«Видел ли ты того, кто избрал для себя богом желание [поставил впереди Господа свое желание] (хочу-не хочу; причуды, капризы, прихоти; свое легкомыслие и беспечность) и [как итог такого выбора] Аллах (Бог, Господь) свел его с верного пути на основе знания [первый вариант толкования: «своего Божественного знания о том, что человек на самом деле заслуживает этого»; второй вариант: «со знанием человека о том, что является правильным и необходимым, но отсутствием конкретных и последовательных действий с его стороны»]. [На этом процесс деградации не заканчивается. Если человек не задумывается о происходящем с ним и его следование желаниям, страстям и причудам лишь усиливается с годами, становится все более изощренным, тогда] Господь запечатывает его слух [правильные наставления и здоровые назидания, полезную информацию человек перестает слышать], [затем] Он [Господь миров] ставит на его сердце печать [безразличия к вере и благочестию, бесчувственности к греху и всему порочному; появляется чувство душевной тесноты и пустоты], а [очередная, заслужено приобретенная проблема в том, что Господь] накладывает повязку (пелену) на глаза [этому рабу желаний и собственных страстей, то есть человек перестает видеть истинное положение дел, лишается проницательности и навыка видеть земную и вечную перспективу своего отношения к жизни, перспективу дел своих и поступков].
Кто же сможет наставить его на верный путь после Бога (если не Бог)?! [При такой запущенности положения дел ему ничто не поможет, кроме как раскаяние пред Богом, вера, избавление себя от вредных привычек и прошение Божественного благословения на позитивные изменения и кардинальные преобразования]. Почему бы вам [люди] не призадуматься?! [Призадумайтесь, нельзя запускать ситуацию до такой степени!]» (Св. Коран, 45:23).
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Находчивый (сообразительный, проницательный) [успешный] человек – это тот, кто умеет усмирять свой пыл (эмоции, страсти) [знает меру в желаниях; делает то, что нужно, а не то, что ему хочется; вовремя умеет остановиться, видя наперед, чем может закончиться та или иная несдержанность в словах или поступках] и не забывает в делах своих о вечном [работает над тем, чтобы быть счастливым не только в мирской обители, но и в вечной].
Слабый же (немощный) – это тот, кто идет на поводу своих желаний (хотений, причуд, прихотей) [растрачивает жизнь на их удовлетворение, не задумываясь о последствиях], а в реализации своей мечты (целей своих и задач) [тех из них, которые требуют каждодневной, суровой до болезненности самодисциплины, собранности и недюжинных усилий (хорошее образование, красноречие и прекрасная физическая форма, престижная работа и карьерный рост, высокий материальный достаток, каждодневная религиозная практика и т. п.] постоянно надеется на Бога [сидит сложа руки, временами увлеченно размышляя и ничего не делая, кроме как рывками «за компанию» с кем-то; не предпринимая ничего особенного для воплощения мечты, нежась в своей «зоне комфорта» «ради Аллаха»]»[1].
Руководитель и слон. Часть 1
Отдельные мысли, статистические данные и примеры из жизни, используемые ниже, взяты мною из книги профессора менеджмента Оуэнской школы управления в Университете Вандербильта Ричарда Дафта «Руководитель и слон». Идея назвать наши человеческие желания и хотения, вредные привычки и неорганизованность слоном, а разум, рассудительность и самодисциплину – руководителем, также принадлежит ему.
Многие люди спрашивают, как научиться концентрировать свой беспокойный разум и умственную энергию на чем-то важном на данный момент, как научиться не отвлекаться от главного и как управлять самим собой, чтобы жить с пользой для себя и других.
У нашего разума есть два «лица», два способа реагировать на окружающее. Один – быстрый и импульсивный. Временами его беспокойные побуждения становятся слишком сильными, чтобы их можно было контролировать. Он требует немедленного удовлетворения, отличается коротким горизонтом внимания и ребяческим упрямством в защите собственной позиции и его можно уподобить слону. Второй является более медлительным, мудрым, спокойным и непреклонным; не демонстрирует чрезмерных реакций на события и имеет в нашем разуме более широкое предназначение, и это – руководитель[2].
Конфликт между знанием и действием
«Крайне ненавистно пред Богом, когда вы говорите то, чего сами не делаете [когда слова ваши очевидным образом расходятся с делами]» (Св. Коран, 61:3).
