобное (на плохое отвечают хорошим), вспоминается история про смиренно подставленную вторую щеку для очередной оплеухи, но чаще — это звучит просто как отголосок правильных, красивых идей, с которыми мы соглашаемся, а затем с чувством выполненного долга легко отправляем их в никуда, окончательно забыв об этом на очередном скользком жизненном вираже. «Умение ответить на плохое лучшим» ошибочно трактуется только в контексте взаимоотношений людей. Как некоторые говорят, жизнь — череда белой и черной полос, поэтому 50% жизни и есть поле применения того самого умения на жизненные невзгоды, боль, разочарование и усталость ответить лучшим — жить[19].

Жить ярче, осмысленнее, продуктивнее... «Не судить, не роптать[20], а понимать» — таков девиз верующего, который всегда живет на яркой стороне, ведь эта яркость нужна до тех пор, пока он жив, а если он жив, значит, все можно изменить к лучшему.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Обитатели Рая — три [категории людей]: (1) обладатель власти [руководитель любого ранга], бывший [в мирской обители] справедливым, благородным [в первую очередь к подчиненным] и благословенным [хорошее и благое у него, с Божьей помощью, получалось]; (2) милосердный человек с добрым сердцем, [милосердный в первую очередь] к родным, близким и верующим; (3) целомудренный [воздерживающийся от всего явно запретного] и не просящий у других семейный человек [трудности и неурядицы, семейные расходы и заботы не толкают его на преступление или попрошайничество; он знает о своих общественных и семейных обязанностях, делая все, что в его силах, а в остальном полагается на Бога].

Обитатели Ада — пять [категорий людей]: (1) слабый, безвольный человек, который следует за другими [куда ветер подует, туда и клонится] и не стремится обзавестись семьей и материальным достатком; (2) предатель, в достижение желанного готовый предать любого; (3) тот, кто утром и вечером [всякий раз, когда есть возможность] старается обмануть другого в вопросах, касающихся семьи или материального достатка; (4) скупой (или лживый) и (5) безнравственный (с дурным характером), грубый в речи своей»[21]. Научные познания, идеи, достижения и открытия, прогресс по самым различным, полезным и благодатным направлениям также приближают человека к райской обители в вечности.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто идет по пути знаний [кто отправляется куда-либо для получения новых и полезных познаний; прикладывает усилия и испытывает затруднения на пути], тому Аллах (Бог, Господь) облегчает тем самым путь в Рай»[22].

Заключительный посланник Творца (да благословит его Всевышний и приветствует) оповестил: «Среди людей [верующих и благородных делами, поступками] есть те, которые не относятся к пророкам, а также не являются отдавшими свои жизни за веру и Отчизну, но в Судный День именно им будут завидовать белой завистью и первые, и вторые по причине привилегированности пред Богом (особого Его отношения к ним)». У Пророка спросили: «Просим тебя, дай нам знать, кто они и каковы их характеристики (их дела, поступки), мы [хотя бы] полюбим их [будем уважительно относиться к ним, дружить с ними]!» — «Они — выстраивающие хорошие, добрые отношения с другими лишь на любви к Богу [без какой-либо корысти], притом что в этом общении они никак не связаны [долгом] родственных связей и нет материальной подоплеки. Клянусь Аллахом (Богом, Господом)! Их лица — свет, и они как в свете (окружены им). Когда другие боятся, они — не боятся [страх не пускает свои корни в их душах и сознании, он минует их, не задерживаясь], когда другие опечалены [угрюмы, опускают руки от усталости, тягот жизни, долгого отсутствия ожидаемого результата], они — не печалятся [все также идут вперед, несмотря на душевные переживания]», — пояснил посланник Божий, процитировав после этого 62-й аят 10-й суры[23]:

«Прислушайтесь! Воистину, страх не будет властвовать над близкими к Богу [своими помыслами, желаниями, устремлениями, поступками, культурой речи и поведения] людьми (авлия’), и они не будут опечалены. [Многолетними усилиями и с Божьего благословения они достигнут всего того, что благостно и полезно для них из числа мирских и вечных высот, благ и прелестей]. [Близки к Господу миров] те, которые уверовали [являлись носителями постулатов веры] и были набожны [их слова не вступали в очевидное противоречие с поступками и делами; они сторонились явно запретного и старались совершать обязательное и необходимое в меру сил и возможностей]» (Св. Коран, 10:62, 63).

