«У тебя [о Мухаммад] спрашивают о хамре [обо всем том, что опьяняет рассудок] и майсире [азартных играх]. Скажи: «В них большой грех и выгоды[1] для людей, [однако] греха больше, чем выгоды» (см. Св. Коран, 2:219).
Ответы на вопросы об употреблении спиртного в Исламе
Меня интересует, о какой пользе спиртного и азартных игр идет речь в 219-м аяте суры «аль-Бакара»?
1. «…И польза для людей». В чем польза? Спиртное, на первый взгляд, расслабляет, снимает стресс (хотя наносит непоправимый урон здоровью), способствует увеселению; от его специфического вкуса и запаха кто-то может получить наслаждение. Скупого алкогольное опьянение превращает в щедрого, а труса — в храбреца. Азартные игры пробуждают задор, увлеченность, страсть, также это и возможность выиграть крупную сумму денег.Греха же и вреда в них значительно больше как для одного человека, так и для общества в целом. Научных да и житейских (особенно в России) доказательств тому предостаточно.
2. Этот аят (2:219) является промежуточным (вторым из четырех) в порядке ниспослания относительно запрета употребления спиртного.
Вот цепочка этих аятов:
«Из фиников и винограда вы получаете опьяняющий напиток (вино)» (см. Св. Коран, 16:67);
*
«Скажи: «В них (в спиртном и азартных играх) большой грех и выгоды для людей, [однако] греха больше, чем выгоды» (см. Св. Коран, 2:219);
*
«Не приближайтесь к молитве-намазу, когда вы пьяны» (см. Св. Коран, 4:43);
*
«О верующие! Воистину, [и нет сомнений в этом] спиртное, азартные игры… мерзость из дел Сатаны. Сторонитесь же этого! Возможно, вы преуспеете. Поистине, Сатана хочет посеять между вами вражду и ненависть через спиртное и азартные игры и отвратить вас от упоминания Господа и от молитвы. Не прекратить ли вам [заниматься этими скверными и гнусными делами]?! [Прекратите же заниматься этим!]» (см. Св. Коран, 5:90, 91).
3. Достоверный хадис ко всему прочему ясно указывает на то, что опьяняющее запретно и в большом количестве, и в малом[2]. Все понимают, что «спиртное — корень скверного, нечистого и мерзкого»[3], но сколь мало людей осознают это.
Употребление алкоголя относится к тому, на что наложен абсолютный запрет. Применение спирта возможно лишь в медицинских целях.
«Говоря об алкоголе, чаще всего имеют в виду этиловый алкоголь, хотя алкоголей (спиртов) существует много. Этиловый алкоголь — бесцветная прозрачная жидкость с характерным запахом и жгучим вкусом. Часто его называют просто этанолом, этиловым, или винным, спиртом.
Вредоносное действие алкоголя определяют его различные физико-химические свойства, это, например, гидрофильность (способность вбирать в себя воду). Жадно отнимая воду у всех живых тканей, с которыми приходит в соприкосновение, алкоголь обезвоживает их. В результате в клетках тканей нарушаются процессы обмена веществ.
Особенно чувствительны к алкоголю нервные клетки человека. Так, когда концентрация алкоголя в крови доходит до 0,5–0,6%, наступают грубые нарушения деятельности клеток дыхательного и сосудодвигательного центров головного мозга.
Показательно, что для усвоения алкоголя не требуется действия пищеварительных соков. Всасывание алкоголя в основном происходит в желудке и тонком кишечнике. Однако в связи с тем, что поверхность тонкого кишечника значительно больше поверхности желудка, всасывание в кишечнике происходит быстрее, чем в желудке.
Попадая в желудочно-кишечный тракт, алкоголь сразу же начинает всасываться через слизистые оболочки. Его молекулы в неизменном виде проникают затем в кровеносные сосуды, насыщая собой кровь. С кровью они разносятся по всему организму, задерживаясь на определенное время в клетках всех органов и тканей.
Установлено, что 90–95% поступившего в кровь алкоголя окисляется, а 5–10% выделяется из организма в неизмененном виде почками, легкими и кожей…
Проникая непосредственно в клетки и нарушая в них нормальное течение обменных процессов, алкоголь в большей или меньшей степени токсически воздействует на все органы и ткани организма. Под его влиянием изменяется деятельность головного мозга, сердца, сосудов, легких, печени, почек, желудочно-кишечного тракта, органов внутренней секреции, мышц. Алкоголь изменяет частоту, силу, а иногда и ритм сердечных сокращений, тонус и наполнение кровеносных сосудов, частоту дыхания, значительно искажает процесс обмена веществ. При этом расстраиваются все виды обмена. В наибольшей мере страдает углеводный обмен.