В 1999 году в журнале Fortune были опубликованы результаты обследования тридцати восьми неэффективных CEO[3]. Оказалось, что все эти руководители были сильны в когнитивном плане – в том, что касалось видения, стратегии, идей и т. п. Катастрофа наступала на этапе практических действий. Поведение этих CEO не соответствовало их мыслям и словам. За намерениями не следовало никаких действий.
Для успешного человека важно не просто понять, что следует делать, но и действительно делать то, что, как ему известно, обеспечит высокие результаты. Проблема состоит в том, чтобы научиться заставлять себя делать то, что нужно делать, причем именно тогда, когда это действительно необходимо[4]. Управление собой позволит привести ваше поведение в соответствие с вашими намерениями, но добиться этого намного труднее, чем может показаться на первый взгляд.
Всеобщая нехватка силы воли
Апостол Павел сказал: «Я могу желать того, что правильно, но я не могу делать это. Ибо я не делаю то добро, которое хочу делать, а творю зло, которого сам не желаю»[5].
«Все мы обладаем одинаковой дисциплиной, то есть практически никакой», – утверждает Джим Лоэр[6].
В Священном Коране четко сказано о том, что «человек сотворен слабым»[7]. Также Господь приводит в Писании слова Дьявола:
«Господи, клянусь произошедшим по воле Твоей [на основе моего неправильного действия] обстоятельством потери мною верного пути [из-за обольщения самим собою; следования соблазну выставить себя в более привилегированном положении]![8] Я, воистину, приукрашу им (людям) на земле [многое: безобидность совершения грехов и преступлений; бесполезную трату времени и сил; невоспитанность и аморальность] и, несмотря ни на что, всех их буду вводить в заблуждение [ссорить по мелким и никчемным вопросам; эмоционально возбуждать, чтобы разрушать их цели и задачи; вводить в состояние растерянности, потерянности; лишу их смысла жизни и сосредоточенности на главном], (буду прельщать, обольщать, соблазнять) [всеми правдами и неправдами поведу по пути греха и преступлений, легкомыслия и беспечности]. Кроме тех, кто окажется искренен пред Тобою [Господи]»[9].
Для каждого из нас очевидно, что одного лишь намерения избавиться от вредной привычки, даже, к примеру, грозящей преждевременной смертью или наказанием в Аду, оказывается недостаточно для концентрации мысли и мотивации действий. Многочисленные наблюдения за пациентами, перенесшими операцию шунтирования сосудов сердца, которым врачи настойчиво рекомендовали соблюдать строгую диету и отказаться от прежнего образа жизни, показали, что лишь один из десяти таких больных следовал их советам. Кардиохирурги, предлагая специальную диету и физические упражнения, заведомо знают, что большинство пациентов не последуют их рекомендациям. При этом сами пациенты прекрасно понимают, что изменение их поведения способно продлить им жизнь, но все равно не следуют советам врачей[10]. Многие, соблюдающие религиозную практику, не могут избавиться от привычки наговаривать на другого или распространять сплетни[11]. Кто привык курить, может годами выполнять молитву-намаз и просить Господа наставить на верный путь, но при этом ничего не делает ради избавления себя от столь страшного, смертоносного пристрастия[12].
«Люди, как правило, знают, что они должны делать и как они должны это делать, но слишком часто не действуют должным образом. Почему? Потому что подсознательные желания и привычки их внутреннего слона слишком сильны, и он не следует полученным указаниям. Их внутренний руководитель недостаточно хорошо развит для того, чтобы взять на себя ответственность за происходящее. Они не обучены руководить собой. По мере того как успешные люди учатся распознавать две стороны своего внутреннего Я и внутренние конфликты между ними, они могут усиливать своего внутреннего руководителя и учиться тренировать, успокаивать и направлять действия внутреннего слона в соответствии с желаниями внутреннего руководителя»[13].
Три ошибки, которые совершает разум каждого успешного человека
1. Поспешные реакции.
В Коране сказано:
«Человек сотворен из скорости [многие постоянно куда-то торопятся, даже не столько делами, сколько мыслями и словами]» (см. Св. Коран, 21:37).
Временами у людей поспешность и торопливость могут быть настолько ярко выражены, что воображается, будто они сотворены из самой скорости. В природе человека заложено такое качество, как поспешность, но оно, подобно другим, должно регулироваться. Все полезно в меру и к месту. Также в Священном Писании есть такие слова:
«Человек [по своей природе, которую он должен принимать во внимание и над которой ему следует работать, совершенствуясь, развиваясь в лучшую сторону] является необычайно поспешным (торопливым)» (см. Св. Коран, 17:11).
Мы, люди, часто спешим сделать то или иное, забывая порой о более важном, насущном и приоритетном. Поспешно разочаровываемся, поспешно можем накликать на себя или своих родных беду, к примеру, в порыве гнева или негодования произнесенными словами: «Да пропади все пропадом!» или «Да будь ты проклят!» Кстати, пессимистический настрой часто этому способствует[14]. В итоге события могут сложиться совсем не в нашу пользу[15]. Человек часто торопится во что бы то ни стало заполучить результат, не задумываясь при этом о последствиях. Пророк Мухаммад наставлял: «Выдержка (терпение, выносливость, умение поступать обдуманно и осмотрительно) – от Бога. Поспешность – от Сатаны»[16]. Поэтому прежде чем «сломя голову» приступать к чему-либо, следует взвесить все «за» и «против»[17], не говоря уже о том, что в первую очередь необходимо подумать, а затем уже говорить.
В исследовании, проведенном в Стэнфорде, перед детьми ставили стаканчик с сиропом и говорили, что они могут съесть его сразу. Но если они подождут, пока вернется исследователь, то они смогут съесть не только этот сироп, но и получат еще стаканчик. Исследователи, наблюдавшие за этими детьми в течение последующих двадцати лет, обнаруживали удивительные различия между теми, кто употреблял сироп сразу, и теми, кто умел ждать. Дети, которые сдерживали свое импульсивное желание, демонстрировали лучшую приспособляемость к жизни, лучше справлялись со стрессами, настойчивее стремились к цели, не боясь трудностей, были более надежными, более уверенными в своих силах и проявляли больше инициативы, чем те, кто выпивал сироп немедленно. В том возрасте кто-то из детей уже умел управлять своим внутренним слоном, и это умение обеспечивало большую зрелость поведения и большие успехи во взрослой жизни[18].
«Чересчур поспешные реакции, которые так характерны для внутреннего слона, часто приводят к совершенно неверному выводу, ошибочность которого очевидна для всех, кроме того, кто его делает. К тому же сам этот человек верит в правильность вывода так сильно, что внутренний слон защищает этот вывод от любых попыток его оспорить с помощью доводов разума»[19].
2. Негибкое мышление.
Маршалл Голдсмит, автор книги «Прыгни выше головы!», известный специалист по коучингу[20], консультирующий крупнейших мировых бизнес-лидеров, рассказал следующую историю о недостатке гибкости мышления у своих клиентов. «Представим, что вы хотите поужинать в ресторане Х. А супруга, партнер или друг предлагает ресторан Y. Вам этот выбор не по душе. Вы говорите, что о ресторане Y не очень хорошие отзывы. В конце концов вы нехотя соглашаетесь и идете в ресторан Y. Действительность подтверждает ваши опасения: заказанный столик занят, приходится полчаса ждать, обслуживают медленно, напитки неважные, кушанье еще хуже. В этой малоприятной ситуации у вас два варианта действия. Вариант А: раскритиковать ресторан и самодовольно разъяснить партнеру, насколько он (или она) был не прав и что неприятностей можно было бы избежать, если бы послушались вас. Вариант В: промолчать, вытеснить недовольство из сознания и получить от вечера то удовольствие, какое возможно.
Многие годы я предлагаю клиентам тест с этими вариантами. Результат не меняется: 75% отвечают, что раскритиковали бы ресторан. Вместе с тем все без исключения признают: правильно было бы промолчать и провести время по возможности приятно и полезно»[21].
«Очень трудно игнорировать свои внутренние чувства и предпочтения. Ведь вы так к ним привыкли. Образ мышления, привычки и умения, позволившие вам стать успешным человеком, заставляют вас держаться за то, что вам хорошо известно»[22]. Однако мир многообразен, многолик и многоцветен: сколько грамотных людей, столько может быть и обоснованных авторитетных мнений, суждений, подходов к анализу проблем и их решению.
3. Желание всегда побеждать.
Маршалл Голдсмит указывает в своей книге еще на одну проблему: чрезмерное стремление к победе.
Он пишет: «Когда мы направляем жизненную энергию на цели, просто не стоящие усилий, возникает проблема. <…> Мы хотим победить, когда задача важна. Мы хотим победить, когда вопрос несущественен и не стоит нашего времени и усилий. Мы хотим победить даже тогда, когда ясно, что ничего хорошего это нам не принесет»[23].
