Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Гыбта

Предыдущий термин

Даман

Следующий термин

Да́‘ва (араб. دعوة — приглашение, призыв, пропаганда) — в религии под этим словом подразумевается призыв к вере, пропаганда Ислама.

Согласно некоторым аятам Священного Корана, призыв к вере — обязательное действие. Известно, что на протяжении всей истории человечества Всевышний отправлял к народам и цивилизациям посланника, последним из которых был пророк Мухаммад. Каждый из этих посланников был обязан призывать свой народ к вере в Него и поклонению Ему одному. Таким образом, несомненно, призыв к вере — возвышенное и почетное дело. Каждый верующий, занимающийся этим делом, считается продолжателем дела посланников, избранных самим Всевышним. Вышесказанное подтверждается аятами Священного Корана и изречениями пророка Мухаммада.

Основными целями да́‘ва в отношении немусульман являются: наставление на прямой путь, ведущий к познанию Господа, спасение от разрушительного безбожия, обретение истинного смысла жизни, заключающегося в поклонении Творцу, лишение безбожников оправдания своему неверию и др.

Да́‘ва может проводиться и в отношении мусульман. В этом случае основными целями являются: побуждение верующих к полноценному выполнению религиозных предписаний, напоминание о пагубном последствии отклонения от религии, противодействие распространению распутства в обществе, побуждение верующих к более активному вкладу в развитие религии, жизни и общества в целом.

Призывая к вере человека неверующего, рекомендуется придерживаться определенной последовательности. Так, например, первым делом, используя разного рода аргументы, нужно побудить его уверовать в существование Творца и Его единственность. После этого рекомендуется побудить его уверовать во все остальные составляющие веры (вера в истинность миссии пророка Мухаммада, во все Священные Писания, включая Коран, вера в необратимость наступления Судного Дня и т. д.). Призывая, нужно стараться учитывать особенность психотипа данного человека, его менталитет и образ мышления. В противном случае попытка призвать его к вере может на самом деле отвратить его от веры, что в реалиях современного Интернета широко распространено. Важно отметить, что каждому человеку, будь то безбожник или ярый атеист, нужно предоставить возможность на понятном ему языке познакомиться с Исламом, если он сам изъявит на то желание. Принуждение недопустимо, о чем четко сказано в Коране.

Говоря о людях, занимающихся призывом, некоторые ученые-богословы высказали мнение о том, что эта обязанность возлагается в первую очередь на имеющего высшее религиозное образование верующего человека, занимающего в обществе определенную религиозную должность, например, должность настоятеля мечети (имам). Они придерживаются такой позиции в связи с тем, что, по их мнению, обязанность да́‘ва не является обязанностью каждого верующего. Другие же ученые-богословы считают, что заниматься да́‘ва должен каждый верующий, имеющий даже небольшие познания в религии. Так, согласно их мнению, обучившийся, например, совершению молитвы-намаза должен обучить этому и другого человека.  

Человек, занимающийся да́‘ва, должен соответствовать определенным требованиям: совершеннолетие, обладание религиозными знаниями, праведность, соответствие дел и поступков словам, а также высокая нравственность.

Для достижения хороших успехов, занимаясь да́‘ва, допускается использовать различные методы и средства, не противоречащие этике и морали религии: словесная и письменная речь, публичные выступления, современные средства коммуникаций, СМИ и т. д. Кроме этого, для достижения хороших успехов, человеку, занимающемуся да́‘ва, рекомендуется придерживаться принципа постепенности, умеренности и постоянства[1].     

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Вирд // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 20. С. 320–333.

 

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic