Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Аудио статья

Акыда. Понимание таухида (Единобожия) в массах

00:00

00:00

Интересный пример нездоровой трансформации веры приводит известный египетский ученый Мухаммад аль-Газали[1]: «Английское правительство, находясь в противостоянии с коммунистической пропагандой Советского Союза, «обеспокоилось» верованием египтян. И успокоило его то, что три миллиона мусульман-египтян посетили в этом году могилу Ахмада аль-Бадави[2] в Танте».

Это происходило, полагаю, в 70-х годах ХХ века. Советский Союз продвигал свою идеологию на Ближнем Востоке, пропагандируя атеизм, а Англия, у которой был огромный опыт управления подконтрольными многочисленными колониями, пошла путем более долгосрочным и перспективным: не стала отрицать местное верование, а просто задала ему новое направление, что в итоге помогло управлять массами и направлять их – дополнительный инструмент влияния и контроля. Всем известное «разделяй и властвуй».

Но сейчас я намерен не столько сказать о важности единства мусульман (что крайне сложно для 1,5 миллиарда людей, относящихся к самым разным культурам, говорящих на сотнях языков и имеющих самые разные взгляды и мнения, что Исламом не возбраняется, а наоборот приветствуется[3]), сколько о понимании Единобожия, единственности Аллаха (Бога, Господа), в массах на данном живом примере.

Зачем люди совершают паломничество, специально отправляясь к подобным местам? Например, давая торжественные обеты, обещания пред Всевышним, что если то или иное произойдет, то они непременно посетят могилу такого-то святого. В периоды продолжительных трудностей или узнав о тяжелом заболевании, они также отправляются к святым местам, совершают там заклание животных с именем Аллаха (Бога, Господа) и раздают это мясо малоимущим. Вроде как ничего греховного здесь нет, но! Отправляясь в могилам праведников, люди молят этих праведников заступиться за них пред Богом и помолиться за них Ему. Они молят тех, чей жизненный срок уже давно закончился, и те не слышат, не видят, а лишь пребывают в ожидании Конца Света и Судного Дня, как и все остальные, покоящиеся в земле.

Часто можно услышать этому такое объяснение: «Мы грешны, часто оступаемся, а их души чисты, и уровни их пред Богом высоки!» Подобная трактовка и интерпретация, такого рода «обоснованная» трансформация религии и реализация веры в Бога губительны для человека: он искусственно создает между собою и Богом преграды и преднамеренно ставит кого-то посредником между собой и Им.

Одной из очевидных и первостепенных истин, основ в Исламе является то, что человек обращается к Аллаху (Богу, Господу) напрямую и имеет на это абсолютное право, независимо от того, сколь он грешен и как низко пал. Уважение и почтение к ученым мужам прошлого и настоящего приветствуется в Исламе[4], но поклоняться следует лишь Аллаху (Богу, Господу) и просить о помощи и поддержки только у Него. Изо дня в день верующий, совершая очередную молитву-намаз, многократно проговаривает слова из первой главы Корана:

«Тебе [о Господи] поклоняемся и у Тебя просим помощи [поддержки, Божьего благословения в делах наших]» (Св. Коран, 1:5).

Передается, как однажды пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) обратился к Ибн ‘Аббасу [бывшему в то время еще десятилетним ребенком], сидевшему позади него на мулице, со словами: «…если просишь, то проси у Бога. Если тебе нужна помощь, то проси ее у Него. [Старайся по возможности не прибегать к помощи людей. В достижении желаемого прикладывай все свои силы и умения, уповая при этом на безграничную милость Господа миров]»[5]. То есть даже у живых людей старайся не просить, а выстраивай с ними диалог и взаимовыгодные отношения. Что уж говорить о мертвых, которые давно покинули этот мир! В Коране сказано:

«Скажи [тем, кто нашел для себя иных богов и божеств]: «Призовите тех, кого вы обожествили помимо Него: ведь они не смогут решить ваши проблемы либо перенести их [на кого-то другого]?!» [Поймите же, наконец] те, кого вы [обожествляете и] просите [о помощи, защите и спасении], сами стремятся к Господу, ищут наиболее короткие пути к Нему, молят Его о милости и страшатся Его наказания. Ведь Его наказание, воистину, вселяет страх [не только в души простых грешников, но и заставляет содрогнуться ангелов и пророков, не говоря уже о праведниках (шейхах, устазах, авлия’), которые порой излишне возносимы и чуть ли не обожествляемы после их смерти некоторыми из вас]!» (Св. Коран, 17:56, 57);

*

«[Удивительно] помимо Аллаха (Бога, Господа) люди поклоняются тому, что не имеет власти ни на небесах, ни на земле даже для того, чтобы обеспечить их хоть малостью удела! [Идолы, иконы, «святые», «живые боги»; культы, секты, живые «спасители» и т. п. не имеют власти даже над малейшим на небесах и земле] и [причем никогда] не смогут [ее заиметь]!» (Св. Коран, 16:73).

В заключение отмечу, что в Исламе паломничество религиозного характера возможно лишь к трем святыням.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не отправляйтесь [с намерением посетить святые места], кроме как к трем мечетям: мечети аль-Харам [в Мекке], моей мечети [в Медине] и мечети аль-Акса [в Иерусалиме]»[6].

Также он подчеркнул: «Молитва[-намаз], [совершенная] в моей мечети [в Медине], лучше [по Божественному воздаянию и вознаграждению], чем тысяча молитв[-намазов] в любой другой мечети. За исключением мечети аль-Харам [в Мекке][7]. Молитва[-намаз] в ней [в мечети аль-Харам, внутри которой находится Кааба] лучше [по Божественному воздаянию и вознаграждению], чем сто [молитв] здесь [в моей мечети в Медине]»[8]. Безусловно, молиться Богу и обращаться к Нему можно в любой точке мира, на земле, под землей и даже на небесах, например, во время полета в самолете. И конечно же, посещать исторические памятники прошлого или настоящего – это в Исламе приветствуется[9]. Но просить нужно только у Аллаха (Бога, Господа) и молить лишь Его, Единого и Единственного, непостижимого, невообразимого и ни с чем не сравнимого.

Рекомендуем прослушать по этому поводу две аудиопроповеди: «Посещение святых мест»

«Суфии, саляфиты и другие»

 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Мухаммад аль-Газали аль-Сакка (1917—1996 гг.) — мусульманский духовный лидер и ученый, чьи труды «повлияли на поколения египтян». Автор 94 книг. Шейх Газали привлек внимание многих своими трудами, которые стремились интерпретировать Ислам и Коран в современном свете. Сделал вклад в возрождение Ислама в Египте.

[2] Ахмад ибн Али аль-Бадави — основатель суфийского тариката (религиозного братства), последователи которого по его имени именуются либо бадавитами, либо ахмадитами.

[3]  «Разногласия моих сподвижников (последователей) [во второстепенных вопросах] — милость [Божья для людей]». Хадис от Ибн ‘Аббаса и других; св. х. аль-Байхакы, ат-Табарани, ад-Дайлями и др. См., например: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 56–58, хадис № 153; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 173; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 24, хадис № 288 (указано, где упоминается, но нет степени достоверности); аль-Муттакы А. Кянз аль-‘уммаль [Кладовая тружеников]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1985. Т. 10. С. 136, хадис № 28686 (достоверной цепочки передатчиков по нему не найдено, относительно иснада — недостоверен).

[4] Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Преимущество ученого (‘алим) перед [просто] поклоняющимся (‘абид) подобно моему [как заключительному Божьему посланнику] преимуществу перед худшим из вас [то есть этот худший является верующим, но у него много грехов, причем самых разных]». Затем Пророк продолжил: «Поистине, того, кто обучает людей благому (хорошему, полезному) [имея, конечно же, соответствующее образование в данной области, необходимые навыки и опыт, на приобретение которых он потратил многие годы жизни, затратил много сил и энергии], Аллах (Бог, Господь) одаривает Своей милостью (благословением); ангелы, а также все живое на земле и небесах, даже муравей в своем муравейнике и кит [в море], молятся за него [прося Господа о прощении грехов этого человека]». См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 193, хадис № 1388; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 758, хадис № 2690, «хасан сахих».

[5] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 715, хадис № 2521, «хасан сахих».

[6] См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 4. С. 498, хадис № 1619, «сахих». Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 353, хадис № 1189; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 547, хадис № 511–(1397); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 124, хадис № 326, «хасан сахих».

[7] Эту часть хадиса см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 353, хадис № 1190; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 546, хадисы № 505–(1394) и 509–(1395); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 124, хадис № 325, «хасан сахих».

[8] См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 4. С. 499, хадис № 1620, «сахих»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1125, хадис № 16216 (16117), «сахих».

[9] В Коране сказано: «Разве не могли они попутешествовать [изучить историю прошлых веков и тысячелетий, а затем посетить сохранившиеся памятники, столицы государств и цивилизаций когда-то процветавших и сокрушавших любого врага], имея при этом разумеющие сердца и слышащие уши?!» (см. Св. Коран, 22:46); «Они разве не передвигаются по земле и не видят того, чем закончили [свой земной путь] те, которые были до них?! [Путешествуйте, изучайте историю по памятникам, оставленным давно ушедшими народами и культурами, извлекайте уроки для своей собственной жизни.] А ведь они были [не менее, а гораздо] более могущественны (сильны), работали на земле [пахали, сеяли], а также застраивали ее в больших масштабах, чем застраивает ее теперешнее поколение. К ним приходили их посланники с очевидными знамениями [чудесами от Бога]» (см. Св. Коран, 30:9). С подобным смыслом см. также следующие аяты Св. Корана: 12:109, 22:46, 40:82, 47:10, 30:9, 35:44, 40:21, 6:11, 27:69, 29:20, 30:42, 34:18, 3:137, 16:36.

Паломничество

Таухид

Акыда

Святые места

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic