Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Великая победа (Сира 150)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

После договора при Худайбийе о перемирии мусульмане полностью отдались распространению учения Ислама и призыву обладателей разума. Их верность договору с курайшитами была решительной и неизбежной, вне зависимости от того, нравилось им это или нет. В этом люди увидели явные знамения.

Однако курайшиты, продолжая пребывать в своей прежней косности в вопросах политики, до конца не осознавали всю опасность событий, которые изменили ход дел на Аравийском полуострове. Более того, близилось изменение положения дел во всем мире. Утрата этого понимания подтолкнула к большой глупости, превратившей договор при Худайбийе в пустой звук.

Проявилось это в том, что курайшиты со своими союзниками из племени Бакр напали на племя Хуза‘, которое заключило с мусульманами соглашение. По причине того, что племя не было готово к нападению и сражению, часть людей была убита, остальные нашли защиту на Запретной территории. Племя Бакр продолжило преследование на священной местности, курайшиты же поддерживали их оружием в этом бесчинстве. Когда люди из племени Бакр вошли на Запретную территорию, где нельзя воевать, то сказали своему предводителю Нав­фу ибн Му‘авие: «Поистине, мы вошли в харам[1]. Побойся Господа!» Навф ответил: «Сегодня нет бога, о племя Бакр. Отомстите!»

Племя Хуза‘ в испуге направило к Пророку ﷺ ‘Амра ибн Салима[2] сообщить о произошедшем. ‘Амр прибыл в Медину и в стихотворной форме изложил ситуацию Пророку, пока тот сидел в мечети рядом с людьми. Выслушав, Пророк произнес: «Воистину, вам оказана помощь, о ‘Амр ибн Салим»[3]. Пророк подтвердил свою готовность оказать поддержку притесненному племени.

Курайшиты к тому времени осознали свою ошибку. Абу Суфьян поспешил в Медину, пытаясь исправить то, что натворил его народ, и вернуться к условиям договора. В Медине он отправился к своей дочери Умму Хабибе и пожелал сесть на покрывало, однако она помешала ему это сделать. «Дочь моя, ты отвратила меня от покрывала или покрывало от меня?» — спросил отец у дочери. Умму Хабиба ответила: «Это покрывало посланника Аллаха ﷺ. Ты же являешься многобожником и нечистым». Он ответил: «Клянусь Аллахом, тебя после меня постигло зло!»[4]

Абу Суфьян пришел к посланнику Аллаха, чтобы с ним переговорить, но Пророк не ответил. Тогда он прибегнул к заступничеству Абу Бакра, чтобы тот поговорил с Пророком относительно его вопроса, но был отвергнут со словами: «Пойди к ‘Умару». ‘Умар сказал: «Как я могу заступиться за вас перед Аллахом, когда я готов даже с муравьями — не найдя никого иного — сражаться с вами». Тогда Абу Суфьян обратился к ‘Али, тот ответил: «Клянусь Аллахом, Пророк утвердился в своем решении, и мы не вправе противиться. Возвращайся туда, откуда пришел». Абу Суфьяну ничего не оставалось, как вернуться обратно и сообщить курайшитам, что переговоры были отклонены.

Пророк ﷺ сообщил людям о спешном выходе в Мекку, после чего обратился со словами ко Всевышнему: «О Аллах, скрой нас от глаз и ушей курайшитов, чтобы мы настигли внезапно этот народ в их местности»[5]. Мусульмане последовали приказу Пророка и приступили к подготовке: предстояла определяющая встреча с мекканцами.

В этот непростой период произошел удивительный случай. Один из мусульман, кто был в числе первых в борьбе против язычников, направил письмо курайшитам с сообщением о намерении Мухаммада.

Мы видели, что мусульмане старались скрыть свои планы. И разве это не облегчит успех и не уменьшит потери, более того, возможно, подтолкнет курайшитов к тому, чтобы сдаться без кровопролития? Цель письма заключалась не иначе как в подстрекании к войне против Аллаха и Его посланника, а также усилении позиций курайшитов.

