Почему мы считаем, что время в запасе есть всегда, и специально придумываем, чем бы его заполнить, хотя порой на важные, действительно важные вещи у нас его нет, все некогда? Да и то, что все называют развитием, благами цивилизации — все это, по-моему, направлено в основе своей на то, чтобы отнимать у людей время и средства. Вся эта мишура, блеск и внешний шик, бесконечные поиски — все это иногда мешает остановиться и подумать, кто ты и куда идешь, а иногда даже намеренно не хочешь остановиться и подумать об этом, потому что результат не в твою пользу. И почему мы только потом, оглядываясь назад, понимаем, сколько времени потеряли зря, кажется, что могли бы сделать больше, лучше? Как же правильно пользоваться временем, как не тратить его зря? Н.
Всесторонне просвещаться (больше читать и практиковать лучшее из прочитанного), акцентируя внимание на том, что помогает стать экспертом высокого уровня в своей профессиональной сфере деятельности. Не деньги главное, а именно становление профессионалом хотя бы в чем-то одном. А это, отмечу, кропотливый труд «24/7» на протяжении более чем 10 лет. Также следует читать для общего развития все то, что нас увлекает и интересует. При таком подходе глаза (мозг, сознание, душа) будут более проницательно, разумно и рационально смотреть на жизнь сквозь призму мастерства и ту ответственность, что мы на себя берем на разных жизненных этапах (семья, карьера, общественная деятельность и социальная активность). Да будет на то милость Всевышнего и Его благословение.
Что делать, если вера ослабевает? Ильгизар.
Жить в строгом режиме «24/7» (даже если очень не хочется), когда в каждом дне своей самодисциплиной становишься в итоге умнее, мудрее, сильнее, опытнее и набожнее. Работать, становясь лучшим в своем деле, даже если ты дворник или слесарь. И неустанно просвещаться, чтобы завтра уже с уровня дворника или слесаря переходить на новые должности, брать на себя новые ответственности и осмеливаться на новые этапы роста и развития. При таком подходе к 50 годам вчерашний дворник может стать президентом крупной компании или корпорации, может занять высокий пост в государственной структуре, особенно если был набожен — строго сторонился очевидно запретного (алкоголь, наркотики, прелюбодеяние) и выполнял в меру возможности обязательное (молитва-намаз, например, и пост в месяц Рамадан)[1]. Вера в себя, в Бога и каждодневный труд, когда ты делаешь самое главное и самое сложное, ведут наиболее коротким путем к заветной цели, ограниченной конкретными характеристиками и сроками.
Моя семья живет в России, но мы можем уехать в любую мусульманскую страну. Не будет ли лучше для наших детей и для укрепления веры уехать? Фатима.
Человеку часто кажется, что «хорошо там, где нас нет». Хотя верующий относится к жизни несколько иначе. Ислам — это не религия отдельных государств или народов. Это система законов жизни, мирских и вечных ценностей, которая помогает человеку жить, причем в любых условиях. Проблема в самом человеке: ленив он или трудолюбив, пассивен или активен, кукла он или личность. В любом, в том числе и мусульманском государстве, есть свои положительные и негативные явления.
Если бы сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), следуя вашей логике, исходящей из стремления к набожности, закрывались в своих поселениях и городах, то Ислам так и не переступил бы границы Аравийского полуострова. Но за несколько десятилетий с начала становления Ислама Божья проповедь дошла до всех цивилизаций того времени и пустила корни во многих уголках нашего мира. Несмотря на то что мусульманское общество переживало самые разные «стрессы» и «депрессии», проходило через дикость монголов и крестоносцев, представители его исчисляются сейчас миллиардами. В каждом мусульманине есть зернышко веры в Единого и Вечного Господа миров.
Так что учитывайте самые разные аспекты и обстоятельства, тем более что Россия для нас — это многовековая родина, а любое другое государство — чужбина.
Для укрепления веры можно посетить две священные мечети — в Мекке и Медине.
Что касается детей, то, как и для нас самих, крайне важным мне видится качество образования и его уровень. Ради этого человек (полагаясь на Всевышнего) должен идти или ехать хоть на край света.
Джалаладдин Руми полезно заметил: «Всевышний насылает на нас жару и холод, горе и боль, страх и бренность богатства и тела. Все это (как и многое другое) для того, чтобы зерно нашего сокровенного естества проявилось».
Я знаю немало о религии, но вера моя слаба. Живу в Европе. Здесь много мусульман. Стараюсь встречаться с ними, но вера крайне слаба. Я боюсь, что сделаю что-то не то, я на грани. Глубоко верую в Аллаха, но во мне есть то, что сильно мешает. Боюсь, что оно возьмет верх. Ю.
Умнейте, просвещайтесь, учитесь, трудитесь, тренируйтесь и молитесь. Думаю, что вы далеко не ребенок и уже давно не нуждаетесь в том, чтобы вас кормили с ложечки.
Духовная воодушевленность непостоянна. Она проявляется периодами, в отличие от веры, которая неизменно (по милости Всевышнего) с нами.
Кстати, работа над собою — это непрерывный процесс. Полезно осознанно идти по этому пути, получая радость от происходящего, а не отягощаясь никчемными мыслями и пустыми размышлениями.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Любая разновидность блага (добра) [любой поступок, который можно считать таковым] — милостыня. [Хорошее слово, добрый взгляд, воодушевляющий жест, как и все, что делается с намерением принести другому пользу, радость, возвращается к своему хозяину благом и фиксируется в личном деле человека подобно денежной милостыне. Богатство, в том числе материальное, начинается с добрых и бескорыстных дел в адрес других]»[2].
А также: «Никоим образом не пренебрегайте из добрых дел (поступков) даже самым незначительным! Пусть это будет хотя бы [искренне приветливый] радостный взгляд на брата [на собеседника. Не хмурый и суровый, а именно радостный, веселый, добрый]»[3]; «[Выплата] милостыни является обязанностью каждого мусульманина». У него спросили: «О Пророк, а если нет [денег, материальных средств]?» — «Тогда пусть делает что-то своими руками, принося пользу себе и давая из этого милостыню другим». — «А если и такой возможности нет?» — «Тогда пусть поможет нуждающемуся, оказавшемуся в беде». — «А если и такой возможности нет?» — «В таком случае пусть совершает общепризнанное благое [благостность чего понятна всякому человеку, соответствует здравому смыслу] и отстраняет (защищает) [себя или кого-то другого] от злого (вредного, грешного, преступного). И это окажется для него (засчитается ему) милостыней»[4].
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «С каждого сустава [человеческого тела] ежедневно утром следует[5] [выплачивать] милостыню (садака). [Знайте же] любое прославление Бога (субхаанал-ла) — милостыня; восхваление (благодарение) Бога (аль-хамду лил-ля) — милостыня; слова «ля иляхэ иллял-ла» — милостыня; слова «аллааху акбар» — милостыня; побуждение к благому — милостыня; препятствование скверному — милостыня. А можно совершить два ракяата [молитвы-намаза] во время духа (через некоторое время после восхода солнца и до полудня) [что и станет дневной благодарностью за все суставы тела]»[6].
