Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

‘Ушр (транзитный налог)

Уважаемый хазрат, расскажите об ушре (мусульманском налоге). Мы сейчас проходим эту тему, и я никак не могу ее понять. Ушр действует только в исламской стране? Или это аналог государственному налогу?

‘Ушр – транзитный налог, который может собираться как в исламской стране, так и в любой другой. Стоит отличать ‘ушр от государственных налогов и сборов, а также от закята.

Государственные налоги

Государственные налоги – это инфраструктура, которой мы все бесплатно пользуемся: посещение нашими детьми садика и их бесплатное обучение в школе, а также в университете, если поступают на бюджет. К тому же это и бесплатная медицина, наша безопасность (МВД, ФСБ, судебные органы) и т. д. В той или иной степени, на том или ином этапе жизни мы этим бесплатно пользуемся, и именно налоги являются нашей платой и участием в безопасности, благополучии и процветании общества. Если государственные или налоговые органы используют наши выплаченные в качестве налогов деньги не по назначению («пилят» бюджет в корыстных, личных целях), то это их грех пред обществом и Богом, и им за него отвечать, а не нам.

Закят (ежегодный мусульманский налог)

Люди, занимающиеся торговлей, чьи деньги постоянно находятся в торговом обороте, выплачивают 2,5% закята раз в год с тех денег, которые находятся в товарообороте (оборотные средства), если вложения эти прибыльны, а не убыточны. В то же время с того, что используется для ведения торговли (а это основные фонды – офисы, транспорт, оргтехника и т. д.), закят не выплачивается.

Те, кто имеет собственные предприятия по добыче нефти, золота, алмазов и иных ценных ископаемых, драгоценных металлов, добываемых из-под земли, по мнению большинства ученых, должны платить закят в размере 20% от стоимости получаемой продукции. Данное каноническое утверждение основано на хадисе: «[Закят] с клада – пятая часть»[1]. «В этом случае закят должен выплачиваться в размере 20% от стоимости всего ценного, что добывается из-под земли», – прокомментировали этот хадис исламские богословы, в числе которых Абу Ханифа и Абу ‘Убейда.

Закят также выплачивается и с урожая:

«Ешьте, употребляйте в пищу плоды в период плодоношения [возможен частичный сбор плодов для собственных нужд до полного их созревания, а вот уже после полного созревания] передавайте[2] соответствующую часть урожая сразу после жатвы (сбора) [в качестве обязательной милостыни (закята): десятая часть [‘ушр] урожая — если все выросло самостоятельно при дождевом орошении; двадцатая — если хозяину приходилось заниматься поливом, орошением угодий, нести в связи с этим физические и финансовые затраты]. И не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно; не раздавайте все на благотворительность, оставив семью на предстоящий год без пропитания, уповая на Бога, мол, Он поможет]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных [неразумно использующих предоставленные на время и с определенным Божьим замыслом мирские блага]» (см. Св. Коран, 6:141).

‘Ушр как транзитный налог

‘Ушр может собираться как в мусульманских странах, так и в немусульманских.

В данном случае ‘ушр – это транзитная пошлина, то есть налоговый сбор официальных органов мусульманского государства в 10% от стоимости товара, накладываемый на иностранные товары, которые не ввозятся в страну для сбыта в ней, а лишь провозятся через нее в другую страну. Такая пошлина гарантирует безопасную транспортировку по всей территории[3].

В Коране об этой форме налогообложения не сказано. Хадис, говорящий об этом, имеет низкую степень достоверности[4]. Сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) практиковали сбор такого налога, что помогало выстраивать межгосударственные торговые отношения в тот период. Государственные органы, собиравшие налог, гарантировали грузам безопасность на своей территории, защиту от воров и разбойников. Собранные таким образом в казну деньги шли на нужды и потребности общества. Также следует учесть, что, по рекомендации мусульманских ученых, правители выстраивали с другими государствами отношения так, чтобы они были равным и взаимовыгодным партнерством, а потому процентная ставка данного налога менялась либо он вообще аннулировался по обоюдному согласию и на взаимовыгодной основе[5].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса, Абу Са‘ляба, а также от Джабира и Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа, ат-Табарани и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 367, хадис № 5926, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фикх аз-закя. Т. 1. С.  434.

[2] Передается это тем же восьми категориям людей, кому выплачивается и ежегодный закят, первыми среди которых являются малоимущие родственники человека, собравшего урожай. Подробнее о закяте читайте, например, в моей книге «Финансы Триллионера».

[3] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 30. С. 101; Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 312.

[4]  См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 345, хадис № 3046, «да‘иф».

[5] Подробнее см.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 30. С. 101–103 и 115.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1