Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
В дни бойкота в период хаджа мусульмане встречали других арабов, их трудности не мешали им призывать и представлять людям принципы Ислама. Воистину, гнет не уничтожает великие миссии, а лишь способствует углублению корней и разветвлению стволов. Ислам приобрел множество сторонников в этот период, язычники же стали разделяться и задаваться вопросами, насколько правильно то, что они творят.
Группа многобожников пыталась расторгнуть договор о бойкоте, и первый, кто выступил против, — Хишам ибн ‘Амр. Его печалило положение мусульман. Он пошел к Зухейру ибн Абу Умайю, ревностно относящемуся к Пророку и мусульманам. Его матерью была ‘Атика, дочь ‘Абдуль-мутталиба. Он сказал: «О Зухейр, согласен ли ты с тем, что имеешь возможность питаться, менять одеяния, жениться, тогда как твои дяди со стороны твоей матери находятся в положении, о котором тебе известно? Клянусь Аллахом, если бы они были дядями со стороны матери Абу аль-Хакяма (Абу Джахля) и ты его призывал бы к тому, к чему он призывал тебя, то Абу аль-Хакям никогда бы не ответил тебе на этот призыв». Он спросил: «Что я могу один?» Тот ответил: «С тобой есть еще один, кто может расторгнуть это соглашение». Он спросил: «Кто же он?» Хишам ответил: «Я». Тогда Зухейр предложил найти третьего, и Хишам направился к аль-Мут‘аму ибн ‘Адийю и спросил: «Согласен ли ты с тем, что погибнут два клана из рода ‘Абду Манаф? Ты же — являешься свидетелем этого и проявляешь согласие. Клянусь Аллахом, если бы вы дали им возможность расторгнуть договор, то они бы поспешили сделать это первыми». Он спросил: «Что я могу сделать один?» Хишам сказал: «Ты нашел второго, и это я». Тот ответил: «Найди нам третьего». Хишам сказал: «Я уже нашел. Это Зухейр ибн Абу Умайя». Он предложил найти четвертого, и Хишам направился к Абу аль-Бухтури ибн Хишаму. Диалог повторился. Когда тот спросил: «Есть ли тот, кто поможет нам?», Хишам назвал имена людей, и по велению Абу аль-Бухтури ибн Хишама направился искать пятого — к Зам‘а ибн аль-Асваду. Он договорился с ним, напомнив о родстве, после чего назвал всех остальных участников.
Все они встретились в месте Хатмуль-хаджун на возвышенностях Мекки и условились расторгнуть договор. Зухейр сказал: «Я начну первым». Утром они отправились к обусловленным местам сбора. Зухейр совершил обход вокруг Каабы и обратился к людям: «О жители Мекки, неужто мы будем благоденствовать, когда род Хашима погибает из-за блокады? Клянусь Аллахом, я не сяду, пока свитки, порывающие родственные связи, не будут сорваны». Абу Джахль сказал: «Ты лжешь! Клянусь Аллахом, этого не произойдет». Зам‘а ибн аль-Асвад поднялся со своего места и воскликнул: «Ты более лживый. Мы не согласились с ними, когда ты их писал». Поднялся Абу аль-Бухтури со словами: «Он правдив. Мы не согласны с тем, что ты написал». Поднялся аль-Мут‘ам ибн ‘Адий, подтвердил их слова и произнес: «Лжет тот, кто говорит иначе». Подтвердил их слова и Хишам ибн ‘Амр. Тогда Абу Джахль произнес: «Воистину, вы все запланировали заранее!»
Аль-Мут‘ам подошел к свиткам и увидел, что термиты уничтожили весь текст, кроме слов «С именем Твоим, Аллах» — именно так арабы обычно начинали любое письмо[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ас-Сухайли ‘А. Ар-рауд аль-унуф. Т. 3. С. 340.