Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминар Шамиля Аляутдинова на Иссык-Куле
Login icon

Войти

Семинар Шамиля Аляутдинова на Иссык-Куле

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Иман

Предыдущий термин

Иснад

Следующий термин

Интихар (араб. إنتحار) — собственноручное лишение себя жизни, суицид в Исламе.

Интихаром, как правило, считается — совершение в отношении себя действий, которые обычно влекут за собой смертельный исход, например, броситься с большой высоты, выпить яд, вонзить в себя колюще-режущее оружие и т. д.

В некоторых случаях интихаром может считаться также и отказ от совершения жизненно важных действий, например, добровольный полный отказ от еды и питья, повлекший за собой смерть.

Важно отметить, что интихаром считается также отказ от употребления в пищу запрещенных (харам) видов продуктов питания в случае нахождения на грани жизни и смерти, когда других продуктов иметься не будет. 

Отказ от лечения и приема лекарственных препаратов при какой-нибудь тяжелой болезни, повлекшей за собой смертельный исход, по мнению большинства ученых-богословов, к интихару не приравнивается ввиду того, что излечение от болезни не может являться гарантированным.

По мнению всех ученых-богословов, интихар относится к числу запрещенных деяний (харам), а также к числу самых больших грехов, находясь на втором месте после ширка (многобожия). Это подтверждается аятами Священного Корана и высказываниями пророка Мухаммада.

Следует заметить, что, по мнению большинства ученых-богословов, греховность интихара выше, чем у покушения на жизнь другого человека. Поэтому некоторые богословы высказали мнение о том, что тело совершившего интихар не следует омывать, над ним не совершается заупокойная молитва, а в потустороннем мире ему уготованы муки Ада.    

Однако, по мнению большинства богословов, виду того, что совершившего интихар нельзя считать вышедшим из веры (иман), так как выход из веры в первую очередь предполагает ее отрицание, его следует считать совершившим тяжкий грех. В этой связи, по их мнению, тело такого человека следует омывать и совершать над ним заупокойную молитву, надеясь на то, что Всевышний простит его и помилует[1].     

Дополнительно по этой теме читайте материал «Самоубийцы в Исламе».

[instagramline]

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Интихар // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 6. С. 281–295. 

 

Аят дня

Хадис дня

2:0

Или же [происходящее с ними, не определившимися и двуличными по своей сути, возможно, некоторыми из них] можно уподобить следующему: [ночь], с неба льет проливной дождь, кругом кромешная тьма, грохочет гром и сверкает молния. Страшась смерти от раскатов грома или ударов молнии они [стараясь не слышать душераздирающего грохотанья] пальцами затыкают свои уши [надеясь, что тем самым избегут беды, катастрофы]. Но в полной власти Аллаха (Бога, Господа) находятся [не только верующие, а и все без исключения] неверующие (безбожники) [потому, как бы ни затыкали уши, им не уйти от заслуженного. Следует, пока жив, прислушаться к себе, к своему внутреннему голосу и к предупреждениям, наставлениям, предприняв нечто более эффективное и перспективное, нежели беруши в уши и шоры на глаза]. Молния вот-вот ослепит их. [Столь она ярка в этой темноте!] Всякий раз, как небосклон освещается ее блеском, они начинают двигаться. [Та или иная ослепительная истина, очевидное знамение помогают им на время прозреть.] Но как только возвращается тьма [обстоятельств и суеты], они останавливаются [в своем духовном и личностном росте]. Если бы Аллах (Бог, Господь) пожелал, то лишил бы их и слуха, и зрения [привел в непригодность основные системы навигации движения по жизни, которые нужны не только для того, чтобы слушать музыку или смотреть телевизор]. Воистину, возможности Господа абсолютно ничем не ограничены [а потому не стоит отгораживаться от проблем затыканием ушей и успокаивать себя кратковременными духовными вспышками] (Св. Коран, 2:19, 20).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинары Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    «Сошел с пути»

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 6:116-118 и говорит о предположениях. Слушать и скачать можно в статье

    28.04.25

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Они ушли, и они живы

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 2:154, 155 и говорит о терпении. Слушать и скачать можно в статье

    16.04.25

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Беспокойство и страх

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит об отчаянии и объясняет, как не поддаваться панике. Слушать и скачать можно в статье

    16.04.25

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic