Интихар (араб. إنتحار) — собственноручное лишение себя жизни, суицид в Исламе.
Интихаром, как правило, считается — совершение в отношении себя действий, которые обычно влекут за собой смертельный исход, например, броситься с большой высоты, выпить яд, вонзить в себя колюще-режущее оружие и т. д.
В некоторых случаях интихаром может считаться также и отказ от совершения жизненно важных действий, например, добровольный полный отказ от еды и питья, повлекший за собой смерть.
Важно отметить, что интихаром считается также отказ от употребления в пищу запрещенных (харам) видов продуктов питания в случае нахождения на грани жизни и смерти, когда других продуктов иметься не будет.
Отказ от лечения и приема лекарственных препаратов при какой-нибудь тяжелой болезни, повлекшей за собой смертельный исход, по мнению большинства ученых-богословов, к интихару не приравнивается ввиду того, что излечение от болезни не может являться гарантированным.
По мнению всех ученых-богословов, интихар относится к числу запрещенных деяний (харам), а также к числу самых больших грехов, находясь на втором месте после ширка (многобожия). Это подтверждается аятами Священного Корана и высказываниями пророка Мухаммада.
Следует заметить, что, по мнению большинства ученых-богословов, греховность интихара выше, чем у покушения на жизнь другого человека. Поэтому некоторые богословы высказали мнение о том, что тело совершившего интихар не следует омывать, над ним не совершается заупокойная молитва, а в потустороннем мире ему уготованы муки Ада.
Однако, по мнению большинства богословов, виду того, что совершившего интихар нельзя считать вышедшим из веры (иман), так как выход из веры в первую очередь предполагает ее отрицание, его следует считать совершившим тяжкий грех. В этой связи, по их мнению, тело такого человека следует омывать и совершать над ним заупокойную молитву, надеясь на то, что Всевышний простит его и помилует[1].
Дополнительно по этой теме читайте материал «Самоубийцы в Исламе».
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Интихар // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 6. С. 281–295.
Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).
Читать полностью
Согласие на обработку персональных данных описывает какую информацию и каким образом администрация сайта собирает и обрабатывает для предоставления своих услуг на umma.ru
Пользовательское соглашение cайта umma.ru, которое объясняет что можно, а что нельзя делать на нашем сайте.
Подкаст, в котором Ильдар Аляутдинов говорит о лучшем из людей и цитирует хадис об этом. Слушать и скачать можно в статье