Жизнь… Досадно, что некоторые не имеют понятия о значении, придаваемом Кораном человеческой жизни. Всевышний Аллах в Своем заключительном Послании сравнивает лишение одного человека жизни с убийством всего человечества и, наоборот, оживление[1] одного человека с предоставлением жизни всему человечеству.
Никто не имеет права подвергать опасности жизнь какого-либо человека, тем более того, в сердце которого вера во Всевидящего и Всезнающего. Закон Божий гласит:
Почему же отдельные личности ставят себя выше Бога и Его законов, формулируя и утверждая собственные правила? Опираясь на какие постулаты и каноны, они чинят суд над безвинными людьми?
Нужно четко осознавать, что каждый, абсолютно каждый понесет ответ за содеянное. Зло порождает только зло. В жизни посланника Божьего мы не найдем ничего, что могло бы оправдать поступки тех, кто причиняет боль и скорбь другим людям.
Между людьми столько общего, почему же мы не находим, не стараемся найти пути единения? Ведь каждый несет в себе что-то благое, чего нет в других. Почему не предпринять попытку извлечь пользу из межличностного общения?
Трудностей, проблем на нашем пути множество. Опечаливает тот факт, что порой они искусственно кем-то создаются, возможно, преследующими корыстные цели или оказавшимися под влиянием сатанинского воздействия. Если постоянно акцентировать на этих проблемах внимание, то мы не сделаем и шагу вперед: потонем в пучине подавленности и безысходности, потеряем ориентир в лабиринте душевных беспокойств и тревог[2]. Мы должны ставить перед собою высокие цели и стремиться к ним, помня, что наивысшей из них является достижение довольства нашего Создателя. Человеку следует задаваться вопросом: «Мой очередной поступок вызовет довольство Бога или, наоборот, Его гнев?» Нам важно быть (своими целями и каждодневным трудом в достижении их) значительно больше, глобальнее фактических или надуманных проблем, беспокойств!
Передается, что среди сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) были двое, которые, встретившись, не расходились, пока один из них не зачитывал другому суру «аль-‘Аср»[3]. Следуя этому благому примеру, приведу данную суру:
Вера, благие деяния, стремление быть примером для других в истине и терпении, самодисциплина в каждом дне — гарант нашего благополучия в обоих мирах. Обратите внимание, наряду с верой, благими делами и истиной, выделяется терпение. Постараемся же вооружиться этим качеством[4], чтобы Всевышний сделал его переходным к наилучшему для нас и будущих поколений[5].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Слово «оживить» можно трактовать как: спасение жизни (например, медицинское вмешательство); духовное оживление; морально-нравственное возрождение человека; материальная поддержка и т.д.
[2] Вспомните, например, про «теорию всемирного заговора» или про то, что «во всем виноваты евреи». Эти идеи периодически «проталкиваются» в информационное пространство отдельными блогерами, авторами, корреспондентами, а порой и богословами.
[3] См.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: Муассасату аль-кутуб ас-сакафия, 1993. Т. 4. С. 550.
[4] Проявляя терпение, но прося при этом у Господа жизненных сил (энергии). Пророк Мухаммад говорил: «Больше моли [Господа миров] о [предоставлении тебе] аль-‘афия (жизненной энергии; здоровья, хорошего самочувствия, благополучия)». Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 86, хадис № 1392, «хасан».
[5] За основу взята проповедь моего брата, муфтия Москвы Ильдара Аляутдинова, прочитанная им в Соборной мечети Москвы в декабре 2004 года.