‘Умра (араб. عمرة) — малое паломничество.
Слово «‘умра» переводится как «посещение», «визит».
‘Умра, по мнению большинства ученых-богословов, включает в себя совершение таких действий, как:
- облачение в специальное одеяние паломника, именуемое «ихрам»,
- обход вокруг Священной Каабы (таваф),
- ритуальный бег между холмами Сафа и Марва.
Шафииты к этим действиям также добавили сбривание или укорачивание волос на голове.
По мнению большинства ханафитов, совершение ‘умры хотя бы один раз в жизни является крайне желательной сунной (сунна муаккада), а некоторые из них, как и шафииты, высказались даже в пользу обязательности (ваджиб) совершения ‘умры один раз в жизни.
‘Умру можно совершать в любое время, однако более предпочтительно делать это в месяц Рамадан.
Во время совершения ‘умры запрещаются те же действия, что и при совершении большого паломничества (хадж), а это:
- надевать обычную одежду,
- прикрывать голову каким-либо головным убором,
- надевать обувь, закрывающую щиколотки,
- использовать благовония,
- интимная близость и все то, что вызывает желание этого,
- удаление волос с любой части тела,
- стрижка ногтей и др.
Перед совершением ‘умры желательно:
- совершить полное омовение,
- умастить тело благовониями,
- совершить двухракяатную молитву-намаз.
После этого паломник должен сделать намерение на совершение ‘умры и начать произносить формулу «тальбия». Прекратит же делать это перед совершением обхода вокруг Священной Каабы.
Результатом совершения ‘умры будет прощение грехов, как это сказано в одном из хадисов пророка Мухаммада[1].
Подробней об ‘умре читайте здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. ‘Умра // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 30. С. 314–329.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает, как правильно относиться к времени. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 28:56 и объясняет, что настоящая вера — это некие кардинальные преобразования изнутри, неподвластные человеку. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 16:125 и говорит о мудрости и хорошем увещевании. Слушать и скачать можно в статье