
Хутба (араб. خطبة) — речь духовного предводителя, произносимая, например, в мечети, главная цель которой — назидание и наставление присутствующих на ней.
Хутба произносится в следующих случаях:
- перед совершением пятничной (Джум‘а) молитвы-намаза,
- после совершения праздничных молитв-намазов,
- во время совершения паломничества (хадж),
- во время бракосочетания (никях),
- после совершения молитвы по случаю солнечного или лунного затмений,
- после совершения молитвы об испрашивании дождя в связи с засухой.
Произнесение хутбы в вышеприведенных случаях не является строго обязательным действием, а в некоторых случаях, по мнению некоторых ученых-богословов, вообще может не произноситься. Исключение составляет хутба перед совершением пятничной молитвы (Джум‘а), произнесение которой — главное условие действительности этой молитвы. Кроме этого, пятничная хутба, в отличие от остальных, произносится с соблюдением некоторых столпов и требований, выполнение которых обязательно[1].
Аудио записи птяничных хутб вы можете послушать на нашем сайте umma.ru в разделе «Аудио» или в подкастах iTunes, Вконтакте, Soundcloud. А видео запись на нашем канале tvumma в YouTube.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Хутба // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 19. С. 176–189.
Разве ты не видишь, что Аллах (Бог, Господь) знает все то, что на небесах, и все то, что на земле?! Если трое тайно [от других] беседуют [секретничают между собою и уверены в отсутствии утечки информации или подслушивания], то [даже при соблюдении строжайшей секретности] Он [Господь миров] — четвертый среди них. Если их [совещающихся тайно] пятеро,
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении намаза тахият аль-масджид во время джума.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о признаках Конца Света.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о тех религиозных идеологах, кто пропагандирует неприязнь к инакомыслящим, насилие и убийство “ради Аллаха”, а также тех, кто такфирит других направо и налево, объявляя их кяфирами-безбожниками за то, что подумали, сказали или сделали что-то, по их мнению, не так.