Голдсмит приводит следующий пример из своей жизни: «Однажды на вечеринке я наблюдал, как хозяин дома и его девятилетний сын играли в баскетбол один на один. Отец был на 2 фута[24] выше, на 120 фунтов[25] тяжелее, а вдобавок имел 30-летний опыт. Он просто хотел размяться, заодно и научить своего юного отпрыска некоторым финтам. Игра началась совершенно беззаботно: отец давал сыну легкие пасы, чтобы тому было интереснее. Но минут через десять в отце пробудилась жажда победы, и он стал играть так, словно счет был важен: взял сына в плотную опеку, делал язвительные замечания и, к своему удовлетворению, победил со счетом 11:2. Вот как навязчиво стремление побеждать. Мы хотим победы даже тогда, когда это может огорчить человека, которого мы любим»[26].
«Если нормальная потребность побеждать – главный ген в нашей ДНК, благодаря которому мы добиваемся успеха, то гипертрофированная потребность – это генетическая мутация, способная ограничить наш успех»[27].
Руководитель и слон. Часть 2
Сила намерения, визуализация, вербализация
В Коране есть такие слова Господа миров:
«Если ты твердо решил что-то сделать (имеешь серьезное намерение) [взвесив все «за» и «против»], тогда [делая все от тебя зависящее] понадейся на Аллаха (Бога, Господа) [будь уверен в помощи Свыше, в том, что найдутся необходимые силы, возможности и люди, произойдет благоприятное стечение обстоятельств, и само дело окажется легким и возымеет положительный результат]» (см. Св. Коран, 3:159).
Пророк Мухаммад в свою очередь сказал: «Воистину, дела [оцениваются, как и выстраиваются, реализуются[28]] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся] в соответствии с намерением[29]»[30].
Опирайтесь на свое намерение
Известного боксера и спортсмена Мухаммада Али[31] называли мастером намерения. Он развил в себе умственные способности, которые улучшили его физические навыки ведения боя на ринге. Его часто повторяемая фраза: «Порхаю как бабочка, жалю как пчела» оказывала благотворное влияние на формирование его разума в той же мере, в какой вызывала раздражение у его противников.
«Все выходки Али, некоторые обозреватели считали их детской игрой, «придавали его телу намерение победить, и его тело реагировало, выполняя полученные приказы». Али раскрыл власть своего мысленного намерения, когда сказал: «Чтобы быть великим чемпионом, вы должны верить в то, что вы лучше всех. Если это не так, то притворитесь, что вы в это верите».
…Подобно Мухаммаду Али, вы можете воспользоваться умением вашего внутреннего руководителя создавать намерение, которое заставляет вашего внутреннего слона отказываться от вредных привычек и неэффективных моделей поведения. <…> Хитрость заключается в том, чтобы вовлечь вашего внутреннего слона в ваше намерение, сформировать ожидания таким образом, чтобы слон принял их и захотел двигаться вперед. Вы можете научиться мысленно переносить намерение в жизнь, чтобы ваш внутренний слон мог его усвоить и принять. Тогда он будет двигаться в нужном направлении, а вам нужно будет прилагать для этого минимальные усилия»[32].
Визуализируйте ваше намерение
«Визуальные[33] образы являются действительным способом нахождения общего языка с вашим слоном.
Когда люди затрачивают время на точную визуализацию того, что они собираются делать, то они выполняют это действия с большей вероятностью. <…> При обследовании олимпийской команды лыжников было установлено, что группа, обучавшаяся визуализации, настолько повысила свои результаты, что обследование было приостановлено, чтобы дать возможность всем участникам воспользоваться преимуществами этого метода. Это очень просто – ваш внутренний слон будет послушно следовать визуализированным инструкциям вашего внутреннего руководителя.
…Одна студентка использовала визуализацию для преодоления своего нежелания делать уборку в доме: «Я представила себя встающей с постели в 7:30 утра, и примерно через пять минут я уже была на ногах. Сколько работы! Затем я мысленно представила действия, необходимые для приведения в порядок кухни, выноса мусора, чистки ковров пылесосом и стирки белья. Всей этой работы я постоянно избегала. Визуализация, по-видимому, направляла мое исполнительное намерение и игнорировала слона, который подговаривал меня смотреть телевизор. Это было подобно вертикальному взлету. После визуализации слон был уже не в состоянии отвлечь меня от продуктивной работы»[34].
«Российские ученые распределили членов олимпийской команды по четырем группам. Первая группа занималась в зале 100% тренировочного времени; вторая группа 75% времени тренировалась в зале и 25% времени тренировалась мысленно; третья группа – 50% в зале и 50% мысленно; четвертая группа – 25% в зале и 75% мысленно. Четвертая группа, которая 75% времени тренировалась мысленно, демонстрировала наилучшие результаты»[35].
