Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Аудио статья

Жены пророка Мухаммада

00:00

00:00

Аудио версия настоящей статьи:

«Пророк! [1] Мы [говорит Господь миров], поистине, сделали для тебя дозволенным жениться на тех женщинах, кому ты передал махр [ценный свадебный подарок], а также тех, кто оказался в твоей власти из того, что даровал Бог [предоставил в качестве трофея] [2]. Также — на двоюродных сестрах по отцовской и материнской линии, которые совершили с тобою хиджру [переселились из Мекки в Медину], и на верующей женщине, которая подарила себя Пророку [то есть не намерена принять махр, отказывается от этого], если только он пожелает жениться на ней [3]. [Если ты захочешь, то можешь жениться на любой из упомянутых.] [Последнее положение, когда отсутствует ценный свадебный подарок (махр)] относится лишь к тебе [Мухаммад] и никого другого из верующих не касается.

Мы знаем о том, что сделали для них [всех остальных верующих] обязательным в вопросах, касающихся их жен и тех, кто оказался в их власти. А потому не испытывай душевных смятений (затруднений) [неудобств из-за того, что для тебя в данном вопросе определены Богом некоторые привилегии, а точнее обязанности, ведь каждый из браков либо играл общественную роль, либо служил целям опеки вдовы с детьми, либо иным целям, что требовало соответствующего внимания и обеспечения на протяжении всей семейной жизни]. Поистине, Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 33:50).

Что имеется в виду в аяте? Имеют ли место быть особые привилегии для пророка Мухаммада в отношении женитьбы на нескольких женщинах?

Немного предыстории. Будущий Пророк с раннего детства работал (в четыре года он вместе со своими молочными братьями начал пасти овец). Со временем своим отношением к работе, честностью и надежностью Мухаммад завоевал доверие окружающих и получил имя Амин, то есть «верный, надежный, тот, с кем безопасно». Ему легко могли вверить что-то ценное и при этом не беспокоиться за сохранность.

Хадиджа, дочь Хувайлида, была уважаемой и богатой женщиной, которая за определенный процент с прибыли нанимала людей для проведения торговых операций и отправки караванов. К тому времени, когда Мухаммаду исполнилось двадцать пять лет, весть о его порядочности и надежности дошла и до нее.

Со своим помощником Майсарой она отправила коммерческое предложение Мухаммаду, предлагая заплатить ему больший процент с прибыли, чем выплачивалось другим людям. Мухаммад согласился и отправился вместе с Майсарой в Шам. Когда караван вернулся из Шама и все обязательства были выполнены, оказалось, что на этот раз прибыль значительно превысила обычный уровень. Это удивило Хадиджу. Ко всему прочему, Майсара на деле был поражен честностью и благородством Мухаммада.

Хадиджа знала, что двадцатипятилетний Мухаммад является очень порядочным и целомудренным юношей [4]. Эти обстоятельства подвели женщину зрелого возраста к мысли о возможном замужестве. К слову, Хадиджа была ранее замужем дважды [5].

Дочь Хувайлида отправила к Мухаммаду свою подругу Нафису с предложением о возможной женитьбе. Он согласился и переговорил со своими дядьями по линии отца о сватовстве. Дядья также согласились с решением Мухаммада и сосватали Хадиджу у ее дяди по отцу — ‘Амра ибн Асада.

На момент женитьбы Мухаммаду было двадцать пять, а Хадидже — сорок. Они прожили двадцать пять лет нелегкой, особенно после начала пророческой миссии, но очень счастливой супружеской жизни. В возрасте шестидесяти пяти лет Хадиджа скончалась. Пророк остался один с детьми [6].

Хадисы о Хадидже

«Наилучшей женщиной [времени миссии Иисуса] [7] являлась Марьям (Мария), дочь ‘Имрана [то есть мать Иисуса]. А наилучшей женщиной [времени моей миссии] [8] является Хадиджа, дочь Хувайлида» [9].

*

Cупруга Пророка ‘Аиша передавала: «Я ревновала Пророка только к Хадидже, которую я не застала. Когда Пророк, например, резал барана на мясо, он [порой] говорил: «Отправьте это друзьям Хадиджи!» Однажды я не выдержала и воскликнула: «Опять Хадиджа?!» Пророку это очень не понравилось, и он сказал: «Всевышний наделил меня сильной любовью к ней» [10].

*

‘Аишей передается: «Практически всегда посланник Божий, выходя из дома, проговаривал слова восхищения Хадиджей и восхвалял ее. Однажды меня охватило чувство ревности, и я воскликнула: «Она ведь была просто старушкой, взамен которой Господь дал тебе лучшее!» На лице у Пророка появились признаки гнева и недовольства сказанным. Он ответил: «Нет! Клянусь Богом, Он не дал мне лучше, чем она. Она уверовала в правдивость и истинность моей миссии, когда другие отрицали; она верила в искренность моих слов, когда другие обвиняли во лжи; она поддерживала меня, когда другие отвернулись, и Господь дал мне детей только от нее» [11].

Все последующие браки Пророка были заключены после достижения им пятидесятитрехлетнего возраста, когда, особенно в условиях пустыни, человек уже стар, немощен. Каждый их тех браков имеет свою историю, общественную и государственную важность, порой предполагалась помощь в воспитании детей, оставшихся без матери, либо это была женитьба на пожилой вдове с многочисленными детьми, муж и отец которых погиб на поле брани, или брак, необходимый для формулирования и оставления ответов на различного рода как семейные, так и социальные вопросы [12]. Ведь ситуация, не коснувшаяся одной супружеской пары, может коснуться другой. Злые языки были во все времена. Их язвительность всегда была особенно колкой в адрес известных, влиятельных и благородных людей.

Что уж говорить о пророках, которые несли слово Бога и своей миссией противостояли целым полчищам сатанинского зла и неверия. Верующий поймет, а упрямый атеист или безбожный философ может позволить себе оскорбить или оклеветать не только пророка, как это было со многими тысячами посланников Божьих, но и Самого Творца. Слава Богу, что будет Судный День, где все примет свой натуральный облик, клевета и оскорбления повиснут грехами на шеях тех, кто проговаривал их. Пророки и посланники Творца будут стоять пред Ним со всей чистотой и величием их дел, миссий. Многие захотят быть поближе к ним… Но не все смогут.  

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Обращение, как и в других подобных случаях, к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует).

[2] К таковым относятся Сафия и Джувейрия. В последующем обе стали мусульманками. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 384, 388; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 104. В те времена (четырнадцать веков назад) во всем мире существовало разделение на свободных и рабов, которые имели меньшие права или не имели их вовсе. Коран изначально призывал к освобождению невольных, часто становившихся таковыми в результате военных действий, призывал делать это безвозмездно, во имя Аллаха (Бога). Если это была женщина, то благим считалось освободить ее, а в последующем жениться на ней как на свободной. Ислам еще более четырнадцати веков назад начал процесс освобождения подневольных людей и оказания им помощи в обретении свободы и независимости. Отдельные «цивилизованные» деятели современности бессовестно приписывают Исламу поощрение рабства, не желая понять суть трактовок, поддерживая информационные кампании, дискредитирующие исламские и общечеловеческие ценности.

[3] Важно отметить, что по последнему пункту к Пророку (да благословит его Творец и приветствует) поступало несколько предложений, но все они были им отклонены. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 389, 390, 394.

[4] Через многие столетия после смерти Пророка создавались целые институты, в которых тысячи квазиученых пытались хоть что-то выискать, выскрести для дискредитации пророка Мухаммада. Однако ни один не решился на какие-то язвительные трактовки или ложь относительно целомудренности Мухаммада до женитьбы на Хадидже и относительно того, что она оставалась единственной его женою на протяжении последующих двадцати пяти лет.

[5] Одного ее супруга звали ‘Атик ибн ‘Аиз, а другого — Хинд ибн Зурара. См.: Аль-Буты Р. Фикх ас-сира ан-набавия [Понимание жизнеописания Пророка]. Каир: ас-Салям, 1999. С. 52; ас-Салихий М. Китаб азвадж ан-набий [Книга о женах Пророка]. Дамаск: Ибн Кясир, 2001. С. 53, 54.

[6] См.: Ас-Салихий М. Китаб азвадж ан-набий. С. 84; аль-Истанбули М. и аш-Шаляби М. Ниса’ хавля расуль [Женщины, которые были рядом с Пророком]. Дамаск: Ибн Кясир, 2001. С. 49–52.

[7] То есть примерно шестьсот лет. Пророк Мухаммад говорил: «…Поистине, не было пророков между его [Иисуса] ниспосланием и моим».

[8] С начала пророческой миссии Мухаммада и до Конца Света.

[9] Хадис от ‘Али; св. х. аль-Бухари и Муслима.

[10] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима.

[11] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада и ат-Табарани.

[12] Подробнее об этом см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 403, 404. Как уже ранее упоминалось, все жены пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) до того, как выйти за него, были ранее замужем. Исключением является лишь одна — ‘Аиша, по настоянию ее отца, Абу Бакра, принятая Пророком на воспитание уже с детского возраста. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 403.

Мухаммад

Хадиджа

Жены пророка

Майсара

‘Амр ибн Асад

‘Аиша

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic