Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Мухаммад возвращается из поездки домой, чтобы вместе с дядей продолжить трудиться на родине, так как не подобает мужчинам бездействовать. Посланники, жившие до него, питались исключительно плодами своих трудов. Они осваивали ремесла и выполняли самую разную работу. Достоверно известно, что Мухаммад в период юности пас овец и говорил: «Я пас скот жителей Мекки за небольшую плату»[1]. Известно, что некоторые пророки также пасли овец, возможно, так они приучались к безустанному труду, управлению массами и проявлению мягкости к самым слабым.
Может быть, у кого-то возникнет вопрос о познаниях, связанных со Вселенной, окружающим миром и людьми. Были ли эти истины в одночасье заложены в души пророков, минуя этапы воспитания? Нет! Все истины формировались в их сознании постепенно, хотя они и не обучались по нынешним методам. Однако им была присуща правильность мысли и прямота убеждений, что ставит их во главе всех ученых.
Каковы же знания, возносящие человека? Неужели заучивание уроков и запоминание правил? Воистину, попугаи бездумно повторяют услышанные слова, но не превращаются в людей. Так и дети, повторяющие заученные проникновенные речи проповедников или политиков, не подобны взрослым мужчинам. Ты можешь встретить ученых людей, но их знания подобны залежам золота в заброшенных ущельях скал, не побуждают к благому и не удерживают от скверного. Коран сравнивает ученых мужей-иудеев, которые несут Тору, но не следуют ей, с ослами.
Люди, несущие знания, но не исправляющиеся через них, распоряжаются ими неправильно. Есть также суеверные, путающие истины между собой. Их сознание словно весы, на которых одна из чаш беспричинно перевешивает другую, из-за чего на них невозможно правильно взвесить. Порой они принимают то, что кажется невозможным, либо отвергают неоспоримые истины. Есть люди, которые обучались в течение двадцати лет, но они путаются при ответе на простой вопрос, блуждают подобно потерявшемуся верблюду. Если подобный вопрос будет задан неграмотному, но с чистым естеством человеку, он сможет сразу распознать истину. Смысл в том, что ты можешь потратить десятилетия, пытаясь исправить интеллектуальную кривизну, однако так и не достигнешь уровня человека, которому дана рассудительность от природы.
В результате изучения жизнеописания Пророка возникает полное убеждение, что он являлся образцом правильной мысли и верного взгляда. И до того момента, как он пас овец и занимался торговлей, и после этого он жил с пробужденным и осознанным сердцем среди опьяненных и беспечных людей пустыни.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 9 т. Бейрут: Таук ан-нажа, 2001. Т. 3. С. 88, хадис № 2262.