«Визуализируя действие, вы сообщаете своему телу о мысленном намерении выполнить действие, ускорить или замедлить движение или выполнить действие особым образом – и ваше тело вас слышит»[36].
Итак, кратко и пошагово опишем процесс правильной визуализации вашего намерения[37]:
1. Сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь.
2. Мысленно представьте себе по памяти вашу комнату.
3. Мысленно представьте, как вы выполняете знакомое задание в знакомых вам условиях[38].
4. Выберите задание, выполнению которого вы обычно сопротивляетесь.
5. Представьте себя выполняющим это задание легко и с удовольствием.
6. Повторите визуализацию несколько раз.
Далее приводится несколько общих правил, которые повысят способность вашего внутреннего руководителя «заливать» необходимую информацию в вашего внутреннего слона[39].
1. Вы добьетесь наилучшего результата, если будете визуализировать выполнение действия с той же скоростью, с какой вы выполняете его на самом деле.
2. Постарайтесь ощутить себя в ситуации, используя различные органы чувств.
3. Если у вас возникают трудности с созданием визуальных образов, предлагаю вам начать с того, чтобы представить себя держащим в руке лимон, выжимающим его, режущим на части, нюхающим и пробующим его на вкус.
Вербализируйте[40] ваше намерение
«Основная идея самовнушения заключается в том, чтобы снабдить вашего внутреннего слона бесконечно повторяющейся инструкцией, которая в соответствии с сегодняшней терминологией может называться разговором с самим собой. Ежедневное повторение может продолжаться до тех пор, пока мысли не укореняться в вас и не заменят автоматически возникающий негативный разговор»[41].
Ниже приводится инструкция, взятая из книги Э. Куэ[42]:
«Каждое утро, прежде чем встать, и каждый вечер, оказавшись в постели, закрывайте глаза и повторяйте 20 раз подряд, шевеля губами (обязательное требование) и механически перебирая четки с 20 узлами, следующую фразу: «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше». Не думайте ни о чем конкретном, так как слова «во всех отношениях» применимы ко всему.
Выполняйте это самовнушение с полным доверием, с уверенностью в достижении того, чего вы хотите достичь. Чем сильнее ваша убежденность, тем весомее будет результат и тем быстрее он будет достигнут»[43].
«Ценность самовнушения как раз и состоит в том, что оно заменяет устойчивые негативные и критические мысли о самом себе, о работе или о других людях на позитивные, полезные и оказывающие поддержку мысли, которые помогают вам двигаться вперед. Если большинство ваших автоматически возникающих мыслей негативные или критические[44], то намеренное противодействие этому негативному потоку слов с помощью позитивных мыслей оказывается первоклассной идеей»[45].
Для регулярного использования самовнушения на протяжении дня лучше научиться повторять слова про себя.
Пошагово опишу процесс правильной вербализации:
1. Выберите фразу для самовнушения, способную помочь скорректировать ваше поведение.
2. Повторяйте эту фразу по 20 раз утром и вечером, когда вы находитесь в расслабленном состоянии. Вы можете начать с десяти повторений, если почувствуете, что для вас это проще.
3. Произносите фразу вслух до тех пор, пока ваш разум не научится при этом не отвлекаться.
4. Повторяйте фразу медленно и концентрируйтесь на ней.
5. Используйте для счета четки или пальцы.
6. Повторяйте фразу в другие подходящие моменты, например за рулем или во время выполнения физических упражнений[46].
Вот несколько основных правил использования метода самовнушения:
1. Оставайтесь в настоящем времени. Ваша фраза должна иметь отношение к тому, что вы делаете сейчас.
2. Говорите спокойно, уважительно и позитивно.
3. Повторяйте фразу, визуализируйте действия, которые вы намереваетесь выполнить. Теперь ваш слон будет получать два типа сигналов о вашем намерении: вербальный и визуальный[47].
Руководитель и слон. Часть 3
Несколько дополнительных методов, дабы желания и страсти не становились для нас богом, дабы научиться управлять слоном.
Как заставить себя действовать в соответствии с намерением и доводить дело до конца?
1. Составить список (на следующий день, неделю, месяц)[48] основных важных дел. Акцент ставится на тех, к выполнению которых чувствуете внутреннее сопротивление. В списке должно быть не более пяти-семи пунктов.
