Господь миров в заключительном Священном Писании, Коране, четко призывает:
Это Божье повеление побуждает верующих объединяться и помогать друг другу лишь в том, что несет благо и пользу, а также в противодействии очевидному злу; призывает ни в коем случает не помогать друг другу в грехе и вражде, чем бы они ни были оправданы! Но в жизни, к великому сожалению, люди используют и религию, и многое другое для оправдания своего греха, а также собственных, обычно полученных в результате сильных психологических травм, чувств вражды и ненависти к другим.
Известный мусульманский ученый Рашид Ридо (1865–1935) ценно заметил: «Нам нужно помогать друг другу в том, в чем мы согласны. А в том, в чем разногласим, находить друг другу оправдание».
Наш современник Мухаммад ‘Абдул-Латыф Махмуд пишет: «Невежество распространилось в странах, где мусульмане составляют большинство населения. У них нет должного уровня понимания своей религии. При этом христианские школы открываются повсюду. Мы видим, что мусульмане не в состоянии доносить свою религию до других. И если где-то и начинает распространяться мусульманская мысль, то она либо обрывиста и урезана, либо сильно искажена, либо идет вперемешку с ненавистническими радикальными настроениями. И так в большинстве случаев». Он продолжает: «Мы видим, что такие понятия, как правдивость, верность, искренность, обязательность в договоренностях, смелость, щедрость, скромность и дисциплина — все это стало редкостью в наших мусульманских странах. При этом вера в обществе ослабла, каноны не работают, молитвы не совершаются, закят не выплачивается; люди следуют своим страстям, распространилось бесчестие, взяточничество и отсутствие совести. Наиглавнейшее обязательное не выполняется, а очевидное запретное легко совершается». Также он пишет: «Упомянутые проблемы напрямую столкнулись с вероубеждением и мусульманскими канонами. Задуманное несколько веков назад колонизаторами (англичанами, французами) реализовалось: мусульмане погрязли в дроблении и разделении, в религиозных разногласиях, а также – в занятиях пустяками и мелочами. Появились течения, которые считают правыми лишь себя, а всех остальных записывают в безбожники, даже если мусульмане регулярно совершают обязательную молитву и соблюдают пост. …Радикальные группы настолько стали изощренны в оправдании себя и поиске недостатков других, что даже начали посягать на крупные мусульманские научные центры, например, университет аль-Азхар, критикуя их и высказывая оскорбительные реплики. Эти группы «борцов за веру», за «чистый Ислам» не ограничиваются разделением верующих на течения через постоянный поиск огрехов у оппонентов, пусть даже совсем абсурдных, они еще и спорят между собою, например, в вопросах, кто может быть амиром (руководителем), или может ли слепой либо заключенный в тюрьму быть амиром их «халифата».
Конечно же, все мы знаем, что Ислам призывает к единству, но каждое течение желает единства всех лишь под своей крышей убеждений и взглядов.
Даже если мы не согласны друг с другом, следует понимать, что несогласия обычно присутствуют во второстепенных вопросах, возносимых порой тем или иным течением в ранг обязательного и непоколебимого. В шариате есть несколько богословских правил, которые гласят о том, что малое зло порой можно совершить, дабы устранить большое зло, избежать нанесения массового вреда. К общему благу мусульмане обязаны идти навстречу друг другу, помогая в том, в чем согласны, а в чем не согласны – находить друг другу оправдание. И даже не только между собою. Мусульмане также обязаны идти на контакт и выстраивать взаимопонимание даже с безбожниками или язычниками, способствуя тем самым мирному и созидательному сосуществованию людей разных культур и вероисповеданий.
Мы, современные мусульмане, обязаны помогать друг другу в том, в чем согласны и едины (в основополагающих вопросах веры, религиозной практики), дабы решать проблемы, окружившие мусульман со всех сторон. Эти проблемы угрожают и нашей безопасности, и будущему нашей религии»[1].
В Коране сказано:
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Приведенные мною цитаты не являются подстрочным переводом. Я передал суть и смысл слов автора.