‘Али ибн Абу Талиб передает: «Посланник Аллаха ﷺ направил меня в путь вместе с аз-Зубейром и аль-Микдадом со словами: «Идите до сада Хах. Там вы найдете женщину в паланкине с посланием, возьмите его у нее». Мы гнали своих лошадей, пока не прибыли к обозначенному саду, где застали паланкин. На просьбу отдать послание женщина ответила, что его у нее нет. Они сказали: «Либо ты передашь нам письмо, либо мы силой возьмем его». Наконец она достала послание из косы, и мы поспешили доставить его Пророку. В нем было написано: «От Хатыба, сына Абу Бальта‘, к людям Мекки». В письме перечислялись приказы посланника Аллаха ﷺ.

Пророк ﷺ пригласил к себе этого человека и спросил: «О Хатыб, что это?» Тот ответил: «О посланник Аллаха, не спеши выносить свое решение обо мне. Поистине, у меня были тесные связи с курайшитами. Я был их союзником, но не был одним из них. У мухаджиров есть родственники, которые защищают их семьи и имущество. Так как у меня нет подобного родства среди них, я пожелал обезопасить свою семью. Я не отрекся от религии и не проявил довольство неверием после того, как покорился». Пророк сказал: «Воистину, он правдив». ‘Умар воскликнул: «Разреши мне отрубить голову этому лицемеру!» Пророк ответил: «Он был при Бадре. Откуда тебе знать, может Аллах лицезрел всех, кто участвовал в битве и сказал: «Делайте, что хотите, Я простил вас»[6]. Был ниспослан аят:

«Верующие, не берите себе в ближайшие соратники (в близкие друзья) Моего врага и вашего, проявляя к нему [к людям, враждебно настроенным к вам] чувство любви (привязанности, симпатии). Они отвергли истину, что пришла к вам [отвергли Писание и миссию Пророка]. Из-за того, что вы уверовали в Аллаха (Бога), Господа вашего [и отказались от их языческих убеждений], они прогнали посланника [Божьего] и вас [с родных земель, вынудили покинуть Мекку]. [Не берите таковых себе в ближайшие соратники] если вышли с джихадом [с самоотверженным и бескорыстным усердием] на Моем пути [готовитесь вступить с ними в противостояние] и [если] стремитесь к Моему довольству вами.

Вы [некоторые из вас] тайно проявляете к ним чувство любви (привязанности, симпатии), а Я лучше кого бы то ни было знаю то, что вы делаете скрытно (тайно), и то, что делаете открыто (явно). Если кто из вас так поступит, то он сбился с верного пути» (Св. Коран, 60:1).

Хатыб сошел с верного пути своим поступком. Ему не надлежало проявлять расположение к безбожникам после того, как они кичились своим неверием и поддерживали друг в друге агрессию к мусульманам и совершили по отношению к ним то, о чем Хатыб знал лучше других. Однако даже у великого человека может порой случится период, когда он проявляет малодушие. Аллах милостив к Своим рабам, Он не наказывает их за постигшую слабость и немощность. Пророк постиг суть произошедшего и состояние Хатыба, принял его оправдания. Им предстояла большая битва, где они могли потерпеть поражение, а прежние отношения могли помочь спасти семьи и родственников. Хатыб же остался бы без защиты для своих близких. Именно эти ошибочные размышления подтолкнули его к такому поступку. Однако нужно признать, что язычники в своей неприязни к Исламу не признавали ни родственные узы, ни дружбу. Даже если обстоятельства обернутся против мусульманам, не пристало сохранять такие отношения. Мусульмане сражались с ними во имя Аллаха и на них возложен обет, что они будут отдавать себя и свое имущество на пути сражения.

Если бы и можно было заручиться их поддержкой, то как возможно прибегнуть к предательству, которое может потянуть за собой большие потери для Ислама и мусульман? За Хатыба заступилось его героическое прошлое. Пророк ﷺ призвал помнить не его ошибку, а все лучшее, что в нем есть. Подобным примером Ислам учит нас не предавать забвению великие дела людей, даже если порой им суждено оступиться.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Харам — священная и запретная для кровопролития территория.

[2] ‘Амр ибн Салим — поэт. Принадлежал к племени Хуза‘а. Нес одно из трех знамен рода Ка‘б в день освобождения Мекки. Большая часть историков относят его к числу сподвижников.

[3] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 6. С. 509.

[4] Там же. С. 514.

[5] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 6. С. 520.

[6] См.: Муснад Ахмад. Т. 2. С. 37, хадис № 600.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1