Однажды материально неимущие сподвижники пророка Мухаммада пришли к нему с жалобой: «О посланник Божий, богатые люди забрали [все] вознаграждения (Божьи воздаяния). Они молятся так же, как и мы. Постятся так же, как и мы. [Но при этом еще] и выплачивают милостыню [выделяют материальные средства на благотворительность] из остающегося у них [после личных расходов и затрат. А у нас-то такой возможности нет!]» — «Разве Аллах (Бог, Господь) не дал вам того, что вы могли бы давать в качестве милостыни?! Поистине, каждое прославление Бога (проговаривание слов «субхаанал-ла») — милостыня. Каждое возвеличивание Бога (проговаривание слов «аллааху акбар») — милостыня. Каждое восхваление (благодарение) Бога (проговаривание слов «аль-хамду лил-ля») — милостыня. Каждое подтверждение единственности Бога (проговаривание слов «ля иляхэ иллял-ла») — милостыня. Побуждение к благому — милостыня. Предотвращение злого — милостыня. И [даже] интимные отношения ваши [с супругой] — милостыня», — сказал Пророк. Сподвижники в недоумении спросили: «Человек удовлетворяет свои плотские желания и получает за это вознаграждение [пред Богом]!?» Посланник Господа ответил: «Разве вы не разумеете, что если бы он имел отношения на стороне, то был бы грешен (это засчиталось бы ему грехом)!? А имея халяльные (разрешенные) интимные отношения [с женой], он будет вознагражден [как и жена с мужем, и будет вознаграждена пред Богом. Это запишется благодеянием в личном деле мужчины или женщины и будет на чаше благодеяний в Судный День]!»[7]
Реализуйте на практике эти наставления пророка Мухаммада, и вера ваша день ото дня будет лишь крепнуть.
Моя жизнь напичкана всевозможными сведениями, подрывающими веру во Всевышнего. Поначалу я думал, что это все тщетно и не имеет под собой твердого фундамента, но… Да простит меня Господь, в мою душу закралось сомнение. Мои соображения приводят меня к одной ужасной мысли. Я считаю, что не существует Дьявола, Сатаны, я думаю, что, по сути, Господь не имеет границ добра и зла, то есть Он является и добром, и злом. Прошу вас или опровергнуть мои мысли, или дать на них ответ, который будет являться для меня критерием распознавания всех лживых сведений, которые попадутся мне на глаза. Kрис.
Поберегите свою психику. Вам следует выбросить всю эту чушь из головы и найти свое предназначение в жизни, которое направило бы всю свободную энергию и время в нужное русло и заряжало бы вас позитивом. В противном случае, недалеко и до больничной койки. Приходилось встречать таковых. Загнав себя в психологический тупик, им бывает крайне сложно выбраться.
Работайте, учитесь, живите и глубоко дышите наконец! Попытайтесь отыскать Его в собственной душе и в результатах вашего каждодневного труда (саморазвитие, карьера, семья), и ваш вопрос для вас будет закрыт.
Я довольно часто перечитываю Коран, и при попытке увязать аяты Корана с современной жизнью меня одолевают сомнения. Конечно, не в вере, а в том, правильно ли мы, мусульмане, трансформируем законы Корана в современную жизнь. Например, есть такие виды спорта, как фигурное катание или спортивная гимнастика. Трудно себе представить, что, например, Алина Кабаева будет выступать в одеянии, согласно Шариату. Или, например, в Коране ничего не сказано про героин и кокаин, но это не значит, что его разрешено употреблять по принципу «что не запрещено, то разрешено». Мне трудно представить, что моя соседка будет гореть в Аду вечность, потому что не совершает намаз, а ведь эта пожилая женщина всегда готова прийти любому на помощь. Даже самые злостные палачи в истории человечества через некоторое время после начала экзекуции испытывали жалость к своим жертвам. Неужели Всевышний Творец с Его милостью и любовью к Своим созданиям будет наказывать целую вечность грешников, которые грешили каких-то 50–60 лет сознательной жизни? Я знаю людей, которые иногда употребляют спиртное, но в жизни сделали столько добра окружающим, что иной раз задумываешься над тем, неужели они тоже — будущие обитатели Ада? Недавно я был на концерте джазового певца, который приехал из Америки. Этот человек далек от Ислама, но после его концерта хочется жить и творить добро. Наша жизнь сегодня намного богаче и интереснее, чем то, как она предстает в понимании некоторых мусульман, которые видят повсюду лишь грех. Что вы думаете по этому поводу? Исмаил.
Полезные и нужные размышления. Человек — сложное существо, его главное отличие от животных в том, что он способен на самоанализ, и это наше важнейшее качество.
Что же касается вечности, то главное — наличие в душе человека веры хотя бы на вес пылинки, а также стремление к благородному, праведному, созидательному; религиозная практика и умение, оступившись (любой может оступиться или согрешить), искренне раскаяться и впредь стараться не повторять эту ошибку.
Верующий человек не облачается в мантию судьи для суда над другими. Истинный Судья Тот, Кто дал жизнь со всеми ее красотами, обязанностями и определенными запретами, и в назначенный срок заберет ее для последующего (после Конца Света) воскрешения и ответа (индивидуален для каждого!) за дела и поступки. Там рассудят.
Верующий призывает к набожности в первую очередь своими делами, воспитанностью, культурой поведения, надежностью и собственными земными, реальными, конкретными успехами, то есть личным примером, а не философскими размышлениями.
Иногда так и хочется сказать словами пророка Авраама: «Господи, не делай нас искушением для людей неверующих!»[8] Так не хочется, чтобы из-за меня ругали Ислам. Не потому что я показываю дурной пример или что-то в этом роде, просто я являюсь представителем этой религии, и по мне некоторые знакомые судят об Исламе в целом. И, конечно же, по тому, что говорят о нем по телевидению. Как мне быть, что бы я ни делала, все равно виновата бываю я? Некоторые из родни не оставляют попыток «спасти» меня, как они говорят, от фанатизма и темноты, применяя даже шантаж. Как себя вести?
Почему вас шантажируют или стараются «спасти»? Может быть, на самом деле имеют место быть какие-то крайности? Вы работаете, учитесь? Хорошо ли вы учитесь (или отучились)? Почему окружающие люди именно на вас выплескивают отрицательные эмоции и забывают о свободе мнения, различности взглядов? Вы их в чем-то упрекаете? Подчеркиваете, что вы особенная, а им «гореть в Аду»?
Думаю, что причины такого отношения к вам (к нам) необходимо искать в самих себе, не попрекая и не унижая себя, а разумно анализируя, учась смотреть на себя со стороны (что очень даже непросто), расширяя кругозор, читая научную литературу по вашей специализации, а также изучая этику и психологию.
Предполагаю, что проблема состоит в неумении находить общий язык с другими, в навыках коммуникации. Каждый анализирует реальность по-своему, и у каждого она своя, а потому им сложно увидеть мир через вашу призму. Наши слова и умозаключения становятся убедительными для других лишь после наших серьезных личных земных достижений, в реализации которых нам помогает и религиозность, обязательность пред Богом. Для немалого числа мусульман религия сегодня превратилась в возможность уйти от насущных проблем и скоростей современного мира, для кого-то из них — в возможность заявить о себе, ничего серьезного в жизни не добившись. Много «настоящих» мусульман развелось в Интернете, которые учат других «что халяль, а что харам», но которые сами глубоко несчастны, в большинстве своем неудачники по жизни и нахлебники, тунеядцы. «Крики с пеной у рта» и «проповедование чистого Ислама» в Интернете, в соцсетях помогают их самооценке не упасть ниже критического уровня, граничащего с алкоголизмом, наркоманией или суицидом.
Что же касается образа Ислама в СМИ, то за преступление должен отвечать преступник, а не люди, чьими ценностями и идеалами слепой фанатик или продажный агент прикрывается.