Окисляясь в тканях печени и других органов, алкоголь насыщает биологические жидкости организма так называемыми кислыми продуктами. Подавляются окислительно-восстановительные процессы в тканях. На восстановление нормального функционального состояния тканей после полного выведения алкоголя из организма требуется порой значительное время.
Чувствительность каждой из тканей к токсическому действию алкоголя различна. В наибольшей мере свое пагубное влияние алкоголь оказывает на центральную нервную систему, в связи с чем его относят к «нервным ядам».
До сих пор среди любителей спиртного можно услышать ложное мнение о безвредности и даже о мнимой пользе алкоголя. Так, нередко говорят о якобы лечебных, питательных свойствах алкоголя, его способности снимать усталость и повышать работоспособность. Так ли это?
В настоящее время медицинская наука считает «лечебное» применение алкоголя не только неэффективным, но и вредным для здоровья. Это мнение было сформулировано уже в 1915 году на Пироговском съезде русских врачей, в резолюции которого сказано:
«...нет ни одного органа в человеческом теле, который бы не подвергался разрушительному действию алкоголя; алкоголь не обладает ни одним таким действием, которое не могло бы быть достигнуто другим лечебным средством, действующим полезнее, безопаснее и надежнее; нет такого болезненного состояния, при котором необходимо назначать алкоголь на сколько-нибудь продолжительное время».
За истекшие со времен Пироговского съезда годы отношение врачей к алкоголю не изменилось. В настоящее время этиловый алкоголь применяют в медицинской практике только в составе отдельных средств для наружного применения (растирания, ушные капли), для дезинфекции и стерилизации и при приготовлении лекарств из растительного и биологического сырья. Во всех случаях этиловый спирт входит в состав лекарств в незначительных количествах, не оказывающих вредного влияния на организм.
Версия о пищевой ценности спиртных напитков также несостоятельна. Для энергетического обеспечения организма необходимы вполне определенные вещества: белки, углеводы, жиры и витамины. Именно эти вещества, а никоим образом не алкоголь, обеспечивают восстановление энергетических запасов, рост и развитие тканей и органов человеческого тела. В некоторых спиртных напитках (например, наливках, ликерах, винах, пиве) содержится сахар, белки и витамины. Но это совсем не значит, что их можно употреблять в качестве продуктов питания, так как содержание в них питательных веществ в сравнении с токсическим действием алкоголя относительно невелико.
Ложно и представление о том, что алкоголь является средством снятия усталости, повышения работоспособности. В настоящее время убедительно доказано, что чувство бодрости и прилива сил, появляющееся после употребления спиртного напитка, обманчиво. Исследования показывают, что при употреблении алкоголя у усталого человека отмечается снижение качества его деятельности»[4].
Я студент-медик и хотел бы вам (только с благими намерениями) сказать, что нейроны (нейроциты) взрослого человека относятся к стационарной клеточной популяции, то есть они не могут делиться. Хотелось бы привести цитату из учебника «Общая гистология» В. Л. Быкова: «Их общее количество [нейронов] в нервной системе человека превышает 100 млрд, а по некоторым оценкам достигает одного триллиона. К рождению нейроны утрачивают способность к делению, поэтому в течение постнатальной жизни их количество не увеличивается, а напротив, в силу естественной убыли клеток, постепенно снижается… Гибель нейронов значительно ускоряется в старости, приводя к потере 20–40% клеток в некоторых участках головного мозга».
«Гибель нейронов при дегенеративных заболеваниях нервной системы (болезнях Альцгеймера, Гентингтона, Крейцфельда-Якоба, паркинсонизме и др.) происходит вследствие ненормально высокой активности апоптоза[5], что приводит к резкому снижению их содержания в определенных участках ЦНС. Развитие неврологических нарушений, которые выявляются у 90 % больных СПИДом, связано с потерей 40–50 % нейронов в коре головного мозга, которые также погибают в результате апоптоза». Ильдар.
В своем письме вы приводите следующую цитату из учебника В. Л. Быкова «Общая гистология»: «Их [нейронов] общее количество в нервной системе человека превышает 100 млрд, а по некоторым оценкам достигает одного триллиона. К рождению нейроны утрачивают способность к делению, поэтому в течение постнатальной жизни их количество снижается… Гибель нейронов значительно ускоряется в старости, приводя к потере 20–40% клеток в некоторых участках головного мозга».
А теперь давайте более широко посмотрим, каковы последние научные данные по этому вопросу.