У Пророка спросили: «Кто близок к Богу (то есть кто из числа авлия’)?» Он (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Те, посмотрев на кого вы вспоминаете о Нем (кто своим присутствием уже напоминает о Господе миров)»[24].

«Им [близким к Богу (авлия’)] — радостная весть в мирской жизни и в вечности [они будут счастливы в обоих мирах, но в мирской обители это потребует от них серьезных усилий, дисциплины и работы над собою]. Неизменны слова [обещания] Всевышнего. Это [радостная весть в мирской жизни и в вечности] — великий триумф [ведь приобретенное ими — результат стойкой и непоколебимой веры, работы на протяжении десятилетий, искренности благородных дел, поступков и результат Божественного благословения]» (Св. Коран, 10:64).

Может ли человек радоваться духовным или материальным мирским результатам, успехам? Да, может, если он был и остается искренним пред Богом и если он в состоянии уберечь свое сердце от примесей лицемерия, чванства[25] или самолюбования[26].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 115; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 721, 722, хадис № 2550, «хасан».

[2] См.: Св. Коран, 56:35, 36.

[3] См.: аль-Кяндахляви М. Хаят ас-сахаба. Т. 3. С. 265; ас-Сабуни М. Сафват ат-тафасир. Т. 1. С. 1448.

[4] В аяте употреблено слово «азвадж», форма множественного числа от слова «завдж», которое переводится как «пара, чета», «муж, супруг», «жена, супруга».

[5] «Глаза — зеркало души» приближает к пониманию.

[6] А для женщин-обитательниц Рая — молодые юноши, являющиеся сверстниками.

[7] Хадис от Уммы Салямы; св. х. ат-Тирмизи. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 116; Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий. С. 362.

[8] Местоимение во множественном числе, употребляемое от имени Творца в Священном Коране, указывает на Его величие, а не на множественность.

[9] Хадис от Абу Мусы; св. х. Ахмада и ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 10, хадис № 51, «сахих». Вопрос. Правда ли, что если человек в свой предсмертный миг скажет «Ашхаду алляя иляяхэ илля ллах, ва ашхаду анна мухаммадан расулюл-лах» или «Ашхаду алляя иляяхэ илля ллах, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх» («Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единственного Господа, и свидетельствую, что Мухаммад — раб Его и посланник»), то он попадает в Рай? Ответ. С пониманием сути и подтверждением смысла этих слов своим сердцем — да, но только после Судного Дня, когда будет понятно, каково количество его грехов и сколь долго ему пребывать в Аду в искупление их.

[10] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1133, хадис № 75–(2816); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 17. С. 173, хадис № 75–(2816).

[11] Возможен и такой перевод: «Те, кто выплачивает обязательную милостыню (закят)».