Надеюсь, политики и СМИ со временем будут думать, прежде чем невзначай или ради «общего блага» публично оскорблять или унижать миллионы умных, а главное — неповинных и непричастных к преступлениям людей[9].
Известно, что человек сам не может себя наставить на путь истинный, это происходит только по воле Всеведущего и Всезнающего, проявляющейся в соответствии со справедливостью Творца и милостью, по результату дел, стараний и устремлений человека. Как, какими словами можно просить Аллаха о том, чтобы Он не оставлял человека наедине с самим с собой, наставил его сердце и очистил разум? Г.
Например, словами: «Раббанэ, ля тузигъ кулююбэнэ ба‘да из хадайтэнэ, вахаб ляна мил-лядункя рахма, иннакя антэль-ваххааб» (Господи, не сведи с пути истинного сердца наши после того, как Ты наставил их на этот путь. Даруй нам милость Свою, воистину, Ты — безмерно Дарующий)[10].
Я верю в Бога и хочу принять Ислам, но есть проблема: я не вижу себя (после принятия Ислама) читающим намаз, выплачивающим закят, хотя вера есть. Получается, что я не могу назвать себя мусульманином? Могу я жить только с верой, не соблюдая религиозной практики? Хотя я знаю, что это неправильно. Слава.
Сделайте первый шаг, а о том, что же там будет дальше, не стоит излишне думать. Если Всевышний пожелает, то Он благословит вас и на последующие шаги (ради вашего же мирского и вечного блага), как благословил и на первый — становление мусульманином.
Всему свое время, затормаживать его или торопить не стоит. Следует идти в ногу с ним.
Я 35 лет замужем за неверующим в Бога человеком. Всю жизнь молю Аллаха о прощении, дочка приняла Православие. Для меня это было тяжелым ударом. Простит ли меня Всевышний за это? Зухра.
Милость Творца и прощение Его безграничны. Отчаиваться в проявлении Его милости недопустимо. В Коране сказано: «О рабы Мои [о люди; о близкие ко Мне своими устремлениями и делами], бывшие расточительными по отношению к себе [ко времени, возможностям, в том числе возможности уверовать, и иным Божественным благам, которые в огромном количестве даровались и даруются вам][11]! Не теряйте надежды на милость Аллаха (Бога, Господа) (не отчаивайтесь в Его милости)! [Если вы искренне возвращаетесь к Нему своими благими помыслами и поступками, раскаиваетесь, Он не отвергнет вас!] Поистине, Аллах (Бог, Господь) может простить все грехи[12]. Он, воистину, — Всепрощающ и Всемилостив» (см. Св. Коран, 39:53).
Каким образом, какими методами, по вашему мнению, можно улучшить жизнь мусульман в нашей стране? Ильяс.
Прослушивайте аудиопроповеди на нашем сайте umma.ru, просматривайте исследования, и вы поймете.
Одна из проблем — лень, которую мы не можем преодолеть. Хотим получить все и сразу, не приложив должных усилий и стараний, не потратив годы. Так и жизнь пролетает: в суете бесцельных и воздушных передвижений, болтовни и пустяковых философских размышлений.
У меня очень рано умер отец. Он был мусульманином, моя же мама христианка. Она не желает менять свою религию. Я все больше задумываюсь о том, каким образом помочь маме. Она верит в Бога, признает Его Единым, т. е., в отличие от большинства христиан, она верит только в Бога, не обожествляет Марию и Иисуса, не ходит в церковь, считает, что ей не нужен посредник с Богом. Я читала хадис, в котором говорится о возможной помощи детей своим родителям после их смерти. Я прошу Аллаха простить грехи моего отца, но как быть с мамой? Я очень хочу ей помочь, есть ли способ? Лейла.
Молитесь за нее и совершенствуйте себя в житейской мудрости и высоконравственности, в чем помогает чтение умных книг и общение с опытными людьми. Нужно многое пройти, немалого достичь, прежде чем к тебе начнет прислушиваться представитель старшего поколения, тем более — один из родителей.
Я — христианка. Хочу в скором времени принять Ислам. Как правильно сделать так, чтобы родители, родственники и друзья нормально восприняли мое решение? Просто скрывать я бы не хотела. Анастасия.
Изменять не столько форму, внешний облик или лексикон, сколько суть, состояние души; воспитывать в себе силу духа, но не слепую и фанатичную, а гибкую и проницательную.
Ваша душа украсиласть чудесным ожерельем веры, и от вас потребуются определенные усилия, усидчивость, жизненная стойкость, высоконравственность, образованность, самосовершенствование, терпение, самоотдача, искренность, беззаветная любовь к родным и близким, дабы чарующее сияние вашего ожерелья раскрывалось все ярче и ярче, зарождая в сердцах ваших родителей, родственников и друзей огоньки жизнелюбия и счастья. Этот путь порой омрачают два нехороших человеческих качества — зависть и непонимание. Но если вы будете двигаться постепенно, шаг за шагом, проявляя гибкость и проницательность, о чем я писал выше, то, уверен, вам не только не придется что-то скрывать, наоборот, вам предстоит объяснять и делать очень многое, чтобы поделиться со страждущими знаний и ищущими новых духовных свершений. Амин.
Я живу вместе с сестрами-мусульманками в одном доме и совершенно не знаю их языка. Когда мы все собираемся на кухне, они говорят на своем языке, я при этом чувствую себя очень дискомфортно, порой это меня сильно обижает. Все мои просьбы безрезультатны. Некоторые даже специально говорят на родном языке, чтобы я не понимала. Есть ли какой-то хадис по этому поводу? Мне иногда хочется все бросить, упаковать вещи и снять отдельную квартиру. Но я понимаю, что мне будет сложно жить одной в немусульманкой стране. Может быть, это просто мой эгоизм? Как мне себя вести в подобных ситуациях?
Безусловно, при разговоре на непонятном для вас языке создается внутреннее ощущение, что люди выталкивают вас из их круга общения. Но меняться необходимо вам. Когда изменитесь вы (своим внутренним восприятием, а не равнодушной внешностью), тогда, по милости Всевышнего, изменятся и они.
Прекрасно изрек один из мусульманских мыслителей-богословов: «Кто способен подмечать и отмечать хорошее, положительное в том, что его окружает, тот хорошо мыслит, думает (видящий мир в светлых тонах является таковым и изнутри). Кто же хорошо мыслит, тот почувствует прелесть жизни». У верующего много предпосылок и канонических побуждений быть таковым.
Реплика. Вы ответили, что меняться необходимо мне. Я знаю, что являюсь еще очень «молодой» мусульманкой. Теоретически я знаю, что значит вырасти верой, но в практическом плане я, видимо, в чем-то допускаю ошибки. Я читаю хорошие книги, книги известных богословов, стараюсь мыслями и действиями отдаляться от греховного, соблюдаю пост не только в месяц Рамадан, читаю ду‘а и учу суры, слушаю ваши проповеди. Но плохие мысли я не сама в себе порождаю, а сестры своим поведением толкают к ним. Видит Бог, я стараюсь думать и реагировать положительно, но иногда нет сил.
- Что вы посоветуете мне в моем духовном росте? Возможно, что это смешно звучит, но как мне над собой работать?
- Стоит ли мне выехать и жить одной?
1. Читать книги и молитвы — это одно, а вот положительное восприятие даже очень отрицательных (на первый взгляд) ситуаций; искреннее чувство любви ко Всевышнему и людям, благодарность за то, что все так, как оно есть, — уже совсем другое.