«В начале ХХ века самый выдающийся мировой специалист по нейроанатомии, лауреат Нобелевской премии Сантьяго Рамон-и-Кахаль, заложил основы знаний о структуре нейронов и обратил внимание на одну из самых досаждающих ученым проблем в сфере анатомии человеческого мозга. Считалось, что в отличие от мозга простых животных мозг человека не способен регенерировать после повреждения. Подобная беспомощность типична далеко не для всех человеческих органов. Наша кожа при порезе может излечиться сама, утраченная кровь восполняется, сломанные кости срастаются.
В 1998 году Фредерик Гейдж и Питер Эриксон из Швеции обнаружили в гиппокампе нейрональные стволовые клетки. На эти клетки долгое время не обращали внимания, отчасти из-за того, что их существование противоречило представлению о том, что мозг похож на сложный автоматический механизм, а машины не могут отращивать новые части.
В 1965 году Джозеф Альтман и Гопал Д. Дас из Массачусетского технологического института обнаружили нейрональные стволовые клетки у крыс, но к их работе отнеслись с большим сомнением. Затем в 1980-х годах орнитолог Фернандо Ноттебом был поражен тем фактом, что каждый сезон певчие птицы поют новые песни. Он обследовал их мозг и обнаружил, что каждый год в течение того сезона, когда птицы поют больше всего, у них образуются новые клетки мозга в той его части, которая отвечает за разучивание песен.
После этого был произведен ряд исследовательских работ над животными. Затем Эрикссон и Гейдж открыли гениальный способ помечать клетки мозга с помощью специального маркера, называемого БДУ (бромдезоксиуридин), который проникает в нейроны только в момент их создания и светится под микроскопом. Эрикссон и Гейдж получили у смертельно больных пациентов разрешение сделать им инъекцию молекул-маркеров. После того как эти люди умерли, Эрикссон и Гейдж исследовали их мозг и обнаружили в их гиппокампе новые, недавно сформировавшиеся нейроны. Благодаря этим пациентам стало известно, что живые нейроны формируются в нашем мозге до самого конца жизни.
К настоящему времени найдены активные нейрональные стволовые клетки в обонятельной луковице мозга, а также дремлющие и неактивные клетки в перегородке (обрабатывающие эмоции), в полосатом теле (отвечающем за движение) и спинном мозге.
Работая над тем, чтобы активировать эти стволовые клетки, коллеги Гейджа проводили опыты над стареющими мышами, содержа одних в стимулирующей среде, заполненной «мышиными игрушками» (мячи, тубы, «беличьи» колеса), а других стареющих мышей в стандартных клетках. После вскрытия стареющих мышей выяснилось, что объем гиппокампа мышей из первой группы в сравнении с мышами второй группы увеличился на 15%, а количество новых нейронов составило 40 тысяч, что также соответствует росту на 15%.
В дальнейшем ученые выяснили, что новая среда (стимулирующая) может приводить в действие нейрогенезис. Таким образом, изучая что-то новое, а не просто повторно используя имеющиеся у нас навыки, а также занимаясь физическими упражнениями, мы способствуем росту новых нейронов и продлению жизни уже имеющихся в нашем мозге.
При этом ученые отмечают, что частичное сохранение процессов нейрогенезиса в пожилом возрасте вовсе не опровергает того факта, что в этот период жизни работа нашего мозга, как и других органов, постепенно ухудшается. Но даже на стадии этого ухудшения мозг претерпевает масштабную пластическую реорганизацию, которая, возможно, нацелена на приспособление к его потерям»[6].
Научные данные, приведенные Норманном Дойджем в книге «Пластичность мозга», подтверждает Пол Э. Бэндхейм: «Мозг начинает формироваться на ранних сроках развития плода и растет с удивительной быстротой в первые два года жизни: около 250 000 новых клеток добавляются каждую минуту, 15 млн — в час, 360 млн — в день. А затем скорость роста новых клеток немного снижается, но мозг продолжает расти — в основном за счет создания новых синапсов, что стимулируется поступлением новой информации и обучением.
Мозг продолжает увеличиваться в размерах примерно до 20-летнего возраста[7].
Между тем по ходу нашей жизни некоторые клетки, достигшие конца своего генетически запрограммированного периода жизни (или неиспользуемые в полной мере[8]), уничтожаются вместе с их синапсами. Этот процесс происходит на протяжении всей жизни, но потери в определенной степени компенсируются рождением новых клеток и созданием новых синапсов. Вы можете частично контролировать процесс воспроизводства новых клеток мозга и синапсов и заметно стимулировать его путем изменения образа жизни»[9].
Относительно обсуждаемой темы известный нейробиолог, нейропсихиатр, руководитель знаменитой во всем мире Клиники Амена, автор 20 книг Дж. Амен пишет: «Мозг обладает собственным механизмом ремонта повреждений, получаемых в результате естественного износа в процессе жизни. Исследования двух последних десятилетий продемонстрировали, что мозг взрослого человека способен создавать новые клетки. Теперь ученые интенсивно изучают вытекающие из этого факта последствия.
