Толковый словарь русского языка в третьем пункте значений данного слова пишет: «Жизнь — это полнота проявления физических и духовных сил», а в четвертом — «период существования кого-либо от рождения до смерти»[1]. Теперь посмотрим, как ее (жизнь) трактовали, ощущали, понимали мудрецы и отдельные ученые мужи человеческой истории. Например:
«Вся наша жизнь уходит на то, чтобы научиться пользоваться ею» (П. Буаст).
«То, что получаем от жизни, прямо пропорционально (соразмерно) тому, что мы вкладываем в жизнь» (Г. Леман).
«Жизнь легче, чем кажется; нужно всего лишь принять невозможное, обходиться без необходимого и выносить невыносимое» (К. Норрис).
Дается жизнь не навсегда, Жизнь — одноразовое чудо. Мы все являемся сюда, Чтобы навек отбыть отсюда. В. Шефнер
«Жизнь не перестает быть забавной, когда мы умираем, и не перестает быть серьезной, когда мы смеемся» (Б. Шоу).
А теперь попробуем взглянуть на суть жизни, мирского бытия через призму Священного Корана, но лишь на одну ее грань (один из основных ее смыслов), не распыляясь на многое. Ведь лучше узнать и уместно применить что-то одно, нежели черпать информацию тоннами страниц, не спроецировав ни одной строки на реальную жизнь.
1.
2.
3.
4.
«Знайте же, что, поистине, жизнь мирская — (1) игра [где свои правила и где есть выигравшие и проигравшие; в ней присутствует немало пустого и бесполезного, на что не стоит тратить времени и сил]; (2) забава (развлечение) [в мирской обители много никчемного, а порой и греховного: игорные дома, пьяные застолья, ночные клубы, пляжные романы, бессмысленные и аморальные развлекательные передачи и т. п.]; (3) [ослепляющая и обманывающая вас порой] красота [а это — великолепные, но малополезные предметы фарса: раритетные или гоночные автомобили, яхты, частные самолеты с эксклюзивным дизайном; полные роскоши и неразумного изобилия элитные квартиры и особняки; дорогостоящая одежда и т. п. Посмотрев сквозь все это, проницательный человек легко может понять и уяснить никчемность роскоши подобного уровня, не говоря уже о том, что она зачастую сопряжена с посягательством на имущество и права других, с казнокрадством и обманом[3]], (4) горделивость (кичливость) друг перед другом [когда человек приобретает ту или иную дорогостоящую вещь не для уюта и удобства, а ради хвастовства, ощущения превосходства над другими, чтобы «утереть нос» соседу, компаньону или другу] и (5) накопительство [слепое приумножение] богатств[4], а также [горделивость] многочисленностью детей [когда родители гордятся не порядочностью, умом, образованностью, воспитанностью, набожностью и самостоятельностью своих чад, а тем лишь, что их много].
[И если представить себе мирскую жизнь образно, то] она подобна обильному дождю (ливню). Неверующие восхищаются растениями (урожаем), произрастающими после него, ведь все быстро созревает, но [через недолгий промежуток времени] сразу начинает желтеть (бледнеть), а затем гниет (или иссыхает, превращаясь в бесполезные остатки, сор, мусор, труху). [«Созревающие» мирские «плоды», возможности, достаток, силы нужно уметь вовремя и разумно «собрать», использовать, переведя в то, что полезно и доходно в мирском и в вечном. Но люди часто бывают ослеплены тем, что есть, забывая о том, что земное в скором времени уйдет, а вернется в виде записи в личном деле в Судный День — или грехами, или благодеяниями.]
В вечности [для грешников и безбожников предусмотрено] суровое наказание, [а для кого-то из числа уверовавших и набожных] — прощение от Господа и довольство. Жизнь мирская — и нет сомнения в этом — предмет ослепления (самообольщения[5], тщеславия, высокомерия, гордости). [Она есть то, посредством чего вы можете быть обмануты, можете жестоко обмануться, купив за кровью и потом заработанные на протяжении десятилетий миллионы то, что не стоит и гроша[6]. От отдельных мирских благ и удовольствий человек может постепенно ослепнуть, переставая проницательно видеть сквозь них, теряя возможность анализировать, во что они превратятся в вечности: в райские плоды, неописуемые по красоте и вкусу, или в адские колючки, запиваемые кипятком Ада. Звучит непривычно, но одного из двух не избежать]»[7] (Св. Коран, 57:20).