[12] В этой части аята есть упоминание и о невольницах (наряду с женами там упомянуты и невольницы), но в данном случае, производя не подстрочный перевод, а перевод смыслов, мы не сказали об этом, так как данное положение потеряло свою актуальность с окончанием в мире периода рабовладельчества. Наиболее значительный вклад в искоренение его внесла именно мусульманская культура, в которой одним из самых греховных деяний является порабощение свободного человека, а одним из наивысших благодеяний (на период наличия этого в мировой практике) — освобождение раба с предоставлением ему условий для свободной жизни. Что касается мифов о бесправном положении женщины в Исламе, то это, как и многое другое, внедряемое в сознание людей, — результат черного пиара, который исходит в основном от тех, кто превратил свободные мусульманские земли в свои колонии, а предшествовало этому разрушение местных духовных и жизненных ценностей. В значительной степени это касается периода английской (европейской) колониальной экспансии. Кстати, радикализм, подхватываемый фанатиками и невеждами, из той же серии. Возвращаясь к вопросу о рабстве, США законодательно отказались от этого недуга лишь в 1865 году. Что же касается периода ниспослания Священного Корана (четырнадцать веков назад), то ведь ни для кого не секрет, что тогда во всем мире было разделение на свободных и рабов. Последние имели меньшие права (с точки зрения мусульманских канонов) или не имели их и вовсе (в других обществах и с точки зрения канонов остальных цивилизаций того времени). Коран изначально призывал к освобождению невольных, часто становившихся таковыми в результате военных действий, которые были нормой в мировой практике. Происходило это (освобождение невольных) безвозмездно, во имя Аллаха (Бога).

[13] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 405–420.

[14] Гнев — чувство сильного негодования, возмущения; состояние раздражения, озлобления.

[15] Ярость — сильный гнев, бешенство.

[16] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 407.

[17] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 635, хадисы № 6114 и 6116.

[18] От англ. save our souls — «спасите наши души».

[19] Когда я размышлял над этим тезисом, в сознании всплыли жизненные ситуации двух людей, мужчины и женщины, проживающих на разных континентах, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии… Объединила их схожесть беды, в которую они попали. А вот выбирались они из нее по-разному. Первая ситуация произошла с молодой женщиной в самом расцвете сил, выступавшей на общественном поприще и жившей очень насыщенно и динамично. И вот удар: диагноз — рак… Планы рухнули, жизнь стала черно-белой, бессмысленной, отвернулись друзья, нет любимой работы, потухшие глаза и высохшее лицо? Как бы не так! После перенесенной операции и долгого курса химиотерапии, а позже — реабилитации, она возвращается, да с таким энтузиазмом и жаждой жизни! Другая ситуация — мужчина, подхвативший вирус иммунодефицита от случайной попутчицы, которая подарила ему смертельную болезнь, а он ей — ребенка. В сотый раз проклиная себя, ее, ребенка, виня тех, кто его не понимает, этот человек потерял цвет, вкус, красоту жизни. На плохое он ответил… худшим. А ведь, возможно, в этой болезни для него было лекарство, которым он смог бы воспользоваться в вечности…

[20] Ропот — недовольство, протест, выражаемый негромко, не вполне открыто.

[21] Хадис от ‘Ияда ибн Химара; св. х. Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1149, хадис № 63–(2865); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т 16. С. 490, хадис № 7453; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 7. С. 3106–3108, хадис № 4960, «сахих».

[22] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 748, хадис № 2651, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 530, хадис № 8756, «хасан».

[23] Хадис от ‘Умара ибн Хаттаба; св. х. Абу Дауда и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 392, хадис № 3527, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 437; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т., 1992. Т. 8. С. 3138, хадис № 5012; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 6. С. 227.

[24] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 6. С. 227.

[25] Чванство — тщеславная гордость, важничанье; кичливость, спесь. [26] Однажды сподвижники пророка Мухаммада спросили у него о приятном чувстве, которое появляется в душе после положительной оценки людьми тех или иных искренне совершенных тобою благих поступков. Божий посланник ответил: «Это — скорая радостная весточка [от Господа миров] для верующего». Хадис от Абу Зарра; св. х. Ахмада, Муслима, Ибн Маджа и аль-Багави. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1059, хадис № 166–(2642); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т. Бейрут: аль-Калям, 1987. Т. 8. С. 428, хадис № 166–(2642); аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим [Сокращенный вариант свода хадисов имама Муслима]. Бейрут: аль-Ямама, 1996. С. 154, хадис № 500; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 82, хадис № 5768, «сахих».

Рай

Вечность

Обитатели Рая

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic