Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Мухаммад ﷺ — человек, подобный нам. Однако бытие не знает различий между представителями одного рода подобных тем, как в роде человеческом. Некоторые находятся выше сияющих созвездий, некоторые даже не стоят колючки в пустыне. Данная разница имеет место среди тех, кто не был подкреплен Божественным Откровением. Что же говорить о том, кто был избран и чей уровень совершенства возвысился до таких высот, на которых сияют Божественные лучи помощи и поддержки?!
«Он низводит [на землю] ангелов с Духом по велению Своему. [Нисходят же они] к желанным для Него из числа людей [или джиннов]. [И сообщает Он через Священное Писание, вдохновение, озарение, призывая:] «Оповещайте (увещевайте, убеждайте), что нет бога (божества), кроме Меня, будьте же набожны предо Мной [веруйте, совершайте благое и предписанное, сторонитесь скверного и запретного. Ищите, находите, приобретайте, дарите окружающим добро и следуйте ему в делах и поступках» (Св. Коран, 16:2).
Воистину, когда в эмбрион вселяется душа, Аллах создает его новым творением, отличающимся от шести стадий, которые он прошел: эссенции глины, капли, сгустка крови, разжеванного кусочка, кости и плоти. Пророки, после установления их связи с Откровением и распространением его духа в них самих, превращаются в иных людей. Никто не сможет никогда с ними сравниться в их возвышенности и величии. Это зримое изменение является причиной напоминания Аллахом Мухаммаду о Своем могуществе, посредством которого создан человек из сгустка. Поистине, могущество, сотворившее такое удивительное создание, как человек, именно оно, по милости Аллаха, и сделало Мухаммада, не умевшего ни читать, ни писать, посланником Божьим.
«Таким же образом Мы внушили тебе [Мухаммад] Божественным Откровением дух от Нас [то есть Священное Писание — Коран]. Ты ранее не знал, что такое Книга [Писание], не знал, что такое вера. Однако это Мы сделали ее (Книгу) светом, посредством которого наставляем желанных Нам из числа рабов Наших [представителей мира людей и джиннов]. И поистине, ты [Мухаммад, являясь заключительным Божьим посланником] несомненно наставляешь на правильный путь. На путь Аллаха (Бога, Господа), Которому принадлежит все то, что на небесах, и все то, что на земле. Внемлите! Разве не к Нему возвращается [в итоге абсолютно] все (возвращаются все дела)» (Св. Коран, 42:52, 53).
‘Айша, мать правоверных, передает: «Первое, с чего началось Откровение, — это вещий сон, когда Пророк что-либо видел, этот сон приходил подобно рассвету. Он любил уединение в пещере Хира, где отдавался поклонению в течение многих ночей до окончания провизии, после чего возвращался к Хадидже запастись необходимым. Это продолжалось до тех пор, пока к нему не явилась истина в пещере Хира. Пришел к нему ангел и сказал: «Читай!» Он ответил: «Я не умею читать». Пророк рассказывал: «Он схватил меня, сжал и отпустил, а затем повторил свой приказ. Я снова ответил, что не умею читать. Тогда он вновь сжал меня до изнурения, отпустил и вновь велел читать. Когда в третий раз я ответил, что не умею, он снова сжал меня и велел: «Читай!»
«Читай с именем Господа твоего, Который сотворил. Сотворил человека из сгустка крови. Читай [просвещайся, всесторонне развивайся]» (Св. Коран, 96:1, 2).
Пророк ﷺ вернулся к Хадидже, все его тело бил озноб, он повторял: «Укройте меня!» Его укрыли. И так он лежал, пока не прошел страх. Он сказал: «О Хадиджа, что со мной?» Затем сообщил о произошедшем в пещере, добавив: «Воистину, я опасаюсь за себя». Хадиджа ответила: «Нет же, благая весть тебе! Поистине, Аллах не опозорит тебя никогда. Ты поддерживаешь родственные связи, правдив, помогаешь оказавшемуся в трудной ситуации, даешь неимущим, гостеприимен»[1].
Хадиджа с Пророком отправились к Вараке ибн Науфалю[2], сыну дяди Хадиджи. Он принял христианство в период джахилии, писал на древнееврейском языке из Евангелии то, на что Аллах вдохновлял его. На тот момент он был уже слепым старцем. Хадиджа сказала: «О сын моего дяди, выслушай сына своего брата!» Варака сказал: «О сын моего брата, что ты видел?» Посланник Аллаха рассказал об увиденном, на что Варака ответил: «Это ангел, который был ниспослан Моисею. Ах, если бы я был молодым, когда тебя изгонит твой народ». Пророк удивленно спросил: «Неужто они изгонят меня?» Варака ответил: «Да. Поистине, не было такого, чтобы человек пришел с тем же, с чем явился ты, и с ним не враждовали. Если я буду жив, то обязательно окажу тебе поддержку». Спустя время Варака покинул мир[3].
И вот, будто бы предыдущие сорок лет прошли, как один день: Откровение начинается наутро нового дня. Ищущий разум начал видеть свет истины. В груди, что отягощало бремя смятения, забрезжила надежда. Воистину, то было начало пророчества. Что может быть величественнее приходящей милости?! Что может быть могущественнее того, что ждет Мухаммада из дел и испытаний?!
Отношение Хадиджи к Мухаммаду, когда он пришел в себя, было примером для женщин — первых и последних. Она успокоила его, когда он был в смятении, поддержала, когда был обессилен, напомнила о присущих ему достоинствах. Воистину, такие достойные, как он, никогда не будут оставлены без помощи. Если Аллах наделил человека достоинствами, то Он же сделает его достойным почтения и уважения. Именно благодаря ясному уму и праведному сердцу Хадиджа удостоилась того, что Господь миров ее поприветствовал, направив Свой салям вместе с верным ангелом — Джабраилом (Гавриилом).[4]
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Муснад Ахмад. Т. 43. С. 112, хадис № 25959.
[2] Варака ибн Науфаль аль-Курайши — священник, следовавший Единобожию в период джахилии. Был в числе первых, кто подтвердил и поверил в пророчество Мухаммада. Умер в 12 г. до хиджры (610 г. по григор.).
[3] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 1. С. 7, хадис № 3.
[4] Там же: Т. 5. С. 39, хадис № 3820.