Правнук пророка Мухаммада, ‘Али, получивший прозвище Зейнуль-‘абидин, изрек такие слова: «Есть люди, которые поклоняются Всевышнему из-за боязни. Поистине, это — поклонение рабов. Другие поклоняются Богу, желая награды. Это — поклонение торговцев. Но есть те, которые поклоняются Ему из любви и благодарности. Воистину, это — поклонение избранных и свободных людей»[13].
Этого уровня не достичь просто так — «захотел и получил». Именно мудрый анализ окружающих нас обстоятельств и работа над собою (каждодневная самодисциплина — видеть хорошее, положительное, игнорировать плохое, отрицательное), умение смотреть на себя со стороны и видеть свои ошибки, вот то немногое, что помогает нам в достижении данной цели по милости Творца.
2. Я бы советовал вам остаться и выучить десяток ключевых фраз из их языка. Благополучно пройдя (по милости Всевышнего) через сложившуюся ситуацию и растопив весь негатив, накопившийся в вас к соседкам, вы можете очень здорово духовно и личностно подрасти, и тем самым установить на будущее прочный фундамент умения находить общий язык с любым и при любых обстоятельствах. Любовь к Богу пробуждает в сердце пламя веры, которое удаляет негативные впечатления, мнения или мысли. Достигнув этого, человек не становится гарантированно навсегда таковым, но именно в эти периоды он отдыхает душою и испытывает счастье.
Реплика. Хотела бы ответить на вопрос девушки, которая писала, что соседки при ней общаются на непонятном языке, и спрашивала о хадисе, где бы говорилось о вреде перешептываний. Так вот, у аль-Бухари и Муслима приводится следующий хадис. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если будете втроем, пусть двое не перешептываются втайне от третьего, пока вы не присоединитесь к другим людям, ибо это огорчит его».
Этот хадис намеренно не был приведен в ответе. Он сработал бы на укрепление критичности взгляда спрашивающей на девушек, что в данном случае крайне неуместно, так как они являются ее соседками, о хорошем и уважительном отношении к которым в хадисах и аятах говорится намного чаще и с большим акцентом. Но если уж вы решили цитировать данный хадис, то привожу его богословский перевод смысла. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если вас трое, то пусть не перешептываются двое, игнорируя третьего, пока не смешаются с другими людьми, ведь это [когда их лишь трое и двое игнорируют третьего] может опечалить его [он будет чувствовать себя чужим, а потому подобное общение — когда двое из собравшихся перешептываются неслышно для третьего и не вводят его в курс дела — не соответствует этике поведения верующего]»[14]. У Ибн ‘Умара, одного из передавших данный хадис[15], уточнили: «А если четверо?» Он ответил: «Это [общение двоих] не навредит»[16].
Перешептываться нельзя, но это их грех, и не нам их судить. А вот хорошо относиться к соседям — это призыв к вам лично, прислушавшись к которому и реализовав на деле, вы кардинально можете изменить ситуацию. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Наилучшим образом относись к соседу [кем и каким бы он ни был!], станешь верующим [твое вежливое, уважительное отношение к соседям, представителям разных культур и национальностей, является подтверждением наличия в твоем сердце веры в Бога, наличия постулатов веры]; люби для людей то, что любишь для себя (искренне желай им того, что желаешь себе) [например, если хочешь, чтобы другие относились к тебе с уважением, начни сам с уважительного отношения к ним], тогда [если это будет твоим неотъемлемым качеством], ты станешь [настоящим] мусульманином [покорным Богу, а не своим эмоциям или капризам]»[17]; «Если соседи твои говорят о тебе как о хорошем человеке [рассказывая о тебе другим], то ты являешься таковым. Если они говорят о тебе как о плохом человеке, то именно таким ты и являешься [а потому относись к соседям благосклонно, какими бы они ни были[18]. Это воспитает в тебе добрые манеры верующего человека и облагородит]»[19].
«Спроси свое сердце, даже если люди тебе что-то посоветуют»[20] — это слова пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), на которые вы часто ссылаетесь. Объясните, пожалуйста, как спрашивать сердце и какой должен быть ответ?
Согласитесь, было бы странно, если б вы начали спрашивать у своего желудка, хочет он есть или нет, и еще более удивительным был бы его ответ. Все гораздо проще: желудок посылает сигналы к головному мозгу о том, что он пуст или полон, а сам человек уже соответствующим образом на это реагирует. По такому же принципу функционирует здоровое сердце (душа), оно производит постоянный мониторинг морально-нравственного состояния, реакций и действий человека, «говоря», что правильно, а что ошибочно. А человек либо «прислушивается», либо… Так примерно и происходит безмолвный внутренний диалог у каждого из нас. Надеюсь, со временем вы сумеете уловить ту частоту, на которой вещает ваша душа, сердце. Желаю успеха!
Хочу поделиться одним странным впечатлением. Дело в том, что моя племянница учится в четвертом классе. У нас в стране в учебники для этого класса включили некоторые известные хадисы. Как-то за ужином она мне рассказала наизусть несколько коротких изречений. Эти хадисы были об утрате знаний, о признаках лицемеров, о злословии, сплетнях и т. д. У меня почему-то появилось непонятное смятение в душе, и я спросил, понимает ли она значение этих фраз. Она ответила на уровне своего детского восприятия: «это есть хорошо, а то — плохо», но общий смысл был понят ею правильно.
После я долго испытывал эти смятения, и в конце понял, что мне было просто стыдно перед Богом и, может, перед ней тоже. Ведь все эти прегрешения имеют место быть в моей повседневной жизни. И ведь не раз я читал, слышал эти хадисы. Ну почему же именно хадисы из ее уст меня поразили? Может из-за того, что она еще не успела совершить эти грехи? Интересно, не так ли? Kayum.
Полезное наблюдение. Неспроста говорят: «Устами ребенка глаголет истина».
Я недавно поступил в вуз. Познакомился с очень интересными людьми. И, знаете, у меня появилось огромное желание призвать их всех к Исламу, но я слишком слаб. Слаб знаниями о своей религии. С чего посоветуете начать? У меня есть огромный плюс — меня очень уважают. Иса.
Будьте более реалистичны и критичны к себе, не завышайте самооценку. Соглашаясь с тем, что вы такой хороший и что потому вас уважают, вы можете потерять этот уровень, данную характеристику пред Всевышним. Потеряв окончательно (если не предпримете меры) пред Ним, вы в скором времени потеряете и перед ними. Пусть уважают, это не главное. Главное — рост и отсутствие личностного регресса, лишь строгая ежедневная самодисциплина (умнее, сильнее, набожнее) и работа над собою.
Не объясняйте словами красоту Ислама, а станьте ее олицетворением: учеба на «отлично», увлеченность тем, что поможет в будущей профессии, воспитанность, тактичность, сдержанность, эрудированность; отсутствие очевидных грехов (сигареты, алкоголь, прелюбодеяние, клевета). Серьезно продвинувшись в течение года-двух, вы сможете многое для себя понять и уяснить, а в итоге и объяснить другим. И учтите, рост подразумевает не пять лет учебы в университете, а всю вашу жизнь. Выберите правильную скорость, это не стометровка. Не выдохнитесь не первом километре!
Вы много пишете о качествах мусульманина, каким он может и должен быть. И если я правильно поняла, Ислам прививает прекрасные черты характера к имеющимся. Очень тяжело осознавать, что ты все время делал, говорил не так, и тяжело, отбросив старое, принять новое. Разумом понимаешь всю важность этого и веришь. Старое мировоззрение не хочет отпускать, держит крепко, и его изменение напоминает отдирание прилипшей к ране ткани. Что вы посоветуете? Как вести себя, когда, узнавая новое, хочется уже с первых шагов делать все последовательно и правильно? Как определить, что для тебя важнее в самом начале пути? Я напоминаю себе человека, которому нужно многое унести, а вокруг него все разбросано, и он не знает, с чего начать, и сумеет ли он унести то, что взвалил себе на плечи. Простите за сумбур. Это просто крик души.
Выверение жизненных взглядов, целей, мыслей (для этого нужно внимательно читать умные книги и общаться с опытными людьми). Систематизация дел, устремлений (план на день, месяц, год и его корректировка). Обкатка механизмов эффективного решения как самых мелочных, так и жизненно важных вопросов, требующих молниеносного реагирования. Все это определенный талант, но… талант, как известно, — это на 80% усердный труд.
Начните с малого (каждодневная гимнастика; полный порядок на рабочем столе, в личных вещах и на экране вашего монитора), и не старайтесь охватить сразу все. Прививайте одно положительное качество и не оставляйте его без внимания, пока оно не станет неотъемлемой вашей чертой, которую замечают и подчеркивают даже окружающие вас люди, сослуживцы или друзья. Когда оно (новое благородное качество в поведении, во внутреннем отношении, сосредоточенности или самодисциплине) станет частью вас, останется только не терять его. Хорошим помощником во всем этом является обязательная молитва и обязательный пост.
Я соблюдающая мусульманка, стараюсь следовать своей религии. Проблема в том, что, видит Аллах, сердце мое наполнено постоянным страхом за себя, за родных, за людей, которым не могу помочь; страх этот бывает даже без веской причины: открываешь глаза утром, и от страха, от пугающих мыслей холодеют конечности, болит голова. После намаза читаю молитвы, но такое состояние меня полностью не отпускает. Есть ли дополнительный намаз для покоя в сердце, есть ли ду‘а от беспричинного страха? Ангелина.
Это нездоровые чувства. Не обращайте на них внимания. При первом их появлении найдите себе отвлекающее занятие.
Если вы будете продолжать в том же духе (заострять внимание на страхах и негативах), то эти мысли могут разрушить вашу психику, подобно компьютерному вирусу, постепенно уничтожающему программное обеспечение.
Спасение — (1) заниматься своими делами, не обращая на эти страхи ни малейшего внимания, (2) каждодневная активная физическая нагрузка (по 45 минут в день, к примеру) и (3) чтение книг по психологии (из моих книг рекомендую прочитать все книги по триллионерной тематике). Кстати, предстоящий день у вас должен быть расписан уже с вечера, что будет препятствовать проникновению этих страхов-вирусов в ваш новый день.
Воззвать к Всевышнему можете такой мольбой-ду‘а: Аллаахумма иннии а‘уузу бикя миналь-хамми валь-хазан, валь-‘аджзи валь-кясаль, валь-бухли валь-джубн, ва даля‘ид-дейн ва галябатир-риджааль (О Господи, я удаляюсь с Твоей помощью от беспокойства и печали, от немощности и лени, от скупости и трусости, от бремени долга и людского притеснения).
Я знаком с вашими работами давно. Я читал несколько ваших книг и слушал ваши проповеди. У меня есть проблема: мои родители вечно ссорятся из-за того, что у отца есть женщина на стороне. Эта проблема мучает меня с детства. Я не знаю, что делать. Когда я думаю об этом, у меня голова болит. С детства я помню постоянные ссоры родителей, я чувствую себя неполноценным и психически неустойчивым. Если так будет дальше, они разведутся, и мои братья и сестры вырастут без отца. Я не вмешиваюсь в их разбирательства. Уважаемый Шамиль, что мне делать дальше? М.
Что делать? Перестать сетовать на жизнь, удалить от себя всякую вялость, мысли о неполноценности. Работать над собой, превращаясь в цельную[21] и целеустремленную личность. Мусульманину быть хлюпиком[22] в наше время — непозволительная роскошь.
Что же касается родителей, то периодически после очередной обязательной молитвы-намаза умиротворенно и спокойно молите Всевышнего о сохранении целостности вашей семьи и возрождении чувств любви и взаимопонимания меж вашими мамой и папой, о пробуждении в их сознании благоразумия.
Ничто плохое, как и хорошее, не вечно в этом мире. Вам пора брать себя в руки и строить свою счастливую жизнь. Начните (1) с написания сценария жизни (вам в этом поможет моя книга «Триллионер думает»), уделив черновому варианту сценария не более недели, и (2) со строгого распорядка дня «24/7». Никогда не вините родителей в своих проблемах, промахах или неорганизованности. Их опыт должен стать для вас хорошим уроком, чтобы вы подобного не повторили в вашей семье. Пора начать ковать собственное счастье умом, трудом и строгой самодисциплиной!
Порицается ли изучение других религий, даже если многое в них внешне противоречит Исламу, таких как индуизм, буддизм, христианство и т. д., естественно, не в ущерб изучению Ислама? Мне нравится выявлять истину в различных ее проявлениях в разных ценностных системах, и тем самым более глубоко понимать свою веру. Я со многим соглашаюсь (все-таки мудрость и истина имели различное проявление на Земле), хоть и стараюсь придерживаться исламской традиции. Лейла.
Процесс постоянного самообразования обязателен для мусульманина и мусульманки. Правильно расставляя приоритеты важно изучать как первостепенное, так и второстепенное. Верующий должен стремиться к всестороннему развитию, делая акцент на фундаментальных науках, обществообразующих сферах, познании себя и приобщении ко всему тому, что способствует его мирскому и вечному благополучию и счастью.
Я стала соблюдать нормы Ислама около года назад, точнее стараться соблюдать. Конечно, сразу столкнулась с трудностями. Но я старалась, я очень старалась. Последний месяц-полтора происходит что-то страшное, я пропускаю намазы, слишком много болтаю. Я каюсь, причем совершенно искренне. Покаюсь, поплачу от души и через пару дней все по новой. Я не хочу так! Помогите мне разобраться в себе и в сложившейся ситуации.
Ничего страшного. Вы шаг за шагом идете к тому, чтобы определенный морально-нравственный облик и обязательность в религиозной практике стали частью вашей сути, вашей жизнедеятельности, вашего привычного поведения и ежедневного расписания. Главное — не стоять на месте. Оступившись раз, не отчаиваться, а продолжать свой путь. Не мучайте себя домыслами и постоянными упреками. Просто вставайте и идите. Придет время, и набожность, обязательность, целеустремленность а также самодисциплина станут чем-то обыденным и естественным для вас. Тогда начнется этап сохранения этого за собою. Ведь теряя бдительность, человек может не только совершить аварию или потерять кошелек, но и растерять человеческую честь, достоинство и благородство.
Можно ли совершить грех с намерением потом его искупить? Прощается ли такое? Расул.
Глубины и формы душевных состояний ведомы только Творцу, Господу миров. В Судный День все скрытое станет явным, вот там и посмотрим.
Недавно с Божьей помощью устроился на хорошую работу, со всеми коллегами хорошие отношения, кроме одной. Она на меня злится, всячески пытается унизить. Недавно попросила у меня материал — лист с данными, я ей протягиваю его, а она стоит рядом и говорит: «Положите на стол, я возьму», то есть из рук в руки брезгует. Ну, я ей по всем канонам Ислама — игрушку плюшевую на следующий день подарил (добром на зло), она не взяла, обозлилась, чуть ли не матом. Поймите меня, мне с ней еще работать и работать, а она меня не переносит. Что делать? Рустам.
Ее зло никак не воспринимайте и не реагируйте на это, будто бы ничего и не было. Возможно, она завидует вам или влюбилась в вас. Но пусть вам никакого дела не будет до ее оскорблений или наносимых обид. Таким поведением она унижает только саму себя, и все сотрудники это хорошо понимают. У нее есть проблемы, но не вам их решать. То есть — не реагируйте и не замечайте. Занимайтесь своей работой, излучая пожелание добра и блага другим.
Я хочу принять Ислам, однако дело в том, что, живя в Узбекистане и не зная узбекского языка, не знаю, к кому обратиться со своей просьбой. Можете ли вы мне посоветовать, с чего начать? Нодир.
Не тревожьтесь, ведь верить так легко и естественно, веру не могут ограничить ни языки, ни территории. Вера бесконечна и вечна, но вместе с этим, человеческое сердце — тот сосуд, который способен вместить это огромное, прекрасное, величественное чувство.
В духовном росте будьте последовательны и постепенны.
Мой брат сильно болеет, болит у него душа. Раньше он был богобоязненным мусульманином, много читал Коран, молился и, как он рассказывал, видел во сне пророков, приблизился к Богу. Но после того как он поступил в университет, его стали одолевать плохие мысли (куфрские), от которых он и сейчас не может избавиться. По его словам, они стали его неотъемлемой частью. Потом он стал соглашаться с ними и в конце концов стал кяфиром (безбожником). Я сам не могу понять, как такое возможно. Он очень хочет раскаяться и исправиться, но как только он кается, приходят эти мысли и он опять сдается, что повторялось многократно. Это, наверное, уже привычка, от которой никак не может избавиться, но очень хочет. Он деградирует с каждым днем. Я искренне хочу ему помочь. Дайте совет. Ринат.
У вашего брата не душа болит, а разрушается психика («искренние» метания из крайности в крайность). Поверьте мне, это разные вещи. Ему в срочном порядке нужно выбросить все эти мысли, особенно о «кяфре-некяфре». Ни с чем плохим, что одолевает его сознание, ни в коем случае не бороться, а проходить мимо, не обращая никакого внимания. Если он не прислушается к этим советам и не натренирует себя, особенно в умении не замечать и проходить мысленно мимо, сторонясь в делах явно запретного (курение, алкоголь, прелюбодеяние) и делая в меру сил обязательное (молитва-намаз, пост), тогда постепенно потеряет управление над своей психикой и будет нуждаться в помощи врача-психотерапевта или того хуже — в госпитализации. Такие примеры я встречал и не советую запускать ситуацию, а тем более — прислушиваться к тому, у кого начался процесс разрушения психики. Он должен слушать вас, а не вы его!
К сожалению, на сегодняшний день в русскоязычном информационном пространстве очень много психологических вирусов, имеющих то или иное отношение к мусульманству ли или христианству, к сатанизму или национализму. Это своего рода сектантские мысли и размышления. Любой человек, независимо от вероисповедания или мировоззрения, может попасть (особенно в сложные жизненные периоды) под влияние этого.
Выход — проходить мимо этой информационной трясины, уметь найти себя в жизни (а точнее — создать себя трудом и ежедневной самодисциплиной, на что уйдет более 10 лет), сохранять традиции и развивать веру и нравственность, благородство, то есть исповедовать общепризнанные морально-нравственные ценности. И, конечно же, — всесторонне просвещаться. А философию, в том числе религиозную (куфр-некуфр), оставьте для тунеядцев и бездельников.
Здесь все против меня, но пугает не это: я очень боюсь стать такой же, как они, ведь если жить в том месте, где харам (запретное, то есть спиртное, сквернословие, распутство) приветствуется, то поневоле начинаешь подстраиваться под них. Да пожелает того Всевышний, я никогда не уподоблюсь им, но чувствую, что мой иман (вера) временами становится слабее. Амина.
Не боритесь, а просвещайтесь и созидайте. Ежедневная самодисциплина и труд куют вашу личность. Расширяйте горизонты мышления и восприятия. Замужество, рождение и воспитание детей, становление сильной волевой личностью, которая в свои 50 лет будет иметь не только огромный опыт воспитания четверых (или более) детей, но и начнет брать новые высоты в карьере и профессионализме. Вам следует безотлагательно насписать и после реализовать сценарий-шедевр до 95 лет. После 95-ти — множетсво внуков, правнуков и умиротворенная старость, полная радости и изобилия. Все это — очень и очень важно. И ваша набожность и религиозность должны явиться сильной в этом поддержкой и опорой!
Я пришла к Исламу полтора года назад и слава Богу! Придерживаюсь всех постов, но дома у меня не знают, что я мусульманка. Является ли это скрытие правды грехом? Меня не поймут дома и будут большие скандалы, поэтому я не говорила, но очень переживаю, и меня мучает то, что это может быть не по Исламу, хотя знаю, ничем хорошим дома это не закончится! Должна ли я признаться близким в обязательном порядке или можно это скрывать? Малика.
Для действительности вашей веры и религиозности нет никакой необходимости открыто объявлять об этом. Говорить о том, что вы стали мусульманкой или не говорить, — ваше личное дело. Что же касается «переживаний», то предполагаю, что они навеяны вашей молодостью. Не переживайте, все у вас будет хорошо. С легкостью и искренностью двигайтесь к большему и лучшему; письменно выстройте план духовного, интеллектуального, материального роста и семейной интеграции (когда вы станете легко понимать членов своей семьи, и они вас с такой же легкостью будут воспринимать) на последующие месяцы, годы. «Мы нередко относимся снисходительно к тем, кто тяготит нас, но никогда не бываем снисходительны к тем, кто тяготится нами» (Ф. де Ларошфуко).
Вы никого не обманываете, никому не причиняете зла, а, наоборот, с учетом современного «информационного терроризма» не хотите ввергать родных в безосновательные и никчемные беспокойства.
Настоящая вера больше ведет диалог с разумом, нежели с эмоциями.
В реалиях современной жизни непопулярно и непрактично быть скромным. Каково отношение Ислама к скромности и стыду?
Пророк Мухаммад говорил:
— «Скромность и вера — чета (две неразрывные части; сопряжены друг с другом). Если удаляется одно, то за ним следует [удаляется из человеческой сути] и второе»[23];
— «В скромности — только благо»[24];
— «Скромность (стыд) приносит человеку благо и только»[25];
— «Скромность [проистекает] от веры, а вера [ведет человека] в Рай. Непристойность (бесстыдство) [проистекают] от черствости (грубости), а эти качества [ведут человека] в Ад»[26];
— «Кто скромен пред Аллахом (Богом, Господом) [скромен из трепета пред Творцом, а не ради угодничества людям, комплимента или земного блага], того Господь поднимает [повышает в степени][27]; а кто кичится (важничает, много мнит о себе) [дает полную свободу своей самодовольной гордыне], того Господь [рано или поздно] ставит на место [понижает в степени пред Собой]»[28].
— «Если человек [искренне] проявляет скромность пред Аллахом (Богом, Господом) [а не в угоду кому- или чему-то], тогда Господь непременно возносит его [на более высокие уровни набожности и благочестия; открывает перед ним новые возможности, земные и вечные]»[29].
Даже эта незначительная часть хадисов указывает на важность скромности как неотъемлемой части нравственного облика и этики верующего человека.
