Шура (араб. - شورى) — совет, проводимый с целью решения того или иного вопроса, как правило, сложного и затруднительного, между руководителями мусульман и людьми, имеющими фундаментальные религиозные познания, а также между рядовыми верующими.
Важность проведения шуры определяется тем, что в некоторых аятах Священного Корана Бог приказывает пророку Мухаммаду советоваться со своими сподвижниками [в важных вопросах], хотя в действительности, находясь под контролем Творца, он не нуждался в этом.
Следует заметить, что шура может проводиться и применяться лишь в тех вопросах, относительно которых нет четкого указания в канонических источниках – Священном Коране и Сунне.
Кстати, практика произнесения азана (призыва на молитву) в Исламе появилась в результате проведения шуры пророком Мухаммадом с некоторыми своими сподвижниками. Известно, что именно ‘Умар ибн аль-Хаттаб посоветовал назначить человека, который будет возвещать о наступлении времени молитвы.
Некоторые ученые-богословы высказали мнение о том, что руководители мусульман обязаны советоваться с людьми, имеющими глубокие религиозные познания, особенно в вопросах всеобщего блага. Более того, некоторые из них высказались в пользу снятия с должности руководителя мусульман того, кто не будет практиковать подобное и игнорировать это.
Проведение шуры допускается и в судебной практике. Так, например, по мнению большинства ученых-богословов, судья, затрудняющийся вынести правильное судебное решение, может с этой целью посоветоваться с другими людьми, имеющими соответствующие знания и опыт.
Шура может использоваться и в частной жизни, когда верующие люди обращаются за советом в волнующих их вопросах к людям, отличающимся своей богобоязненностью и праведностью, а также пользующимся доверием среди остальных[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Шура // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 26. С. 279–285.
Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).
Читать полностью
Согласие на обработку персональных данных описывает какую информацию и каким образом администрация сайта собирает и обрабатывает для предоставления своих услуг на umma.ru
Пользовательское соглашение cайта umma.ru, которое объясняет что можно, а что нельзя делать на нашем сайте.
Подкаст, в котором Ильдар Аляутдинов говорит о лучшем из людей и цитирует хадис об этом. Слушать и скачать можно в статье