Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Мухаммад вернулся в Мекку после нескольких благодатных лет, проведенных в пустыне, дабы вновь обрести благородную мать, которая посвятит ему себя, а также найти почитаемого старца, деда, который найдет утешение в своем внуке. Но время будто не желало, чтобы он долго оставался среди любящих сердец, и лишало его их одного за другим. Амина, верная памяти своего мужа, сочла необходимым посетить его могилу в Ясрибе. Из Мекки она вместе с Мухаммадом и служанкой Умму Айман отправились в путь, им предстояло преодолеть расстояние в пятьсот километров.
‘Абдуллах умер не чужеземцем, а среди своих родственников со стороны матери — рода ан-Наджар. Ибн аль-Асир[1] передает, что когда Хашим отправился с торговым караваном в Шам, его путь лежал через Ясриб. Он остановился в доме ‘Амра ибн Лябида аль-Хазраджи, где увидел его дочь Салму. Она понравилась ему, и он пожелал на ней жениться. Отец выдвинул условие, что дочь должна родить в своей семье. Хашим продолжил путь, а по возвращении из Шама забрал уже беременной свою жену Салму в Мекку. Когда приблизился срок родить ребенка, он вернул ее в семью, а сам вновь отправился в Шам, но умер в Газе. Салма родила ему сына Шейбатуль-хамд (‘Абдуль-мутталиба), который оставался в Ясрибе в течение семи лет. Данная история является одной из версий, но есть упоминание о том, что ‘Абдуль-мутталиб родился в Газе. В последующем аль-Мутталиб, один из сыновей Хашима, забрал его и привез в Мекку.
Мухаммад жил у своих дядей со стороны матери неподалеку от могилы отца примерно месяц. После чего они намереваются выступить обратно в Мекку. В самом начале пути его мать постигла болезнь, и она умерла в местечке аль-Абва’. Мухаммад остался со служанкой, которая пребывала в состоянии потерянности. Причиной тому были мысли о ребенке, который утратил отца, будучи в утробе матери, а теперь в возрасте пяти лет потерял маму.
Новое потрясение всколыхнуло старые раны и усилило в сердце ‘Абдуль-мутталиба сострадание по отношению к внуку. Он никогда больше не оставлял его одного и позволял даже присутствовать на общих собраниях. Если он находился на своем месте возле Каабы, то обязательно сажал внука рядом с собой, в то время как рядом сидели почтенные шейхи.
Прибыв в Мекку, будущий Пророк ﷺ рос сиротой. Вот как Господь говорит об этом в Священном Коране:
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Абу аль-Хасан ‘Иззуд-дин ‘Али ибн Мухаммад аль-Джазири, более известен как Ибн аль-Асир (555–630 или 630 гг. по хиджре) (1160–1233 или 1234 гг.
по григор.) — один из наиболее известных исламских историков курдского происхождения. Он учился в Мосуле, Иерусалиме и Дамаске, сражался с Саладином против крестоносцев, исполнял дипломатические поручения у багдадских халифов.