Итак, жизнь — игра. Но это по сути своей не легкомысленная забава, а игра, требующая от нас взвешенного, серьезного подхода и неустанных тренировок. Ведь в ней будут и выигравшие, и проигравшие. Но мы ради своего же блага не имеем права проигрывать. Верующий относится к жизни спокойно, ровно, энергично, с радостью, но подход серьезен и чувство ответственности всегда при нем. Ничто не удержать в руках навечно, кроме как переведя в иную категорию — во имя Аллаха (Бога), совершая тот или иной добрый поступок пред Ним, Господом миров, и на благо себе (но помня о человеческой ненасытности, зная меру в собственных желаниях и хотениях), родным, своему народу, единоверцам и вообще людям[8]. К тому же все по намерениям.
Важны — целеустремленность[9], настрой и положительная, разумная активность, иногда — с двойным усилием, упорством. Дело осталось за малым — жить… достойно прожить. И больше на уровне души[10], намерений и фактических дел, нежели — масок, декораций и искусственных представлений; желаний или фантазий.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 306.
[2] «Если вы [люди] совершаете что-то благое, то делаете это для самих же себя [себе на благо, мирское и вечное], а если совершаете что-то плохое, злое [развращаете, сеете раздор; осмеливаетесь посягнуть на честь, жизнь или имущество других], то — против самих же себя. [Вам лишь кажется, что вы помогаете другому, на самом деле вы помогаете самим себе. И вам лишь кажется, что вы вредите другим, на самом же деле пострадаете лишь вы сами, не от людского, так от Божьего правосудия]» (см. Св. Коран, 17:7).
[3] «Слишком много людей тратят деньги, которые они не заработали, чтобы купить вещи, которые им не нужны, дабы удивить людей, которые им не нравятся» (У. Смит).
[4] «Некоторые думают, что покупают наслаждение, а сами продают себя ему в рабство» (Б. Франклин).
[5] Самообольщение — обольщение себя приятными, но ложными мечтами, надеждами. См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 1144.
[6] Более подробно о смыслах данного аята говорится в моей лекции «Миллион за то, что не стоит и гроша» (14.01.2007) на 6-м диске CD-проповедей или на сайте umma.ru.
[7] Уметь мудро и искусно жить, преодолевая, достигая, не обманываясь и не ослепляясь, — непростой, но в результате работы над собою приобретаемый навык. Есть разные пути достижения успеха, обхода обмана и сохранения зрячести. Наилучшими помощниками в этом для человека, считаю, являются вера и интеллект.
[8] Помогая другим важно не превращать их посредством постоянной помощи и опеки в иждивенцев и паразитов, живущих за чужой счет.
[9] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) наставлял: «Люди, вы обязаны иметь цель (стремление)! Вы обязаны иметь цель (стремление) [если намерены чего-то существенного достичь в этой земной жизни в духовном, интеллектуальном, физическом или материальном плане! Обозначайте цели и действуйте!] Поистине, Аллах (Бог, Господь) не лишит вас Божественной благодати (милости Его и благословения) до тех пор, пока не «согласитесь» с чувством скуки (душевного томления, не пойдете у него на поводу; пока вам не надоест то, чем занимаетесь)». Последняя часть хадиса при подстрочном переводе звучит как: «Ему (Господу миров) не надоест (не наскучит) [помогать вам], пока вам не надоест (не наскучит) [делать свое дело, не отчаиваясь в помощи и милости Творца; пока не надоест ставить цели и, несмотря ни на что, достигать их]». Хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа, Абу Я‘ля и Ибн Хаббана. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 180, хадис № 3013, «сахих».
[10] Понять, что такое «жить на уровне души», поможет вам (с благословения Всевышнего) моя книга «Мир души», которая есть в книжном варианте, в аудиоформате, а также в электронном варианте. Все это вы можете найти на http://ummabook.ru.