Уважаемый хазрат, расскажите об ушре (мусульманском налоге). Мы сейчас проходим эту тему, и я никак не могу ее понять. Ушр действует только в исламской стране? Или это аналог государственному налогу?
‘Ушр – транзитный налог, который может собираться как в исламской стране, так и в любой другой. Стоит отличать ‘ушр от государственных налогов и сборов, а также от закята.
Государственные налоги
Государственные налоги – это инфраструктура, которой мы все бесплатно пользуемся: посещение нашими детьми садика и их бесплатное обучение в школе, а также в университете, если поступают на бюджет. К тому же это и бесплатная медицина, наша безопасность (МВД, ФСБ, судебные органы) и т. д. В той или иной степени, на том или ином этапе жизни мы этим бесплатно пользуемся, и именно налоги являются нашей платой и участием в безопасности, благополучии и процветании общества. Если государственные или налоговые органы используют наши выплаченные в качестве налогов деньги не по назначению («пилят» бюджет в корыстных, личных целях), то это их грех пред обществом и Богом, и им за него отвечать, а не нам.
Закят (ежегодный мусульманский налог)
Люди, занимающиеся торговлей, чьи деньги постоянно находятся в торговом обороте, выплачивают 2,5% закята раз в год с тех денег, которые находятся в товарообороте (оборотные средства), если вложения эти прибыльны, а не убыточны. В то же время с того, что используется для ведения торговли (а это основные фонды – офисы, транспорт, оргтехника и т. д.), закят не выплачивается. Те, кто имеет собственные предприятия по добыче нефти, золота, алмазов и иных ценных ископаемых, драгоценных металлов, добываемых из-под земли, по мнению большинства ученых, должны платить закят в размере 20% от стоимости получаемой продукции. Данное каноническое утверждение основано на хадисе: «[Закят] с клада – пятая часть»[1]. «В этом случае закят должен выплачиваться в размере 20% от стоимости всего ценного, что добывается из-под земли», – прокомментировали этот хадис исламские богословы, в числе которых Абу Ханифа и Абу ‘Убейда. Закят также выплачивается и с урожая:
«Ешьте, употребляйте в пищу плоды в период плодоношения [возможен частичный сбор плодов для собственных нужд до полного их созревания, а вот уже после полного созревания] передавайте[2] соответствующую часть урожая сразу после жатвы (сбора) [в качестве обязательной милостыни (закята): десятая часть [‘ушр] урожая — если все выросло самостоятельно при дождевом орошении; двадцатая — если хозяину приходилось заниматься поливом, орошением угодий, нести в связи с этим физические и финансовые затраты]. И не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно; не раздавайте все на благотворительность, оставив семью на предстоящий год без пропитания, уповая на Бога, мол, Он поможет]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных [неразумно использующих предоставленные на время и с определенным Божьим замыслом мирские блага]» (см. Св. Коран, 6:141).
‘Ушр как транзитный налог
‘Ушр может собираться как в мусульманских странах, так и в немусульманских. В данном случае ‘ушр – это транзитная пошлина, то есть налоговый сбор официальных органов мусульманского государства в 10% от стоимости товара, накладываемый на иностранные товары, которые не ввозятся в страну для сбыта в ней, а лишь провозятся через нее в другую страну. Такая пошлина гарантирует безопасную транспортировку по всей территории[3]. В Коране об этой форме налогообложения не сказано. Хадис, говорящий об этом, имеет низкую степень достоверности[4]. Сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) практиковали сбор такого налога, что помогало выстраивать межгосударственные торговые отношения в тот период. Государственные органы, собиравшие налог, гарантировали грузам безопасность на своей территории, защиту от воров и разбойников. Собранные таким образом в казну деньги шли на нужды и потребности общества. Также следует учесть, что, по рекомендации мусульманских ученых, правители выстраивали с другими государствами отношения так, чтобы они были равным и взаимовыгодным партнерством, а потому процентная ставка данного налога менялась либо он вообще аннулировался по обоюдному согласию и на взаимовыгодной основе[5].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса, Абу Са‘ляба, а также от Джабира и Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа, ат-Табарани и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 367, хадис № 5926, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фикх аз-закя. Т. 1. С. 434.
[2] Передается это тем же восьми категориям людей, кому выплачивается и ежегодный закят, первыми среди которых являются малоимущие родственники человека, собравшего урожай. Подробнее о закяте читайте, например, в моей книге «Финансы Триллионера».
[3] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 30. С. 101; Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 312.
[4] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 345, хадис № 3046, «да‘иф».
[5] Подробнее см.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 30. С. 101–103 и 115.