2. Разбейте каждое дело на легко выполнимые шаги. Не более трех.
3. Заставьте себя выполнять их в соответствии с установленным графиком (первая половина дня, вторая половина дня либо по дням недели). Не расстраивайтесь, если возникла задержка, чего-то не успели. Улыбнитесь, поблагодарите Всевышнего за имеющееся положение дел и безотлагательно приступите к реализации запланированного.
4. Помечайте на листе выполненные этапы, зачеркивая их, и награждайте себя 20-минутными физическими упражнениями (например, для укрепления мышц живота и спины), а также чашечкой чая, например пуэр с имбирем либо просто имбирь, который вы завариваете каждое утро и заливаете в термос, дабы потом в течение рабочего дня наслаждаться горячим чаем, имея под рукой мёд либо шоколад.
И еще…
(1) При общении с другими сдерживайте свое желание, страстное желание перебить собеседника. Говорите только после того, как ваш собеседник полностью выскажется. Тогда он наверняка сможет вас услышать.
(2) Не идите на поводу у своего желания пожаловаться на жизнь, обстоятельства, людей. Заставляйте себя быть благодарным Творцу и окружающим вас людям за то, что есть, стремясь при этом к новым проявлениям Божественной милости и щедрости. Не жалейте себя, но вовремя отдыхайте и восстанавливайте силы.
(3) Следите за весом и формой своего тела. Желание вкусно и много поесть – страшная вещь с плохими последствиями. Не забывайте о том, что верующий человек должен стараться быть украшением общества[49].
Уверен, что описанное и изложенное во всех трех частях материала «Руководить собою» поможет нам оставаться верующими во Всемогущего Творца, не вознося в ранг Бога что-либо иное, а тем более наши желания, капризы и причуды. Это в свою очередь поспособствует развитию таких навыков, как умение слышать все полезное, чувствовать все высокое, прекрасное, важное и необходимое, видеть за своей самодисциплиной, за каждодневными делами и поступками перспективы земного и вечного счастья, великолепия[50].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Шаддада ибн Авса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 402, хадис № 6468, «сахих».
[2] Дафт Р. Руководитель и слон. Как стать сверхлидером. – СПб.: Питер, 2011. С. 9.
[3] CEO (англ. chief executive officer) – высшее должностное лицо компании (генеральный директор, председатель правления, руководитель). Определяет общую стратегию предприятия, принимает решение на высшем уровне, выполняет представительские обязанности.
[4] Кстати, при работе над проблемой откладывания важных дел на потом рекомендую прочитать книгу Б. Трейси «Съешьте лягушку».
[5] Дафт Р. Руководитель и слон. Как стать сверхлидером. С. 21.
[6] Джим Лоэр является автором таких известных книг, как «Жизнь на полной мощности» и «Перезагрузка. Как переписать свою историю и начать жить на полную мощность». Обе изданы на русском языке издательством «Манн, Иванов и Фербер».
[7] «Аллах (Бог, Господь) желает облегчить вам. Человек ведь сотворен слабым. [Ему трудно бывает противостоять сатанинским позывам к греху, устоять перед соблазнами и страстями своей души, но на то и есть многие другие человеческие качества, способствующие совершенствованию и развитию личности. Чтобы реанимировать их, пробудить и оживить, от человека требуются целенаправленные постоянные усилия и самодисциплина]» (Св. Коран, 4:28).«Слабость не порок, но именно она есть источник всех пороков» (Ж. Саньяль-Дюбе).
«Чувствовать свою слабость – это природа; исправлять ее – это рассудок; обуздывать ее – это сила воли и благополучие» (Ж. Буало).
[8] «[После сотворения прародителя человечества Адама Творец приказал ангелам поклониться ему. Среди ангелов оказался и самый умный из джиннов Иблис (Сатана), который не послушался.] Господь спросил: «Что помешало тебе совершить поклон? Ведь Я приказал тебе». Сатана ответил: «Я лучше его [Адама]. Ты [Боже] сотворил меня из огня, а его – [всего лишь] из глины!» Он [Господь миров] продолжил: «Покинь райскую обитель, незачем тебе проявлять здесь свое высокомерие [мнить себя тем, кем на самом деле не являешься]. Выйди вон, ты [впредь] унижен [не заслуживаешь после такого поступка ни малейшего уважения]». Сатана взмолил: «Господи, дай мне отсрочку до дня Воскрешения [чтобы на протяжении всего этого времени я оставался жив]». Последовал ответ: «Ты – один из ожидающих [этот День. Будешь жить до Конца Света]» (Св. Коран, 7:12–15).
