سُبْحَانَ اللهِ العَظِيمِ وَ بِحَمْدِهِ
Транскрипция дуа: Субхаанал-лаахиль-‘азыым, ва би хамдихь.
Перевод дуа: «Великий Аллах (Бог, Господь) далек от всех недостатков. Хвала Ему».
Согласно изречению пророка Мухаммада, тому, кто произнесет это ду‘а, будет посажена пальма в Раю[1]. С каждым прочтением – одна пальма.
В Коране сказано:
Так, например, при произнесении некоторых молитвенных формул (зикра) прощаются грехи, а при произнесении других – увеличиваются вознаграждения в Раю. Вышеприведенное ду‘а относится к последнему.
В чем заключается общий смысл этого ду‘а?
Человек верующий восхваляет и возвеличивает Бога, признавая Его бесконечное совершенство. Делает это искренне, с осознанием и душевным спокойствием. В итоге за каждое проговаривание данной молитвенной формулы он приближается к райской обители, получая очередную вечно плодоносящую пальму. Кому не нужна пальма, тот получит иное желанное для него. Ведь Рай – вечная обитель исполнения желаний ее обитателей[2].
Какие выводы можно сделать?
Произнесение слов восхваления Аллаха (Бога, Господа) и Его прославления дает человеку много душевных и психологических преимуществ: больше спокойствия, уравновешенности и уместной смелости. У зикра (восхваления и возвеличивания Господа) особый статус.
В Коране сказано:
*
Пальма относится к числу райских деревьев, а финики — к числу райских фруктов, что также подтверждается аятом, в котором сказано:
Единственное, пальма в земной обители и пальма в Раю – абсолютно разные вещи, похожи лишь названия[3].
*
В контексте упомянутой молитвенной формулы приведу еще два достоверных хадиса с ее вариациями.
سُبْحَانَ اللهِ وَ بِحَمْدِهِ
Транскрипция дуа: Субхаанал-лаахи ва би хамдихь.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто проговорит «субхаанал-лаахи ва би хамдихь» сто раз, тому будут прощены грехи, даже если [по своему количеству] они подобны пене морской»[4].
سُبْحَانَ اللهِ وَ بِحَمْدِهِ ، سُبْحَانَ اللهِ العَظِيمِ
Транскрипция дуа: Субхаанал-лаахи ва би хамдихь. Субхаанал-лаахиль-‘азыым.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Два слова [кратких предложения], которые легки для языка и тяжелы [значимы будут в Судный день] на Весах. Они любимы Всемилостивым [Господом]: «Субхаанал-лаахи ва би хамдихь», «Субхаанал-лаахиль-‘азыым»[5].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 547, № 3464, «сахих».
[2] Подробнее о Рае читайте в моей книге «О смерти и вечности» или на сайте https://umma.ru/raj-2.
[3] Известный сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Если в мирской обители и есть что-то, что может относиться к райской, то это лишь названия». См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 115; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 476, хадис № 2351.
[4] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 547, № 3466, «сахих».
[5] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 547, № 3467, «сахих».