Рамадан (араб. رمضان) — название девятого месяца мусульманского календаря.
Рамадан — священный месяц для всех мусульман, обладающий целым рядом достоинств и особенностей:
- в этот месяц был ниспослан Священный Коран из Хранимой Скрижали на первое небо из семи существующих. Затем оттуда, в зависимости от происходивших событий и возникавших вопросов, он по частям ниспосылался пророку Мухаммаду. Это продолжалось на протяжении 23 лет,
- в этот месяц предписано соблюдать пост, являющийся одной из форм поклонения Богу,
- вознаграждение за любое совершенное благое дело увеличивается в разы,
- выплачиваемое пожертвование (садака) в этот месяц по своему статусу намного лучше, чем в другие месяца,
- на одну из его ночей приходится Ночь могущества (Ляйлятуль-кадр),
- в ночное время этого месяца совершается особая коллективная молитва (Таравих),
- в этот месяц в мечети принято совершать особое уединение (и‘тикяф),
- желательно много читать Священный Коран и много поминать Всевышнего,
- рекомендуется совершать малое паломничество (‘умра) именно в этот месяц,
- людям, имеющим достаточные материальные возможности, желательно организовывать вечерние разговения для постящихся.
О начале месяца Рамадан свидетельствует появление новолуния на 29-й день месяца Ша‘бан. Согласно мнению большинства богословов, достаточно, чтобы появление нового месяца увидел хотя бы один мусульманин, пользующийся доверием среди остальных людей. Однако некоторые ученые высказались о том, что подобных свидетелей должно быть не меньше двух.
В том случае, если на 29-й день месяца Ша‘бан на небе имеются облака, тучи, препятствующие возможности наблюдать за появлением новолуния (нет определенности с началом новолуния), то месяц Ша‘бан продлевается еще на один день, а уже потом наступает месяц Рамадан[1].
На нашем сайте есть раздел «Пост». В нем вы найдете ответ на любой вопрос о Рамадане.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Рамадан // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 23. С. 140–146.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает, как правильно относиться к времени. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 28:56 и объясняет, что настоящая вера — это некие кардинальные преобразования изнутри, неподвластные человеку. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 16:125 и говорит о мудрости и хорошем увещевании. Слушать и скачать можно в статье