«Кто заступится пред Ним [Богом], не иначе как по воле Его?!» (см. Св. Коран, 2:255).
*
«В тот День [в Судный День] никто не посмеет заступиться за другого [любые потуги в этом вопросе будут бесполезны], кроме тех, кому разрешит Всемилостивый [Господь миров], кому позволит говорить. [К тому же не факт, что словесное заступничество за кого-то, ходатайство окажется эффективным и будет принято Богом]» (Св. Коран, 20:109).
*
«Ангелы [если и имеют право голоса, то] все равно не смогут заступиться, ходатайствовать пред Богом за кого-либо, кроме как за тех, Кого Он одобрит. [Несмотря на их мощь и величие, ведь планеты нашей галактики в сравнении с любым из ангелов можно уподобить футбольному мячу] они полны трепета пред Богом» (см. Св. Коран, 21:28).
Если и будет возможность заступиться за другого в Судный День и ходатайствовать за него пред Богом, то лишь в случае особого разрешения от Бога, Господа миров.
Заключительный Божий посланник пророк Мухаммад будет иметь особое право заступничества, обещанное ему Богом, и воспользуется им (1) попросив у Творца ускорить начало Судного Дня, когда никто другой не осмелится и все будут мучиться в болезненном и невыносимом ожидании[1], а также (2) ходатайствуя пред Богом за неизмеримо большое число своих последователей: за тех, кто окажется в числе обитателей Рая, он попросит Господа поднять их на более высокие степени в Раю; за тех, кого он попросит ввести прямиком в Рай без Суда; за тех, кто грешил, заслужив кратковременное либо продолжительное пребывание в Аду, Пророк будет ходатайствовать освободить досрочно либо смягчить наказание; за тех, кто совершил большие, очень серьезные грехи и не успел раскаяться и исправиться до смерти. И так до самого последнего из числа его последователей, кто верил, что Бог один и никого, ничего другого не возносил на Божественный уровень святости Господа миров[2].
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Мое заступничество [в Судный День охватит в том числе и] совершивших большие грехи из числа моих последователей [которые так и не успели раскаяться в содеянном и исправиться до наступления смерти]»[3].
«У каждого из пророков была [одна особая исключительная] мольба, которая не отвергалась Господом. Все спешно воспользовались ею. Я же [говорил пророк Мухаммад] оставил ее на Судный День, чтобы использовать для заступничества (шафа‘а) за своих последователей. И если пожелает Аллах (Бог, Господь), то заступничество охватит всех из числа моих последователей, кто умер с верой в Единого Господа, не обожествляя кого- или что-либо иное [ушел из жизни оставаясь убежденным в этом]»[4].
Абу Хурайра однажды спросил у пророка Мухаммада: «Кто окажется самым счастливым в результате заступничества твоего в Судный День?» Заключительный посланник Божий ответил: «Самыми счастливыми в результате заступничества моего в Судный День окажутся все, кто искренне верил в то, что Бог Один [и нет никого равных Ему] (кто искренне сказал «ля иляхэ иллял-ла») [и был до конца жизни убежден в единственности Творца]»[5].
Мольба, обращенная к Богу о помиловании в Судный День, — это очень много! Мольба, обращенная к Богу о возможности воспользоваться заступничеством пророка Мухаммада в Судный День — это очень много! Если сосредоточить чуточку внимания на данной мольбе словом и делом, но каждый день(!), это даст огромный эффект как в земной, так и в вечной перспективах.
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто просит [у Аллаха (Бога, Господа)] для меня благословения один раз [проговаривая салават[6]], тому возвращается в ответ десять Божественных благословений [для него лично]»[7]. Разве есть другой человек в истории человечества, достигший столь высокого уровня пред Богом?! Но ему, заключительному Божьему посланнику, мы, мусульмане, не молимся, не просим у него о чем-либо, а молим Господа миров о милости и благословении для него.
Что касается уважения к ученым и праведникам в Исламе, то оно приветствуется, но должно иметь меру и благоразумный подход в свете Корана и Сунны.
Считаю, что устремленность к Божьей милости и прощению молитвами и делами, а также надежда на заступничество пророка Мухаммада, реализуемая через практику оставленного им наследия и проговаривание салаватов при упоминании его имени — огромный вклад в вопрос заступничества в Судный День для каждого из нас. Нужно ли что-то еще, нужно ли еще у кого-то просить заступничества? Я лично не вижу в этом необходимости, но и не называю верующих, практикующих посещение святых мест и гробниц, просящих у шейхов и устазов, мушриками (язычниками). Жизнь быстротечна и коротка, а потому лучше делать и практиковать то, в чем ты уверен, но каждый день, хотя бы по чуть-чуть[8].
Ибн ‘Амр передает следующие слова посланника Господа: «Если услышите муаззина[9], то повторяйте произносимое им [тихо, про себя]. Затем просите у Господа благословение для меня [проговорите салават]. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня аль-васийля — степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Божьих. Я желаю быть им. Кто просит для меня у Бога аль-васийля, тот обретет мое заступничество [в Судный День]»[10].
По окончании азана[11] как читавший, так и слышавший его произносят салават и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана:
Транскрипция:
«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссоляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыиля, ваб‘асху макааман махмуудан эллязии ва‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяямэ. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».
اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ
آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ
وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَПеревод:
«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы-намаза! Дай пророку Мухаммаду аль-васийля[12] и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение[13]. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»
Обратите внимание:
«Аллах (Бог, Господь) не притеснит (не обидит, не проявит несправедливости) даже на вес пылинки (на вес атома)! [В Судный День в личном деле каждого из людей будут четко зафиксированы грехи и благие дела, вплоть до мельчайших. Независимо от того, каким был человек (добронравным или скверным; верующим или безбожником) и кем (французом или узбеком, президентом или медиком, христианином или иудеем)]. Если человек заслуживает [хотя бы] единицу благого воздаяния, то она непременно будет [многократно] увеличена и обернется огромным даром от Бога» (Св. Коран, 4:40).
В своде хадисов имама Муслима есть один объемный хадис, и в нем — очень важный фрагмент, касающийся данной темы: «Аллах (Бог, Господь) скажет [по итогу Судного Дня]: «Ангелы ходатайствовали [предо Мною за тех или иных людей, джиннов]. Пророки ходатайствовали [предо Мною за тех или иных последователей своих]. Верующие [кому из них было дано такое право] ходатайствовали [предо Мною за близких им людей]. И не остался никто, кроме того, Кто милостивее всех милостивых». Он [Господь миров] возьмет из Ада группу людей [неопределенное количество, которое разом будет взято из Преисподней, — продолжает пророк Мухаммад, —] вытащив из Ада тех, кто ничего хорошего в жизни земной так и не сделал. Их тела будут подобны углю [многократно выжженные, восстановленные и выжженные заново, когда боль нескончаема и невыносима]. Они [в таком тяжелом и страшном состоянии] будут опущены в благоухающие просторы райской реки жизни. Выйдут они из нее полностью и самым наилучшим образом восстановленными [и разойдутся, Божьей милостью, по обителям Рая]»[14].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2053, хадис № 6565; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 280, 281.
[2] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 26. С. 132, 133; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 2. С. 35, 36; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 286; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 522, 523.
[3] Хадис от Анаса; св. х. Абу Дауда и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 516, хадис № 4739, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 301, хадис № 4892; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 456, хадис № 2292.
[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 112, хадис № 338–(199).
Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1983, хадис № 6304; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 115, 116, хадис № 6304 и пояснение к нему; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 448–450, хадисы № 2278, 2279 и 2281.
[5] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2054, хадис № 6570; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 510, хадис № 6570 и пояснение к нему; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 289.
[6] Салават — испрашивание у Господа благословения для пророка Мухаммада, например, говоря «аллахумма солли ‘аля сайидина мухаммад ва саллим» либо при упоминании его имени говоря «соллял-лаху ‘алейхи ва саллям» (да благословит его Всевышний и приветствует).
[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 175, хадис № 70–(408); Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 181, хадис № 1530, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 532, хадис № 8809, «сахих».
[8] У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды спросили: «Какие дела [из числа благих] наиболее любимы Богом?» Он ответил: «Те, которые совершаемы постоянно (на протяжении наиболее продолжительного периода), хотя [будь они] и малочисленны. [То есть не количество важно, а качество и постоянство в благом]». И добавил: «Берите на себя [изначально] те дела [или, например, обязательства], которые вы в состоянии выполнить». Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2029, хадис № 6465.
[9] Муаззин — призывающий на молитву, читающий азан.
[10] Хадис приведен в четырех из шести сводов достоверных хадисов. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 165, хадис № 11–(384); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 56, хадис № 506.
[11] Азан — призыв к обязательной молитве.
[12]Аль-васийля — одна из степеней в Раю.
[13] Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 199, хадис № 614; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 120, хадис № 614 и пояснение к нему.
[14] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 102, хадис № 302–(183); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 2. С. 32, хадис № 302–(183).