Описание Рая в Библии
Более или менее развернутых описаний Рая как вечной обители счастья в русском переводе Библии при всем желании найти так и не удалось. Обусловлено это, наверное, прежде всего проблемами корректности перевода некоторых слов и терминов арамейского и греческого языков, а также сложностью смысловой интерпретации текстов. Есть лишь различные упоминания: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный» (2-е Кор., 5:1), «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог [в Раю] любящим Его» (1-е Кор., 2:9), «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, — в теле ли — не знаю, вне тела ли — не знаю: Бог знает, — восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке <…> что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2-е Кор., 12:2–4), «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф., 18:1–3).
Описание Рая в Коране и хадисах
Я [говорит Господь миров] уготовил для праведников (для рабов Моих) то, что глаза никогда не видели, уши никогда не слышали, а сознание человеческое себе такого и представить не может[1].
Изначально важно оговорить, что коранический текст дает лишь общее представление о райской обители, причем в той форме, которая понятна любому человеку, независимо от времени, в котором он живет, независимо от его образованности, эрудированности, культуры или достатка. Коран ниспослан на земном языке, он доносит до людей информацию о мирских и вечных ценностях в доступной для них форме.
В Коране сказано:
Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Если в мирской обители и есть что-то, что может относиться к райской, то это лишь названия»[2]. Все там совершенно иное, нежели мы можем себе вообразить.
Пожелания там ничем не ограничены. В Раю будут удовлетворены все вкусовые, звуковые, морально-эстетические и иные потребности обитателей его.
100 уровней Рая
Уровни Рая уходят ввысь, а Ада — вниз. Но и земля, и небеса будут кардинальным образом изменены. Физика и ее законы останутся в прошлом. Что будет? Одному Богу известно. Мы можем лишь предполагать своим человеческим сознанием, которое ограничено тем, что мы видим и тем, что смогли познать.
Заключительный Божий посланник сказал: «Воистину, в Раю сто уровней, уготованных для усердных на Божьем пути [тех, что усердны и стойки в работе над собой; в том, чтобы стать и оставаться примером, образцом для других в самых разных областях жизнедеятельности]. Расстояние между каждым из уровней подобно расстоянию между небом и землей [то есть расстояния огромны, будто от Земли до звезд]. Если все миры [все человечество, начиная с Адама и Евы и до последнего человека, все ангелы, которые невероятно огромны, а также все джинны] соберутся на одном таком уровне, то всем хватит места! Прося у Всевышнего райской обители, просите Фирдавса, это лучшая райская обитель и наивысшая. Над нею — Трон, с которого берут начало райские реки»[4].
Последний Божий посланник также говорил: «Воистину, в Раю есть обители, находясь внутри которых видишь то, что снаружи, а снаружи видно то, что внутри. Они уготованы тем, кто угощал гостей (был гостеприимен), вежлив в речи своей, постился [временами соблюдал дополнительный пост] и [порой] совершал молитву тогда, когда другие спали (ночью). [Двери их жилищ всегда были открыты, они были радушны, ничего не утаивали; сердца и помыслы их были так же чисты и прозрачны, как то, что ждало их в Раю]»[5].
Райская роскошь
*
*
*
Райские сады
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Два райских сада — все там из серебра, а другие два райских сада — все из золота [ни серебро, ни упоминаемое здесь золото не имеют ничего общего с двумя ценными металлами земного происхождения]. Между обитателями садов и возможностью взглянуть на лик Господа [что не соизмеримо ни с какой материей, ни с чем не сопоставимо] — пелена [Божьего] величия, в саду ‘Адна (Эдема)»[11]. В Коране сказано:
*
*
Благоухание Рая
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «[Если сравнивать с земными расстояниями и законами физики, то] запах Рая (райское благовоние) полноценно ощущается на расстоянии столетнего пути!»[12].
Райские реки и моря
Пророк Мухаммад сказал: «Реки (ручейки) в Раю берут свое начало из-под холмов и гор, пропитанных прекрасным благовонием [которое не сравнить даже с самыми дорогими земными духами, парфюмом]»[13].