Также приведу несколько коранических строк, которые дополнят портрет мусульманской скромности:
— «[Человек!] Не ходи по земле высокомерно (надменно) [разумно соизмеряй свои возможности и тот мир, что окружает тебя:] ты, поистине, никогда не сделаешь сквозного отверстия в земле [не хватит ни сил, ни технологий] и высоты гор тебе никогда не достичь [ты ограничен в росте, да и строительные сооружения, равные по высоте самым высоким горам[30], тебе не построить]» (Св. Коран, 17:37);
— «Рабы Всемилостивого [набожные люди, устремленные к Богу] — это те, (1) кто ходит по земле смиренно (скромно) [легко, воспитанно, уверенно, без кичливости и пафоса, на практике ощущая всеведение Творца], (2) а когда обращаются к ним с речью невежды [оскорбляют, необоснованно критикуют, нахально разговаривают], отвечают: «Мир [вам]! (Ступайте с миром!) [Нам не о чем говорить, нечего делить, нет желания тратить время и силы на то, что может опустить в зловонное болото греха]» (Св. Коран, 25:63).
— «Не искривляй свое лицо перед людьми (не делай гримасу отвращения, брезгливости) и не ходи по земле самодовольно (кичливо). Поистине, Аллах (Бог, Господь) не любит всякого надменного (высокомерного) и горделивого (хвастливого). Будь умерен при ходьбе и не повышай голоса! Поистине, самым отвратительным из голосов является [тот, что подобен] крику [безумных] ослов» (Св. Коран, 31:18, 19).
Как вы поняли, скромность с точки зрения Ислама не подразумевает вялость, заторможенность, нерешительность и бездеятельность. Ведь жизнь по обыкновению жестка и бескомпромиссна.
В детстве, когда мне было около пяти лет, со мной произошел такой случай. Я бегал по двору и, увидев маленького котенка, погнался за ним и больно ударил его палкой, отчего котенок стал извиваться и громко мяукать. Увидев это, я ужаснулся и начал в истерике плакать. Я тогда думал только о том, лишь бы этот котенок выжил. Через несколько минут, успокоившись, котенок побежал дальше, и я почувствовал облегчение. Естественно, что в таком возрасте дети не имеют никакого понимания веры, и вероятно «сработало» заложенное Всевышним чувство сострадания. Но тогда же, в детстве я видел, как дети более старшего возраста гонялись за кошками, стреляли в них из рогаток и т. д. Думаю, что вы согласитесь с мнением, что сострадание или жестокость, так же как и многие черты характера, заложены в нас с рождения, и поступки, совершаемые нами, во многом зависят от этого заложенного. В связи с этим вопрос: одинаково ли будет спрошено в Судный День за содеянное с людей, в которых с рождения было заложено добро или зло в большей или в меньшей степени? Абакар.
Какая участь ждет каждого из нас, ведомо только Господу миров. Что касается «заложено зла или добра в большей или в меньшей степени», то я с вами не совсем согласен. Насколько мне видится, Коран и Сунна говорят нам о том, что большинство людей появляются на свет с одинаково заложенными в них качествами и характеристиками, в совокупности все усреднено, в определенной степени пропорционально. А вот уже в зависимости от воспитания, обстоятельств, в которых они живут, в зависимости от намерений и фактических поступков в человеке что-то развивается в большей степени, а что-то остается недоразвитым. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Каждый младенец появляется на свет с естественной верой [в Бога, заложенной в него изначально], и это до того момента, пока он не начнет излагать (выражать) свои мысли языком (самостоятельно). Родители же воспитывают его в духе или иудейской традиции, или христианской, или языческой [то есть родительское воспитание вносит значительный вклад в формирование религиозных устоев и норм, правил и принципов нового человека]»[31]. То есть одну из главных ролей в раскрытии потенциала нового человека и приобщении его к определенной традиции играют именно родители.
Человек не может быть идеален, но он обязан стремиться к лучшему, должен научиться регулировать зло и развивать в себе добро и благородство.
В общем контексте приведу следующий хадис: «Силен не тот, кто побеждает в борьбе, а тот, кто управляет собою (умеет совладать с собою) в порыве гнева»[32], то есть чувство гнева может охватить любого, важно умение регулировать его, через что и складывается мозаика подлинного облика человека.
Мусульманские ученые поучительно заметили: «Что может быть прекраснее веры, украшенной знаниями? А лучше, когда знания украшены делами и праведными поступками. А наилучшее, когда дела и поступки украшены добротой и доброжелательностью».
Каждый согласится с правотой этих слов, внутренним чутьем поймет, что они верны, но много ли тех, кто применит это в своей жизни?!
Кстати, что касается «в большей или в меньшей степени», то, к примеру, ученые, занимающиеся культурой речевого поведения, говорят: «Человеку конкретный язык дан не от природы, он овладевает им в процессе коммуникации; генетически ему дана только языковая способность (competence), а не ее реализация (performance). Поэтому если ребенок с детства находится в стилистически чистой среде, в его речи ошибки встречаются крайне редко»[33].
В то же время каждый человек уникален и индивидуален, и с учетом этого, возможно, и будет вершиться Суд. И только Всевышнему ведомо все.
Как быть, если меня мучают мысли о том, что у меня ничего не получится ни в учебе, ни на работе, ни в браке? Я религиозна и делаю все, что должна делать, но эти навязчивые мысли просто меня убивают. Есть ли ду‘а от подобных мыслей? Ан.
1. Не обращать на них внимания, игнорировать. 2. Стараться видеть свои, пусть даже незначительные достижения и успехи, отмечать для себя маленькие победы. Замечая их, благодарить Всевышнего. 3. Не терять из виду жизненные цели и задачи. Усердно и до победного конца работать с тем, что приоритетно.
Я новообращенная мусульманка. Ислам нам с мужем открыли наши друзья. Я слушала их рассказы с упоением и радовалась тому, что, наконец, нашла ту верную дорожку, которую пыталось найти мое сердце. Первый мой намаз прошел с огромным трепетом. Далее — все спокойней и уверенней, и, конечно же, с любовью к Господу. Для меня не составляло труда вставать утром и делать утренний намаз. Я потихоньку учила дополнительные суры, читала аят «аль-Курси» и каждый день старалась слушать ваши аудиопроповеди. Они очень помогают собраться, набраться терпения, усердия, удалиться от лени и совершения грехов. К сожалению, к словам благодарности я хочу также добавить слова о помощи. Дело в том, что после наступления первого дня хайда (менструации, регул) и вынужденно не совершенного намаза, я почувствовала страх, дискомфорт. За эти несколько дней я успела совершить массу мелких грехов, от которых не могла отказаться и на которые меня что-то толкало с удвоенной силой. Все те же друзья поддерживали меня, советовали просто читать аят «аль-Курси» или хадисы. Но я не могла себя заставить взять книгу в руки, слова «аль-Курси» все перепутались, лень было даже открыть сайт с вашими проповедями. Я ждала того момента, когда снова смогу сделать намаз и обрести утраченное спокойствие. Но мое разочарование было сильнейшим, когда этот момент наступил. Я делала намаз сбивчиво, мысли куда-то убегали, было желание поскорее завершить намаз и заняться своими делами. Так продолжается уже неделю и с каждым днем все хуже и хуже…
Вы взяли первую планку в своем личном духовном развитии, почерпнули большой объем информации, пребывали в восторге и эйфории. Теперь же вы остановились на следующем рубеже — «осознанности и проявления воли». Ничего негативного в том, что происходит с вами, нет. У вас все в порядке, вы лишь стоите перед новым подъемом, по преодолению которого для вас раскроются новые прекрасные грани веры. Не стойте на месте, не отягощайте себя додумыванием и тяжелыми мыслями, не усложняйте религиозную практику. Подпитывайте свою веру красотой и благородством каждого дня жизни, не ограничиваясь внешними атрибутами.