Нейрогенез означает рождение новых нейронов, но цикл рождения начинается смертью. <…> Нейрогенез за счет замены нейронов, которые были убиты или повреждены, поддерживает и развивает функциональные возможности мозга. Сам факт гибели нейрона запускает производство определенных факторов роста, стимулирующих формирование новых нейронов. Однако нейрогенез «не знает», когда следует остановиться. Если предоставить его самому себе, он будет создавать новые нейроны, пока мозг не взорвется. Мозгу необходима саморегуляция, чтобы поддерживать именно то количество нейронов, которое ему требуется.
Когда количество новых нейронов достигает определенного уровня, запускается процесс клеточной гибели, которая вновь снижает их количество. И этот механизм тоже «не знает», когда следует прекратить уничтожение клеток, и тогда опять запускается процесс формирования нейронов. Все это позволяет процессу росту клеток мозга оставаться в определенных рамках, а нейрональным цепям функционировать нормально (при нормальных прочих условиях).
Старение начинается тогда, когда клеток умирает больше, чем рождается. Рак начинается тогда, когда происходит перепроизводство клеток»[10].
Процесс, описанный Дж. Аменом, отчасти необходим и для повышения функциональных возможностей мозга. В подростковом возрасте происходит масштабный процесс «сокращения» нейронов, когда утрачиваются синаптические связи и отмирают нейроны, не подвергавшиеся интенсивному использованию. Продолжая снабжать неиспользуемые нейроны кровью, кислородом и энергией, организм просто расходует резервы впустую, а избавление от таких нейронов повышает сфокусированность и эффективность мозга. Таким образом, подобный процесс реорганизации мозга является ярким доказательством одного из законов пластичности мозга: «не использовать — значит потерять»[11].
Зимой мы с друзьями выезжали на охоту. В тот день мороз усилился и достиг 40 градусов. Чтобы не замерзнуть и согреться, мы с другом (оба читаем намаз) выпили по стакану водки. Является ли это грехом? Раимбек.
Если вы и могли использовать водку для чего-то полезного, так это, например, для растирания обмерзших частей тела.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] В аяте данное слово стоит во множественном числе.
[2]См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 645.
[3]См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 647.
[4] См.: http://www.meding.ru/alcohol/v2.htm.
[5] Апоптоз — процесс генетически запрограммированной гибели клеток, который приводит к «аккуратной» разборке и удалению клеток.
[6] Подробнее см.: Дойдж Н. Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга. М.: Эксмо, 2011. С. 393–411.
Норманн Дойдж — доктор медицины, психиатр, психоаналитик и научный сотрудник Центра психоаналитического обучения и исследований Колумбийского университета в Нью-Йорке и факультета психиатрии Университета Торонто. Четырежды становился лауреатом престижной «National Magazine Gold Award».
[7] Здесь уместно привести выводы Д. Дж. Амена, который в своей книге «Великолепный мозг в любом возрасте» пишет: «Как известно, более всего делает человека человеком лобная (или префронтальная) кора. Эта часть головного мозга отвечает за предвидение, суждение, контроль над побуждениями, способность учиться на собственных ошибках. Так вот, она полностью формируется только приблизительно к 25-летнему возрасту. По мере взросления мозга нервные клетки обрастают белым жирным веществом — миелином. Миелинизация начинается с затылочной части мозга и продвигается вперед. Лобная кора полностью обрастает миелином, когда мы становимся уже значительно старше, т. е. в возрасте приблизительно 25 лет. Благодаря исследованию 6300 томограмм наших пациентов, проведенному в Amen Clinics, мы убедились, что, действительно, активность лобной коры приходит в стабильное состояние только в середине третьего десятка жизни». См.: Дэниэл Дж. Амен. Великолепный мозг в любом возрасте.
[8] Подробнее об этом процессе см. в книге «Пластичность мозга».
[9] Пол Э. Бэндхем. Революционный тренинг мозга. М.: Эксмо, 2011. С. 88–90.
Пол Э. Бэндхейм — доктор медицины, невролог, член Американской ассоциации неврологии, Американской академии неврологии и научного наблюдательного совета Института изучения старения. Исполнительный директор и главный врач основанной им компании BrainSavers, которая исследует работу мозга.
[10] Дэниэл Дж. Амен. Великолепный мозг в любом возрасте. М.: Эксмо, 2011. С. 39–40.
[11] Пол Э. Бэндхем. Революционный тренинг мозга. М.: Эксмо, 2011. С. 404–405.