Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Иман

Предыдущий термин

Иснад

Следующий термин

Интихар (араб. إنتحار) — собственноручное лишение себя жизни, суицид в Исламе.

Интихаром, как правило, считается — совершение в отношении себя действий, которые обычно влекут за собой смертельный исход, например, броситься с большой высоты, выпить яд, вонзить в себя колюще-режущее оружие и т. д.

В некоторых случаях интихаром может считаться также и отказ от совершения жизненно важных действий, например, добровольный полный отказ от еды и питья, повлекший за собой смерть.

Важно отметить, что интихаром считается также отказ от употребления в пищу запрещенных (харам) видов продуктов питания в случае нахождения на грани жизни и смерти, когда других продуктов иметься не будет. 

Отказ от лечения и приема лекарственных препаратов при какой-нибудь тяжелой болезни, повлекшей за собой смертельный исход, по мнению большинства ученых-богословов, к интихару не приравнивается ввиду того, что излечение от болезни не может являться гарантированным.

По мнению всех ученых-богословов, интихар относится к числу запрещенных деяний (харам), а также к числу самых больших грехов, находясь на втором месте после ширка (многобожия). Это подтверждается аятами Священного Корана и высказываниями пророка Мухаммада.

Следует заметить, что, по мнению большинства ученых-богословов, греховность интихара выше, чем у покушения на жизнь другого человека. Поэтому некоторые богословы высказали мнение о том, что тело совершившего интихар не следует омывать, над ним не совершается заупокойная молитва, а в потустороннем мире ему уготованы муки Ада.    

Однако, по мнению большинства богословов, виду того, что совершившего интихар нельзя считать вышедшим из веры (иман), так как выход из веры в первую очередь предполагает ее отрицание, его следует считать совершившим тяжкий грех. В этой связи, по их мнению, тело такого человека следует омывать и совершать над ним заупокойную молитву, надеясь на то, что Всевышний простит его и помилует[1].     

Дополнительно по этой теме читайте материал «Самоубийцы в Исламе».

[instagramline]

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Интихар // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 6. С. 281–295. 

 

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic