Айюб – пророк, который был послан потомкам Я‘куба (Иакова), народу Израиля. Пророк Айюб известен необычайной стойкостью и терпением перед жизненными трудностями, невзгодами и тяготами. В христианской культуре именуется Иовом. В Коране его имя упоминается 4 раза.
Cуть испытания пророка Аюба
Согласно комментариям толкователей (муфассиров) Священного Корана, а также согласно историческим сведениям, пророк Айюб был очень богатым человеком, имеющим в своей собственности различные виды имущества: земли, домашний скот и много другое. Кроме того, по их мнению, у него была большая семья и много детей. При всем этом, будучи богобоязненным человеком, он не переставал призывать людей к вере в Бога и покорности перед Ним. В определенный момент его жизни у него начались тяжелые испытания, заключающиеся в том, что он в итоге лишился всего своего состояния и достатка, а все его тело поразила серьезная болезнь, вызвав полное бессилие. Сообщается, что при этой болезни здоровыми у него оставались только сердце и язык. Согласно аятам Священного Корана, несмотря на все сложности и испытания, пророк Айюб продолжал быть благодарным Богу, поминая Его днем и ночью, а также проявляя терпение и стойкость в надежде на Его милость и благословение. Он не жаловался, а делал от себя зависящее (старался работать, лечился) и благодарил. Болезнь прогрессировала и дошло до того, что все люди отвернулись от него и уже не желали контактировать с ним, опасаясь заразиться. Рядом осталась только его жена, которая, несмотря на тяжелую болезнь Айюба, продолжала заботиться о нем и ухаживать за ним. Все эти годы она оставалась надежной поддержкой для него и опорой[1].
Важно отметить, что жизненный путь практически всех приближенных к Богу людей всегда был полон трудностей и испытаний, что соответствует определенной Божественной мудрости.
У пророка Мухаммада однажды спросили: «У кого из людей самые суровые трудности (беды, несчастья)?» Он ответил: «У пророков, а после – у лучших (самых достойных). Человек испытуем по степени своей набожности: если набожность [обязательность пред Богом и людьми] твердая (прочная, крепкая), тогда проблемы усиливаются, а если слабая, тогда и проблемы в соответствующей степени. Проблемы не покинут верующего, пока на нем, идущем по земле, не останется ни одного прегрешения»[2].
Как уже было сказано, пророк Айюб был очень богат, у него было много детей, и жил он в достатке. Да при этом человеком он являлся невероятно щедрым и богобоязненным. Неустанно призывал людей к вере в Единого и Вечного Бога. Но в какой-то момент у него начались материальные проблемы, потери, он лишился достатка, затем детей. Преодолев все это спокойно и с терпением, делая все, что в его силах, он столкнулся с очередным испытанием — тяжелым заболеванием, которое внешне не уродует, но полностью обессиливает[3]. Полоса трагических событий и затруднений продолжалась около восемнадцати лет[4]. Но ни разу за все эти годы он не пожаловался и не выказал недовольство пред Богом или людьми. Преодолевал все с полной уверенностью в милости Творца. Его супруга на протяжении всех этих лет была рядом с ним надежной поддержкой и опорой.
Какая болезнь была у пророка Айюба
О том, что это была за болезнь ни в Коране, ни в Сунне конкретно не оговорено. Но в комментариях сказано, что она обессилила его, хотя не проявлялась во внешних уродствах.
В Библии, например, говорится, что это была проказа.
Для справки: проказа (лепра) — хроническое инфекционное заболевание, обычно поражающее кожу и периферические нервы.
Богословские предположения о том, сколько лет длилось испытание пророка Айюба
Согласно достоверному изречению пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), его испытание длилось восемнадцать лет. Однако имеются и другие богословские предложения, согласно которым его испытание длилось полных три года, а согласно другим – семь лет и несколько месяцев. Первая версия подтверждается достоверным изречением пророка Мухаммада, переданным со слов Анаса ибн Малика: «Испытание пророка Айюба длилось восемнадцать лет»[5].
Как пророк Айюб избавился от своей болезни и других невзгод
Когда пророк Айюб обессилел от своей болезни, то обратился с короткой мольбой о помощи к Всевышнему. Важно отметить, что, обращаясь к Нему, он проявил высокую степень воспитанности пред Богом, будучи полностью убежден, что Всевышний и так обо всем хорошо знает. Его мольба о помощи содержится в Священном Коране:
«[Упомяни, Мухаммад, пророка] Айюба (Иова), когда воззвал (обратился) он к Господу: «Воистину, меня постигли потери[6], а Ты — милостивей всех милостивых!» (Св. Коран, 21:83).
Сколь утонченная воспитанность пред Господом миров, Творцом всего сущего! Относительно себя он упомянул лишь то, что можно уподобить тихому и трепетному постукиванию во врата милости Аллаха. Относительно Бога — подчеркнул безграничную и неописуемую милость. Но при этом не уточнил, о чем просит! То есть проговаривал он это с абсолютным глубинным (духовным и интеллектуальным) знанием и уверенностью в том, что Господь обо всем Сведущ[7].
Удивительно, но пророк Айюб обратился с мольбою о помощи ко Всевышнему, да и то в столь краткой форме только тогда, когда уже полностью обессилел, когда физическая немощность стала влиять на сохранение высокого пророческого уровня набожности и одухотворенности, начала мешать «постоянной обращенности к Богу с мольбой о прощении». Он произнес: «Воистину, меня постигли потери, а Ты — милостивей всех милостивых!» Без задержек последовал ответ, описанный в Коране следующими словами: «Мы[8] ответили ему. Удалили (сняли) все проблемы (восполнили ущерб), даровали ему детей вдвое больше[9], и это — милостью от Нас и в назидание[10] для поклоняющихся [Богу]» (Св. Коран, 21:84).
Как пророк Айюб получил от Бога излечение от своей болезни
Всевышний повелел ему ударить ногой о землю, из нее забила чистая холодная вода. Затем Господь повелел ему искупаться в этой воде и попить ее. Когда Айюб выполнил Его повеления, то сразу же излечился от своей тяжелой болезни и избавился от других невзгод. В Священном Коране об этом сказано следующим образом:
«Вспомни [Мухаммад] раба Нашего [пророка] Айюба (Иова). Тогда [в те давние времена] воззвал он к Господу: «Поистине, меня коснулся Дьявол[11] (постигло нечто дьявольское), утомив (ввергнув в тяжелейшее состояние) и измучив. [Я обессилел. Болезнь и физическое недомогание вконец лишили меня жизненной энергии. А Ты, Господи, — милостивей всех милостивых[12]]. «[«Встань и] ударь ногой [по земле», — повелел ему Господь. Из земли забил источник]. «Это — прохладная (холодная) вода, дабы попить и вымыться[13]«. [Пророк выполнил все в соответствии с повелением и быстро исцелился, помолодел.] Мы даровали ему детей вдвое больше, и это — милостью от Нас и в назидание умным людям (разумеющим)» (Св. Коран, 38:41–43).
О том, как Всевышний помог Айюбу не нарушить клятву перед Ним
Согласно преданиям, когда Айюб был болен, то поклялся, что после выздоровления накажет свою жену сотней ударов плетью. Это – эмоциональная реакция на то, что ему очень не понравилось. Но нужно учитывать степень лишений, трудностей и физического недомогания, которые неотступно преследовали его 18 лет! По предположению богословов, сделал он это разгневавшись либо на то, что она продала свои изящные косы, чтобы получить средства для существования, либо на то, что как-то раз Иблис (Дьявол) предстал перед ней в образе лекаря, который предписал лечение от его болезни, а она, сама того не зная, принесла ему это лечение, но Айюб догадался от кого оно, за что и собирался наказать ее. Когда же он выздоровел, то оказался в трудной ситуации, поскольку клятву, данную пред Богом, следует выполнять, но его супруга сделала для него столько добра, одаривая необычайной заботой и вниманием! В этот процесс вмешалось Божье повеление Своему терпеливому пророку: взять в руку пучок травы в сто травинок или тонких веточек и этим легко ударить жену один раз. Этот факт является явным подтверждением того, что Господь миров не призывает к жестокости, а помогает в вопросах самодисциплины и дает выход из кажущихся безвыходными ситуаций. В Священном Коране этот момент из жизни пророка Айюба описывается так:
«[Господь повелел:] «Возьми в руку пучок [травы в сто травинок или тонких веточек] и ударь им [ее один раз]. Не нарушай [данную тобою клятву][14]. Поистине, Мы [говорит Господь миров] нашли его (Айюба) [очень] терпеливым. Сколь прекрасный он раб [Божий]! Воистину, он (Айюб) — авваб [всегда был возвращающимся, то есть обращенным к Богу, стараясь делать от себя зависящее и ожидая Его довольства]» (Св. Коран, 38:44).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 312, 313.
[2] См. ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 393, хадис № 2398, «хасан сахих».
Также см.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2004. С. 69, хадис № 1054, «сахих».
[4] Наиболее достоверным риваятом является тот, что говорит о череде этих сложностей и испытаний продолжительностью в восемнадцать лет. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 9. С. 120.
[5] См.: Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках] – 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 314-315.
[6] Смерть всех его детей (семерых мальчиков и семерых девочек), потеря имущества, достатка и здоровья. Но то слово, которое употреблено в аяте, в первую очередь подразумевает физическое бессилие, потерю здоровья.
[7] Очень важной составляющей молитвы-ду‘а, чтобы она была принята, является полная уверенность во всезнании Творца, в Его абсолютной осведомленности, безграничной милости, а также в однозначности ответа на мольбу.
Этот смысл отношения к молитве присутствует во многих аятах и хадисах.
[8] Местоимение «Мы», употребляемое в кораническом тексте, не указывает на множественность Господа, а подчеркивает Его величие.
[9] Он сам и его супруга (по милости Творца) помолодели, испив воды и омывшись из целительного источника. В последующие годы у них родилось вдвое больше детей, чем было ранее. Все материальные блага (по безграничной милости Господа миров) восстановились и приумножились.
[10] Назидание заключается в том, чтобы (1) никогда не терять надежду на прощение Господа (ради мольбы о котором нет необходимости грешить, а должно быть желание и стремление самосовершенствоваться, познавая себя), (2) не отчаиваться в Его милости, живя при этом не в ожидании, чтобы тебя пожалели или тебе помогли, а активно несмотря ни на что, преодолевая на первый взгляд непреодолимое, повернувшись при этом к Богу лицом, а не спиною (образно говоря, ведь проявления этого состояния души могут быть разными).
[11] Один из элементов культуры пророков: все болезненное, мучительное связывали с Дьяволом, а все хорошее, прекрасное — с Богом. Хотя, конечно же, все от Бога, но зло происходит не без участия Дьявола. См., например: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 455.
[12] «Воистину, меня постигли потери, а Ты — милостивей всех милостивых!» (см. Св. Коран, 21:83).
[13] Последовательность между этими двумя действиями в самом аяте не обозначена. Питье воды исцелило и омолодило изнутри, а омытие тела этой родниковой водою – внешне. В итоге произошло полное обновление тела и омоложение его.
[14] Таким образом, ни клятва пред Богом не будет нарушена, ни супруга не пострадает.