1. Почему некоторые мусульмане пытаются навредить человеку, который им не нравится, оклеветать его, зная, что клевета в Исламе порицаема? 2. Как обращаться с мусульманами, которым ты хотел помочь, но они тебя неправильно поняли и оклеветали?
1. Тем самым Всевышний помогает этому человеку (кого хотят оклеветать, в чей адрес клевещут) встать на ноги, укрепиться в личностном росте, развитии и двигаться вперед не останавливаясь. Своими планами, делами и строгой ежедневной самодисциплиной нужно быть значительно выше козней завистников и недругов. Они должны стать дополнительным источником активного движения вперед. Поверьте, эта рекомендация дана из огромного личного опыта.
2. Сделать добро и забыть об этом навсегда, продолжив восхождение к новым вершинам земного и вечного.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Пророк Мухаммад сказал: «То, что повелел я вам, — совершайте настолько, насколько вы в состоянии [в меру сил и возможностей; вынужденные ситуации включают послабления], а то, что запретил [все то, что относится к явно запретному], — оставьте, удалитесь от него [и без компромиссов]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 4. С. 84; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 529, хадис № 412–(1337); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 139, 140, хадис № 2/1273 и пояснение к нему.
[2] Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1904, хадис № 6021; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 130, хадис № 18/134.
[3] Хадис от Абу Зарра; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1054, хадис № 144–(2626); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 4. С. 1336, хадис № 1894.
[4] Хадис от Абу Мусы; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 338, хадис № 5464, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 430, хадис № 1445; там же. Т. 4. С. 1904, хадис № 6022; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 4. С. 392, хадис № 1445, а также т. 13. С. 549, хадис № 6022.
[5] Мусульманские богословы относят это к категории лишь желательного. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 121.
[6] Хадис от Абу Зарра; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 284, хадис № 84–(720); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 120, хадис № 2/118; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 68, хадис № 956.
Также см., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийа, 1999. С. 156, хадисы № 1285 и 1286, оба «сахих».
[7] Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 389, хадис № 53–(1006); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 91–93, хадис № 53–(1006) и пояснение к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 121, хадис № 4/120.
[8] Св. Коран, 60:5.
[9] Такое особо ощущалось в России в конце ХХ — начале ХХI веков. В 2008 году, после очень важного выступления президента РФ, произошла серьезная перезагрузка, и власть, работники СМИ поняли (по крайней мере глубоко задумались), что мы, 140 миллионов граждан России, являемся гражданами многонационального и многоконфессионального государства, и этой нашей самобытности более 1000 лет!
[10] См.: Св. Коран, 3:8.
[11] А ведь на самом-то деле, в жизни каждого из людей бывают разные по достатку, здоровью, а также позитивности, одухотворенности, праведности, устремленности этапы и периоды. Человек изменчив, но важно, к чему он в итоге возвращается, где ищет свое истинное прибежище.
[12] Известный толкователь Корана Ибн Кясир пишет: «Этот аят — призыв ко всем грешникам, будь то безбожники или иные, к покаянию и мольбе о помощи, обращенной к Богу. Данный аят — сообщение о том, что Господь миров может простить любые грехи, все до одного, тому человеку, который раскаялся в них и оставил их. И неважно, сколько их у него, пусть даже по количеству они равны пене морской. Ничто иное, кроме покаяния (раскаяния пред Богом), не может дать такого результата, ведь язычество (как и безбожие) не будет прощено, если человек не раскаялся в этом грехе при жизни». См.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 225.
[13] См.: ас-Саим М. «Зейнуль-‘абидин имам аль-хаши‘ин» [Зейнуль-‘абидин — имам набожных]. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыя, 2000. С. 35.
[14] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 58, хадис № 842, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1980, хадис № 6290; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 899, хадис № 37–(2184); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 319, хадис № 2/1601.
[15] Текст хадиса от Ибн ‘Умара см., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 57, хадис № 827, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1979, хадис № 6288.
[16] То есть если вас четверо, тогда двое могут поговорить о чем-то необходимом для них шепотом либо на непонятном для остальных двоих языке. Но перешептываться троим отдельно от четвертого — нельзя. Подробнее см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 14. С. 98, пояснение к хадису № 6290.
[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и др. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 381, хадис № 2305, «хасан»; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 36, хадис № 85; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 14, хадис № 118; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 89; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 8. С. 3236, хадис № 5171.
[18] Неважно, кто наш сосед, сослуживец или родственник, даже если он плох и невоспитан, появление его на нашем жизненном пути — Богом данное нам обстоятельство, Божья милость и чудесная возможность облагородить свой нрав и подняться на новый уровень. Уровень вдыхания красоты жизни и ощущения ее великолепия, переходящие в Божье прощение, милость и благословение на райскую обитель в вечности.
[19] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 48, хадис № 688, «сахих».
[20] Вабисо ибн Ма‘бад однажды пришел к пророку Мухаммаду (да благословит его Творец и приветствует). Пророк спросил его: «Ты пришел, чтобы узнать у меня, что такое аль-бирр (доброта, любовь; праведность, благочестие, набожность)?» Тот ответил: «Да». Пророк сказал: «Спроси свое [здоровое, привыкшее к правильным намерениям и поступкам] сердце. Аль-бирр (праведность) — это все то, к чему душа твоя, сердце относятся спокойно. А вот грех — это все то, что вызывает смятение в душе и колебания (сомнения) в груди. Даже если люди дадут тебе заключение (совет)». Св. х. Ахмада и ад-Дарими. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 432, хадис № 4/591, «хасан».
[21] Прослушайте также проповеди на umma.ru «Собрать себя из осколков» и «Собрать себя из осколков 2» (17.07.2009).
[22] Хлюпик — ничтожный, слабый и безвольный человек.
[23] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Хакима, аль-Байхакы и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, 1990. С. 234, хадис № 3861, «сахих».
Подобный хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С 235, хадис № 3867, «хасан».
[24] Хадис от ‘Имрана ибн Хусойна; св. х. Муслима и Абу Дауда. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 234, хадис № 3863, «сахих».
[25] Хадис от ‘Имран ибн Хусойна; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 234, хадис № 3864, «сахих».
[26] Хадис от ‘Имран ибн Хусойн; св. х. ат-Табарани и аль-Байхакы; от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 234, хадис № 3865, «сахих».
[27] См., например: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийа, 2001. Ч. 2. С. 216, хадис № 2443; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 522, хадис № 8605, «хасан».
[28] См., например: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. Ч. 2. С. 216. Подробнее см.: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 8. С 203.
[29] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 441, хадис № 2/603, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 496, хадис № 8120, «сахих».
[30] Высочайшая вершина на Земле — Эверест (Джомолунгма). Высота — 8846,1 метра. См.: Большой энциклопедический словарь. СПб.: Норинт, 2004. С. 351.
[31] Хадис от аль-Асвада ибн Сари‘а; св. х. Абу Я‘ля, ат-Табарани, аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6356, «сахих». Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 410, хадис № 1385; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1066, хадис № 22–(2658); Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 5. С. 410.
[32] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1928, хадис № 6114; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 464, хадис № 7577, «сахих».
[33] Зарецкая Е. Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2002. С. 9.