Пророк Мухаммад сказал: «В райском саду [в каждом из них] есть море воды, море меда, море молока и море вина, оттуда берут свое начало и [многие другие] реки»[14]. В Коране сказано:
Для мирского человеческого сознания вне зависимости от времени, места, ментальности или традиций эти четыре источника удовлетворяют основные человеческие потребности: необходимость питьевой воды, питание тела (молоко), наслаждение (вино) и исцеление (мед). Безусловно, вода райская никак не сравнима даже с самой чистой, ключевой водой на земле; наилучшие сорта высокогорного меда — и рядом не стоят с райским; молоко не сравнится с парным коровьим или козьим, не говоря уже о магазинном «3,2%»; вино, даже самое дорогое и продолжительно выдержанное, — не ровня райскому. А о пьяных посиделках в Раю и речи нет. Рай — это место, где бескультурье, а тем более пьянство, просто отсутствует. Не забывайте: «Если в мирской обители и есть что-то, что может относиться к райской, то это лишь названия». Некоторые подробности о райском вине:
*
*
Угощения в Раю
В Коране сказано:
*
*
*
*
Заключительный Божий посланник оповестил: «Поистине, обитатели Рая будут [наслаждаться] трапезой [там присутствует такое понятие, как употребление пищи и питья, но оно не сравнимо с мирским], не имея последствием физиологические выделения [свойственные людям] (даже выделения, связанные с носоглоткой, будут отсутствовать)». У Пророка спросили: «А что же с едой? [Куда девается то, что поглощаемо райским человеком?]» Он ответил: «[Если сравнить с отдельными элементами мирской физиологии человека, то это похоже на] отрыжку и испарину, причем запах [ассоциируется с] прекрасным благовонием. Восхваление и возвеличивание Творца [обитателями Рая] будет подобно дыханию [абсолютно естественно и непринужденно, подобно дыханию человека в мирской обители]»[17].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 888, хадис № 3210, «хасан сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 2. С. 11.
[2] См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 115; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 476, хадис № 2351.
[3] Фирдавс — название одного из уровней Рая, высшего райского уровня.
[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, а также от Абу Са‘ида; св. х. ат-Тирмизи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 864, хадис № 2790; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 7. С. 13, хадис № 2790; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 718, хадис № 2537; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 140, хадис № 2315, «хасан».
[5] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 717, хадис № 2532; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 140, хадис № 2314, «сахих».
[6] Расстояние от Земли до Солнца — почти 150 000 000 км. Так как свет движется со скоростью 300 000 км/сек, ему требуется 8 минут, чтобы преодолеть расстояние от Солнца до Земли. Самые близкие к нам звезды, помимо Солнца, — Проксима Центавра и Альфа Центавра. Расстояние от них до Земли в 270 000 раз больше, чем расстояние от Солнца до Земли. То есть расстояние от нас до этих звезд в 270 000 раз больше 150 000 000 километров! Их свету нужно 4,5 года, чтобы достичь Земли.
[7] Дольче вита (итал. dolce vita) — сладкая жизнь.
[8] Упоение — состояние восторга, восхищения, экстаза.
[9] Парча — плотная шелковая сложно-узорчатая ткань, затканная золотыми или серебряными нитями. Является символом богатства, обеспеченности.
[10] А в отношении женщин: «они и их мужья».
[11] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1551, хадис № 4878; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 10. С. 803, хадис № 4878.
[12] См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 16. С. 391, хадис № 7382, «сахих».
[13] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Хаббана, Ибн Абу Шейбы и др. См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 16. С. 423, хадис № 7408, «хасан».
[14] Хадис от Му‘авия; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 729, хадис № 2576, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 140, хадис № 2316, «сахих».
[15] «…[Сотворил Он, Господь миров, небеса и землю, на которой в последующем разместил вас, люди, поколениями, этапами и периодами] для того, чтобы выявить, проведя через [земной] экзамен [жизни], тех, кто лучший делами, поступками (трудом)…» (Св. Коран, 11:7); «Он сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас, кто будет лучшим в делах (в работе, труде; занятиях, поступках) [материализуя мысли, размышления и слова в конкретные продуманные и перспективные дела, поступки, имея при этом высокую квалификацию и подходя ко всему ответственно]. Он [Господь миров] — Всемогущ и Всепрощающ» (Св. Коран, 67:2).
[16] Изобилие по райским меркам — значит бессчетное по разнообразию, великолепию и количеству.
[17] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1139, хадис № 18–(2835); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 17. С. 173, хадис № 18–(2835).