Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.

Выкуп в сто верблюдов (Сира 21/186)

Выкуп в сто верблюдов

Несмотря на то что высказывание Пророка ﷺ: «Я сын двух, которые должны были быть принесены в жертву», а также история о том, что однажды к Пророку пришел бедуин и сказал: «Я оказался в трудной жизненной ситуации, выдели же мне долю из трофеев, которыми тебя одарил Всевышний! О сын тех двух, которые должны были быть принесены в жертву!», являются недостоверными, сам этот факт имеет историческую основу и объясняется так: одним из упомянутых является Исма‘ил, другим же — отец Пророка, ‘Абдуллах[1].

Приводится история о том, как Ибрахим (Авраам) оставил под палящим солнцем в пустыне свою супругу Хаджар[2] с Исма‘илом, о чем в суре «Ибрахим» сказано:

«Господи, [по Твоему велению и приказу] я поселил часть моего потомства [часть семьи: сына Исма‘ила и его мать Хаджар, мою вторую жену] в долине, где нет растений (нет пропитания), возле Твоего священного Храма [возле Каабы] для того, Господи, чтобы они совершали молитву. [Прошу Тебя] сделай так, чтобы сердца людей с любовью и желанием устремились к ним [чтобы там образовалось поселение], надели их плодами [пусть появится там вода и начнут расти и плодоносить деревья]. Пусть же [все это произойдет и] они станут благодарными Тебе» (Св. Коран, 14:37).

Казалось бы, как такое возможно, покинуть свою супругу и сына, оставив их в безлюдной местности? Однако история учит уповать на Всевышнего, видеть благо в трудностях и открывать новые возможности. Хаджар семь раз прошла между холмами Сафа и Марва, затем произнесла: «О мой Господь! Прости и помилуй, не взыщи за все, что ведомо Одному Тебе. Воистину, Ты — Самый Могущественный и
Щедрый!»

По милости Всевышнего им был дарован источник жизни — вода Зам-Зам. Это событие учит в любой ситуации уметь полагаться на Всевышнего, узреть Его волю, увидеть свои ошибки и вымолить прощение, тогда Всевышний откроет неиссякаемые источники мирских благ.

Относительно Исма‘ила есть немало коранических повествований, служащих назиданием для верующих:

«Мы обрадовали его [рождением] терпеливого [благоразумного и последовательного в своих действиях] сына [Исмаи‘ла]. И достиг он того возраста, когда мог помогать [отцу]. Сказал (Ибрахим): «Сынок, я, поистине, видел во сне, что произвожу над тобою заклание (приношу тебя в жертву Богу), что ты думаешь об этом?» [Сын] ответил: «Папочка, делай то, что тебе велено. Если будет на то воля Божья, ты найдешь меня из числа терпеливых [я постараюсь сделать все от меня зависящее]».

Когда они оба согласились [со столь трагично разворачивающимися обстоятельствами] и он (отец) положил его (сына) на землю, на бок [дабы принести в жертву, перерезав шейные артерии… В самый последний момент] Мы [говорит Господь миров] обратились к нему издалека: «Ибрахим (Авраам)! Ты подтвердил правдивость своего сна! [Спокойно отнесся к неминуемому, сделал от тебя зависящее, и Мы разрешили все твои проблемы.] Таким образом [устранением проблем, разрешением неразрешимого и поднятием человека на качественно новый уровень] Мы, поистине, воздаем совершающим добро (благодеяния; делающим свое дело превосходно, отлично)» (Св. Коран, 37:101–105).

Сегодня в какой-то степени утрачены подобные отношения между поколениями. Современный человек, который не может принять на уровне веры ситуацию, когда Всевышний велит созданию принести в жертву дитя, решит, что подобное дико и бесчеловечно. Так не для того ли эта история приведена в назидание поколениям на многие века, чтобы люди понимали ценность жизни? И не о том ли гласят коранические аяты, призывающие не убивать своих детей по причине опасения бедности? В Исламе плод с момента оплодотворения считается полноценным человеком и посягательство на его жизнь является убийством.

«Поистине, это [произошедшее с вами, Ибрахим и Исма‘ил] — явное испытание [успешное прохождение через которое облагородило вас и открыло новые возможности]» (Св. Коран, 37:106).

Порой Всевышний испытывает человека через то, что он сильно любит. Так было и с Ибрахимом (Авраамом) ┐, известным как халилюл-лах, т.е. друг Аллаха. В некоторых источниках говорится, что ангел Джабраил (Гавриил) ┐ обратился к Аллаху: «О Всевышний! Почему пророк Ибрахим (Авраам) столь выделен, что считается «халилюл-лах» (Твоим другом)?» В ответ Аллах направил его к Ибрахиму (Аврааму), сказав: «Поприветствуй его и произнеси слова:

سُبُّوحٌ قُدُّوسٌ رَبُّ المَلَائِكَةِ وَ الرُّوح

«суббухун куддусун раббуль-маляяикяти вар-рух»[3]. Как известно, пророк Ибрахим (Авраам) был очень богат. Одни только собаки, охранявшие его стада, исчислялись тысячами. Но богат он был и духовно. Когда Джабраил (Гавриил) предстал перед Ибрахимом в облике человека и произнес эти слова, пророк, прочувствовав их Божественную суть, воскликнул: «Произнеси их еще раз, и половина моего богатства — твоя!» Ангел Джабраил (Гавриил) произнес их еще раз. Ибрахим вновь сказал: «Повтори их, и все мое богатство — твое!» Когда Ибрахим в очередной раз услышал эти слова, с его уст сошло: «Произнеси их еще раз, и я — твой раб». В словах «суббухун куддусун раббуль-маляяикяти вар-рух» Ибрахим прочувствовал всю их красоту и великолепие, не мог насытить ими свой слух и каждый раз просил повторить их снова[4].

В этом повествовании содержится указание не быть чрезмерно привязанными к мирскому, помнить об Аллахе и Его предписаниях, извлекать для себя важные уроки, прежде чем окажется поздно.

Об ‘Абдуллахе, отце Пророка, в разных историях также говорится, что ‘Абдуль-мутталиб[5] вознамерился принести его в жертву. Родословная Пророка известна до двадцатого колена, и имена его праотцов упоминаются им самим до ‘Аднана[6], от которого древо ведет к Исма‘илу. Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн ‘Абдуль-мутталлиб ибн Хашим — так звучит имя Пророка, а род его, называемый хашимитами, был одним из уважаемых среди курайшитов. Прадед Хашим[7] был знатным мекканцем и занимался торговлей.

Однажды он оказался с караваном в современной Газе и обосновался там с семьей, где позднее умер. В Газе у Хашима родился сын. Из-за того, что волосы на голове ребенка спереди были белые, его назвали Шейбатуль-хамд, что в переводе значит благословенная седина. Род Хашима, получив весть о смерти их родственника, направил брата Хашима, аль-Мутталиба, перевезти оставшегося без отца сына в Мекку.

По возвращении жители Мекки сочли Шейбатуль-хамд, сидевшего позади аль-Мутталиба, его рабом и сказали: « ‘Абдуль-мутталиб (раб аль-Мутталиба)». Аль-Мутталиб же возразил: «Это не мой раб, а сын моего брата Хашима, его имя — Шейбатуль-хамд». Однако впоследствии за ним так и закрепилось имя ‘Абдуль-мутталиб в народе.

По прошествии лет ‘Абдуль-мутталиб как-то сидел в отведенном для его клана месте возле Каабы. Он задремал и во сне услышал: «О ‘Абдуль-мутталиб, выкапывай маднуна[8]!» Очнувшись, он призадумался над значением слова, а затем снова уснул. Во сне ему было сказано: «Выкапывай бара». Он снова не понял значение сна и уснул, а вскоре услышал: «Выкапывай Зам-Зам, воистину, он является великим питьем для паломников».

Стоит отметить, что к тому времени источник Зам-Зам был утерян. Причиной тому было то, что много веков назад между племенами Джурхум и Бакр произошел конфликт. Покидая местность,
джурхумиты сокрыли в источнике свое оружие, золотые статуи и другие сокровища, перекрыв тем самым воду. Сведения о местонахождении источника были утеряны.

‘Абдуль-мутталиб поделился с мекканцами увиденным во сне, на что те сказали: «Если сон от Всевышнего — Он укажет, где источник, если от шайтана — то прибегни к Его защите от него». И действительно, в последующем во сне ему пришло указание на местоположение источника: рядом с тем местом, где будет клевать останки жертвенного животного белая ворона. У арабов было специальное место, где они приносили в жертву идолам животных. В один из дней так случилось, что, не успев испустить свою душу, жертвенное животное одного из мекканцев убежало и пало поодаль от привычного места, куда немного спустя подлетела белая ворона. ‘Абдуль-мутталиб в этот момент наблюдал за всем происходящим и понял, что это указание, где искать источник.

Для исполнения порученного Свыше он позвал своего единственного сына аль-Хариса[9]. Взяв мотыги, они приступили к делу. И вот появились сокровища, а затем начал бить источник Зам-Зам. Вокруг собрались люди. Окружив отца с сыном, они в недоумении сказали: «Это общее достояние. Исма‘ил — наш общий предок, мы имеем право и на сокровища, и на источник». ‘Абдуль-мутталиб возразил: «Нет, именно мне было указано место источника во сне, значит, это касается только меня и моей семьи». В перепалке один из жителей заметил: «Неужто ты хочешь противопоставить себя нам? Рядом с тобой лишь один сын, и нет у тебя ни силы, ни мощи».

После долгих споров было принято соглашение, что источник Зам-Зам остается за ‘Абдуль-мутталибом и его родом, именно они будут поить паломников. Что касается сокровищ, то две золотые антилопы украсят позже Каабу, и потому первым, кто украсил Каабу золотом, считается ‘Абудуль-мутталиб. Относительно всего остального будут брошены стрелы и жребий покажет, как поступить.

‘Абдуль-мутталиб, задетый словами соплеменников, принес обет Всевышнему, что, если Он дарует ему десять сыновей, одного из них он принесет в жертву. У него родилось десять сыновей, самым младшим из которых был ‘Абдуллах. Спустя годы пришло время исполнить обещанное. Отец обратился ко Всевышнему с мольбой о том, чтобы выбор пал не на ‘Абдуллаха. Стрелы были выпущены, и они указали именно на него. ‘Абдуль-мутталиб принял волю Всевышнего. ‘Абдуллах же проявил готовность исполнить обет родителя и отправился к месту жертвоприношения. Воспротивились этому братья ‘Абдуллаха, а также род Махзум со стороны его матери. И хотя глава семьи был поначалу непреклонен, он спросил у них совета, как же ему поступить. В ответ ему было сказано: «Давайте отправимся к гадалке в Хиджаз (Ясриб[10])».

В Ясрибе гадалка попросила дать ей два дня, прежде чем к ней придет джинн и скажет, как поступить. В условленный день она спросила пришедших: «Каков выкуп за убиенного среди вас?» Ей был ответ: «Десять верблюдов». Тогда она велела: «Бросайте стрелы, пусть с одной стороны стоят верблюды, с другой — ‘Абдуллах. Если стрелы укажут на ‘Абдуллаха, прибавляйте еще десять».

Родственники решили последовать совету и отдать в качестве выкупа столько верблюдов, сколько потребуется. Брошенные стрелы пали на сторону ‘Абдуллаха. Тогда количество верблюдов увеличили на десять, но стрелы вновь указали на ‘Абдуллаха. Число верблюдов увеличивали, пока количество их не достигло ста. Лишь после этого стрелы пали не на ‘Абдуллаха. Однако ‘Абдуль-мутталиб решил, что жребий нужно бросить трижды, прежде чем он удостоверится, что Господь доволен выкупом. Трижды жребий показал один и тот же ответ, и сто верблюдов были принесены в жертву возле Каабы, а затем щедро розданы людям. ‘Абдуллах был первым, за кого выкуп составил сто верблюдов. В благодарность Всевышнему ‘Абдуль-мутталиб совершил обход вокруг Каабы, затем направился к роду Зухра и женил ‘Абдуллаха. Прошло не так много времени (по мнению некоторых ученых, два месяца), как ‘Абдуллах покинул этот мир. Люди не переставали задаваться вопросом, неужели воля Свыше определила смерть человеку, которому такими усилиями была сохранена жизнь? Означает ли это, что на тот момент он исполнил свою миссию? Вероятно, так оно и было.

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] ‘Абдуллах ибн ‘Абдуль-мутталиб аль-Курайши (79–54 гг. до хиджры) (545–570 гг. по григор.) — отец пророка Мухаммада и сын ‘Абдуль-мутталиба. В 55 г. до хиджры (569 г. по григор.) женился на знатной девушке Амине бинт Вахб. ‘Абдуллах умер до рождения своего сына Мухаммада.

[2] Хаджар — жена пророка Ибрахима (Авраама) и мать его старшего сына Исма‘ила (Измаила).

[3] Восхваляемый; Тот, Кто вне каких-либо недостатков; Господь ангелов и духа (архангела Джабраила).

[4] См.: Исма‘ил Хаккы. Рух аль-баян [Душа разъяснения]. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, [б. г]. Т. 1. С. 420.

[5] Шейба ибн Хашим аль-Курайши, более известен как ‘Абдуль-мутталиб (129–49 гг. до хиджры) (497–578 гг. по григор.) — дед пророка Мухаммада. После смерти Мутталиба ‘Абдуль-мутталиб взял на себя обязанности по организации хаджа и добился большого уважения у народа. У ‘Абдуль-мутталиба было 10 сыновей и 6 дочерей.

[6] ‘Аднан — один из предков в генеалогии «северных» арабов (жителей северных, центральных и западных частей Аравийского полуострова). Считается, что ‘Аднан ведет свой род от пророка Исма‘ила и является предком пророка Мухаммада в 21-м колене.

[7] Хашим ибн ‘Абду Манаф аль-Курайши (162–129 гг. до хиджры) (464–497 гг. по григор.) — прадед пророка Мухаммада и прародитель рода Хашим племени курайшитов.

[8] Маднуна и бара — некоторые из имен священного источника Зам-Зам.

[9] Аль-Харис ибн ‘Абдуль-мутталиб аль-Хашими аль-Курайши аль-Кинани — один из дядей пророка Мухаммада, старший сын ‘Абдуль-мутталиба. Умер при жизни своего отца.

[10] Ясриб — название города Медины до переселения Пророка и мусульман.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1