[9] Приведу полный текст аятов: «Сказал [Сатана, получив отсрочку]: «Господи, клянусь произошедшим по воле Твоей [на основе моего неправильного действия] обстоятельством потери мною верного пути [из-за обольщения самим собою; следования соблазну выставить себя в более привилегированном положении]! Я, воистину, приукрашу им (людям) на земле [многое: безобидность совершения грехов и преступлений; бесполезную трату времени и сил; невоспитанность и аморальность] и, несмотря ни на что, всех их буду вводить в заблуждение [ссорить по мелким и никчемным вопросам; эмоционально возбуждать, чтобы разрушать их цели и задачи; вводить в состояние растерянности, потерянности; лишу их смысла жизни и сосредоточенности на главном], (буду прельщать, обольщать, соблазнять) [всеми правдами и неправдами поведу по пути греха и преступлений, легкомыслия и беспечности]. Кроме тех, кто окажется искренен пред Тобою [Господи]». «Это [искренность] – гарантированный Мною верный путь, – ответил [Господь миров, – идя по которому люди будут защищены от дьявольского влияния]» (Св. Коран, 15:39–41). В другой суре Корана приведены следующие слова: «[Дьявол, получив отсрочку] воскликнул: «Клянусь величием Твоим! Я обольщу их всех до единого (всех буду вводить в заблуждение) [ссорить по мелким и никчемным вопросам; эмоционально возбуждать, чтобы разрушать их цели и задачи; вводить в состояние растерянности, потерянности; лишу их смысла жизни и сосредоточенности на главном], (буду прельщать, обольщать, соблазнять) [всеми правдами и неправдами поведу по пути греха и преступлений, легкомыслия и беспечности]. Кроме тех, кто окажется искренен пред Тобою (кого благословишь Ты на искренность) [поможешь ему, дабы был и оставался тверд в вере; кто не поддастся на мои увещевания]» (Св. Коран, 38:82, 83).
[10] Дафт Р. Руководитель и слон. Как стать сверхлидером. С. 22.
[11] Хотя в Коране сказано: «Верующие, сторонитесь подозрений (негативных размышлений) [не думайте плохо о хорошем]. Воистину, некоторые [ваши] размышления [когда вы думаете о других плохо, не имея на то явных оснований, подозревая, додумывая] греховны! Не шпионьте [не выслеживайте, не выискивайте недостатки других, не ищите того, что люди стараются скрыть]. Не злословьте в адрес друг друга [не говорите о другом человеке в его отсутствие то, что не понравилось бы ему, будь он рядом]. Желал ли бы кто-нибудь из вас поедать мясо мертвого брата своего?! Вам ведь противно это?! [Столь же противным должно быть и злословие в адрес другого человека!] Бойтесь Аллаха (побойтесь Бога)! Воистину, Господь Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 49:12).
[12] Подробнее о вреде курения и каноническом запрете на него читайте в моей книге «Мужчины и Ислам».
[13] Дафт Р. Руководитель и слон. Как стать сверхлидером. С. 29.
[14] «Пессимист смотрит на возможности и видит трудности; оптимист смотрит на трудности и видит возможности» (У. Черчилль).
[15] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) предостерегал: «Не молите Бога против самих себя! Не накликайте на себя, свое имущество и детей беды, несчастья! Вы можете попасть в тот момент, когда любая мольба и прошение принимаются, и произойдет то, о чем вы молили, просили». См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 8. С. 31; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 13. С. 51, 52, хадис № 5742, сахих», а также т. 15. С. 515, хадис № 7041, «сахих».
[16] См., например: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 264, № 941, а также ч. 2. С. 52, № 1711.
[17] «Поспешишь – и не добьешься цели, соблазнишься малым – и не сделаешь великого» (Конфуций)
«Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, тот ничего не сделает» (Лао-Цзы).
[18] Дафт Р. Руководитель и слон. Как стать сверхлидером. С. 77.
[19] Дафт Р. Руководитель и слон. Как стать сверхлидером. С. 79.
[20] Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека.
[21] Голдсмит М. Прыгни выше головы! 20 привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успеха. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. С. 54.
[22] Дафт Р. Руководитель и слон. Как стать сверхлидером. С. 81.
[23] Голдсмит М. Прыгни выше головы! 20 привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успеха. С. 52, 53.
[24] 1 фут равен 0,3048 м.
[25] 1 фунт равен примерно 0,4095 кг.
