Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Очередной поход (Сира 149)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Битва при Му’те произошла в месяце Джумада аль-уля на 8-й год хиджры (630 г. по григор.). Не прошло много времени, как мусульмане вернулись к окрестностям Шама, преследуя своих врагов, прежде чем те успокоились и набрались сил. ‘Амр ибн аль-‘Ас вышел укротить племена, странствующие в тех землях, но проявил осмотрительность, видя их многочисленность. Он направил Пророку ﷺ послание, прося о подмоге. Сам он находился в ожидании помощи возле водоема Салясиль. Пророк направил войско, в которое входили первые из мухаджиров — среди них были Абу Бакр, ‘Умар — во главе войска стоял Абу ‘Убейда ибн аль-Джаррах. Пророк завещал ему: «Не разногласьте!»[1]

‘Амр по прибытии Абу ‘Убейды сказал: «Ты пришел как помощь для меня». Абу ‘Убейда ответил: «Нет, однако же каждый пусть останется на своем». ‘Амр возразил: «Нет же, ты — поддержка для меня». Абу ‘Убейда в силу своей мягкости сказал: «‘Амр, посланник Аллаха завещал мне, чтобы мы не разногласили. Если ты ослушаешься меня, то я покорюсь тебе». ‘Амр повторил: «Я правитель над тобою, а ты — поддержка для меня». И Абу ‘Убейда покорился. ‘Амр возглавил намаз и стал руководителем среди людей.

‘Амр начал преследовать группы людей из племен, лояльных к римлянам. Он перемещался из города в город. Каждый раз, когда он прибывал на местность, где предположительно можно было встретить противника, ему говорили: «Они были здесь, но, услышав о твоем приходе, разбрелись». Однажды он застал одну из искомых групп, в результате чего произошло сражение. Мусульмане одержали победу, разбив единство неприятеля. ‘Амр подавил бедуинов, хоть и не встретился с ними в большой битве. Этими походами пятно с чести мусульман было смыто.

Передается, что у ‘Амра ибн аль-‘Аса в одну из холодных ночей случилась поллюция, и он побоялся совершить полное омовение из-за страха заболеть. Вместо этого он совершил таяммум[2], а затем намаз в качестве имама со сподвижниками, часть из которых усомнилась в правильности такого поступка, о чем сообщили Пророку ﷺ. Он спросил ‘Амра: «Неужто ты совершил молитву с людьми моими в состоянии джунуб[3] (ритуальной нечистоты)?» ‘Амр сообщил о том, что помешало ему совершить полное омовение, и сказал: «По причине сильного мороза я опасался за себя». Затем он прочитал аят: «Не убивайте самих себя! Воистину, Аллах (Бог, Господь) необычайно Милостив к вам» (Св. Коран, 4:29).

Посланник Аллаха ﷺ рассмеялся и ничего не сказал[4]. Понимание ‘Амра в данном вопросе было правильным: действительно, таяммум допускается, когда использование воды может повлечь за собой вред.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва. Т. 4. С. 400.

[2] Таяммум — альтернативный малому (вуду’) и полному (гусль) омовению способ приобретения ритуальной чистоты без использования воды.

[3] Джунуб — ритуальное осквернение, при котором необходимо полное омовение.

[4] См.: Муснад Ахмад. Т. 29. С. 347, хадис № 17812.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1