[26] Голдсмит М. Прыгни выше головы! 20 привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успеха. С. 53, 54.
[27] Голдсмит М. Прыгни выше головы! 20 привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успеха. С. 55.
[28] «Я [говорит Господь миров, – Своей безграничной силой, щедростью, милостью] рядом с мнением [как хорошим, так и плохим] (мыслями) раба Моего обо Мне». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2310, хадис № 7405 и с. 2340, хадис № 7505; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 16. С. 473, хадис № 7405 и пояснение к нему; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. В 18 т. Т. 2. С. 399–407; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. В 11 т. Т. 2. С. 522, 523.
[29] Замечу, что по мусульманским канонам «благое» намерение не принимается в качестве оправдания за совершенное преступление. Земной суд судит за проступок, преступление, учитывая то, насколько ужасны последствия и однозначны доказательства. «Благое» намерение не оправдывает преступника, особенно когда он посягнул на чью-то честь, имущество или жизнь.
[30] Хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 21, хадис № 1.
[31] Мухаммад Али (урожденный Кассиус Марцеллус Клей, родился 17 января 1942 г.) — американский боксер. Чемпион Олимпийских игр 1960 года в полутяжелом весе. Многократный чемпион мира среди профессионалов (в 1964–1978) в тяжелом весе. «Руки работают, видят глаза. Порхай как бабочка, жаль как пчела» — эта тактическая схема, придуманная Али, была позже взята на вооружение многими боксерами во всем мире. В 1999 году Sports Illustrated и BBC назвали Али «Спортсменом века».
[32] Дафт Р. Руководитель и слон. Как стать сверхлидером. С. 95, 96.
[33] Визуализация – это представление чего-либо физического (процесса, явления, предмета и т. п.) в сознании человека.
[34] Дафт Р. Руководитель и слон. Как стать сверхлидером. С. 97–100.
[35] Дафт Р. Руководитель и слон. Как стать сверхлидером. С. 102.
[36] Дафт Р. Руководитель и слон. Как стать сверхлидером. С. 102.
[37] Дафт Р. Руководитель и слон. Как стать сверхлидером. С. 103.
[38] Пункты 2 и 3 необходимо выполнить, дабы разогреть свой мозг и подготовить для более сложной визуализации вашего намерения.
[39] Подробнее см.: Дафт Р. Руководитель и слон. Как стать сверхлидером. С. 103, 104.
[40] Четко и кратко сформулируйте намерение и выскажите его словами.
[41] Дафт Р. Руководитель и слон. Как стать сверхлидером. С. 108.
[42] Эмиль Куэ – известный французский гипнотизер и психолог ХХ в., отказавшийся от своих прежних методов лечения, потому что самовнушение приносило его пациентам больше пользы. Он занимался преимущественно лечением физических недомоганий и имел в этом успех.
[43] Дафт Р. Руководитель и слон. Как стать сверхлидером. С. 108.
[44] Обычно они такие и есть.
[45] Дафт Р. Руководитель и слон. Как стать сверхлидером. С. 109, 110.
[46] Дафт Р. Руководитель и слон. Как стать сверхлидером. С. 111.
[47] Подробнее см.: Дафт Р. Руководитель и слон. Как стать сверхлидером. С. 113, 114.
[48] Хорошо бы также иметь список целей на год и пять лет.
В течение дня что-то дописывается, что-то зачеркивается, что-то уточняется. У меня этот лист (сложенный пополам) с ручкой всегда под рукой. Вечером подвожу итог, на что уходит одна-две минуты, и если осталось несделанного совсем чуть-чуть, тогда беру новый, сложенный также пополам (дабы много места не занимал на рабочем столе), и переношу оставшееся на него. Старый, покидая свое рабочее место до утра, выбрасываю.
Лист дел на неделю также держу где-то рядом. А вот на месяц, год или пятилетку лучше убрать в файл и на полку. Когда появляются мысли по работе в эти сроки, их лучше достать, просмотреть и внести коррективы.
[49] В своде хадисов имама Абу Дауда приводятся слова Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует): «Воистину, вы предстаете пред своими братьями [перед другими людьми]! Пусть же будет хорошим ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы были примером для других (при подстрочном переводе: «подобно родинке», то есть будьте украшением любого общества). Воистину, Господь не любит непристойность, неприличие, неряшливость». См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994 (1989). Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. В 25 т. Каир: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1985. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.
[50] Можете вернуться к началу материала и прочитайте еще раз аят 45:23.